Interested Article - Поончах

Поонча́х — в хакасской мифологии демон -душитель, крайне враждебно настроенный к людям и провоцирующий своих жертв совершать самоубийство путём повешения .

Описание

Согласно традиционным воззрениям хакасов , Поончах является порождением Ирлика ( Эрлика ) — владыки подземного мира, являющегося персонажем мифологии многих тюркских и монгольских народов. В более поздние времена появилось мнение, что в Поончаха превращается кут (душа) грешного человека, оставшаяся после его смерти в мире людей .

Поончах способен принимать разные обличья. Чаще всего его описывают как красивую женщину с холодными глазами, одетую в традиционную хакасскую одежду и держащую в руках верёвку. Поэтому в русском языке имя «Поончах» может использоваться как в мужском, так и в женском роде. Однако Поончах также может принимать облик мужчины, животного или дерева и даже становиться невидимым. В истинном же своём облике демон похож на человека с дыркой в макушке. Именно таким его может видеть шаман , вне зависимости от облика, выбранного духом в текущий момент .

У Поончаха есть место обитания, именуемое «Поончах чир» (земля Поончаха) — как правило, поросший черноталом берег реки, вихоревое дерево (дерево со спутанными ветками кроны), горы либо крыша дома .

Поончах обычно появляется в «красный вечер» — во время заката или в сумерках . Как правило, он приходит один, но известны и рассказы о группе демонов в облике девушек, приглашавших парней весело провести время. Жертвами Поончаха чаще всего становятся люди, находящиеся в состоянии депрессии или алкогольного опьянения . Демон различными способами уговаривает их повеситься , обещая избавление от жизненных невзгод. Даже если жертва, несмотря на все уговоры, отвечает Поончаху категорическим отказом, демон не перестаёт преследовать её, до тех пор пока не добьётся своего. В некоторых случаях он предварительно предлагает жертве выпить спиртного, чтобы притупить самоконтроль . Однако людей, поддавшихся на уговоры, ждала крайне незавидная участь: их души, попадая в Нижний мир, становились ездовыми конями обитавших там демонов .

Иногда Поончах при первой встрече с человеком не предлагает ему повеситься, а просит дать какой-либо предмет одежды. Если человек сделает это, то станет особенно уязвимым перед демоном .

Защитные обряды

Для защиты новорожденных детей от Поончаха хакасы проводили обряд «разрезания петли»: лезвием ножа, слегка касаясь кожи, проводили по горлу снизу вверх, а затем поперёк, образуя крест. Считалось, что после этого демону в дальнейшем будет труднее или вовсе не под силу обмануть человека .

Чтобы избавиться от визитов Поончаха, использовался имитативный обряд: шубу потенциальной жертвы набивали травой, привязывали верёвкой к дереву и стегали кнутом, при этом заявляя вслух, что хозяин одежды повесился, и называя его имя. Другой защитной мерой служил выстрел из ружья, заряженного медной или бронзовой пуговицей. Христианские символы ( крестное знамение и молитва ) также считаются способными отпугнуть духа. Чтобы не призвать Поончаха, люди избегали называть его по имени или говорить о повешении .

Если кто-то из жителей селения совершал самоубийство через повешение, то во избежание повторений несчастья приглашённый шаман совершал на берегу ближайшего ручья, уходящего под землю, обряд изгнания злого духа .

Считается, что лошади способны чуять Поончаха. При его приближении или во время проезда его обиталища лошадь замедляет ход или вовсе останавливается . Но и сам Поончах боится как лошадей, так и следов конских копыт .

В культуре

Слово «поончах» в хакасском языке иногда используется как синоним самоубийства . Выражение «Поончаха хыстырбсхан» (Поддался воздействию Поончаха) означает повешение, а «Поончах чорче» (Поончах ходит) — массовое самоубийство . Поверье о злом духе сохраняется среди местного населения и по сей день .

Хакасскому демону-душителю посвящён рассказ современного российского писателя Максима Маскаля «Поончах ходит» .

См. также

Примечания

  1. Бурнаков В. А. // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий : Материалы VII Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. — С. 489—495 . 26 октября 2019 года.
  2. Выборнов А. В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология : журнал. — Новосибирск, 2012. — С. 152—158 . 4 ноября 2019 года.
  3. Бутанаев В. Я. // . — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 254 с. 4 ноября 2019 года.
  4. . ИА Хакасия (27 июня 2016). Дата обращения: 4 ноября 2019. 4 ноября 2019 года.
  5. Маскаль М. . Мракопедия — энциклопедия ужасов . Дата обращения: 4 ноября 2019.

Ссылки

  • Бурнаков В. А. // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий : Материалы VII Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. — С. 489—495 .

Литература

  • Бутанаев В. Я. . — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 254 с.
Источник —

Same as Поончах