Музей Карла Эрнста Остхауса
- 1 year ago
- 0
- 0
Карла Баленда ( англ. Carla Balenda ), имя при рождении Сэлли Блисс ( англ. Sally Bliss ; род. 22 ноября 1925 года ) — американская актриса кино и телевидения, наиболее известная ролями в фильмах 1950-х годов.
Наиболее значимыми фильмами в карьере Баленды были « Выследить человека » (1950), « » (1951), « » (1951), « » (1952), « » (1952) и « » (1953). В дальнейшем она перешла на телевидение, где играла постоянные роли в сериалах « » (1954—1955), « » (1956) и « Лесси » (1958—1963).
Карла Баленда, имя при рождении Сэлли Блисс, родилась 22 ноября 1925 года в , Нью-Йорк в семье учителя старших классов. В 1927 году семья переехала в , а затем в на Лонг-Айленде , где с 14 лет Сэлли стала играть в школьных театральных постановках. После первых успехов она поступила в школу актёрского мастерства в Род-Айленде , а также стала выступать в спектаклях летнего театра .
Миллиардер и киномагнат Говард Хьюз , увидев на обложке журнала фотографию 17-летней Сэлли, пригласил её в Голливуд , где студия Хьюза подписала с ней контракт .
Как написал историк кино Эверетт Аакер, «в течение нескольких лет Хьюз держал актрису на контракте, но практически не давал ей работы. Пообещав сделать её звездой, Хьюз так и не дал актрисе серьёзных ролей» . В 1944 году она была отправлена на студию Columbia Pictures , где сыграла в пяти низкобюджетных фильмах студии — музыкальном вестерне « » (1944), музыкальных комедиях « » (1944), « » (1944) и « » (1945), а также вестерне « » (1945). В этих фильмах Баленда была указана в титрах как Сэлли Блисс, но затем она сменила имя на Карла Баленда. Как объяснила сама актриса: «Сэлли Блисс — это слишком нежно. А я совсем не нежная. Такое имя припечатало бы меня, вероятно, на роли инженю — а я совсем не того плана» .
Разочарованная работой на Columbia , Баленда «в конце концов, взбунтовалась, после чего Хьюз дал ей роли в нескольких фильмах на своей студии RKO Pictures » . Первой картиной Баленды на RKO стал нуаровый детектив « Выследить человека » (1950), где главному герою, адвокату ( Гиг Янг ) нужно найти семерых свидетелей по делу об убийстве двенадцатилетней давности. Одним из свидетелей оказывается психически больная героиня Баленды, появление которой в суде позволяет разоблачить истинного убийцу. Кинокритик Хэл Эриксон назвал весь актёрский состав фильма «раем для поклонников кино», среди прочих особо отметив Карлу Баленду .
Затем последовала крупнобюджетная военная мелодрама RKO « » (1943) с Дэной Эндрюсом и Клодом Рейнсом , которая, по словам Баленды, стала её любимой картиной . В этом фильме актриса сыграла главную женскую роль девушки, которая оказывается на борту канадской рыболовецкой шхуны в тот момент, когда она обнаруживает корабль, снабжающий немецкие подводные лодки торпедами. По мнению кинокритика Крейга Батлера игра Баленды в этом фильме была «не более чем удовлетворительна», однако во много это связано с тем, что её образ плохо прописан в сценарии .
Третьей заметной картиной Баленды на RKO стал шпионский фильм нуар « » (1951), где она сыграла главную роль незамужней сестры доктора небольшого городка в Миннесоте , которая вместе с нью-йоркским журналистом ( Эллиотт Рид ) разоблачает план коммунистов по заражению пресной воды в местном водоёме. Отметив очевидную антикоммунистическую паранойю фильма, характерную для периода маккартизма , TV Guide тем не менее указал, что благодаря «мастерству режиссёра Мензиса удалось превратить этот дряхлый материал в достойную картину». Тем не менее, фильм неудачно прошёл в прокате и принёс крупный убыток .
В романтическом экшне RKO « » (1952) Баленда сыграла главную женскую роль журналистки, освещающей мотоциклетные гонки, которая должна выбирать между двумя ведущими гонщиками, претендующими на её сердце. Как отметили критики, это редкий фильм того времени о мотоциклах, и «своими гоночными сценами может понравиться байкерам» .
Как отмечает Аакер, к сожалению, «ни одна из этих ролей так и не обеспечила ей карьерный подъём», и Баленда ушла со студии . Её первой картиной за пределами RKO стал независимый феминистский вестерн « » (1952), который рассказывал о городке на Диком Западе , власть в котором принадлежит женщинам. По словам критика Дениса Шварца, несмотря на достаточно сильный актёрский состав, фильм плохо поставлен, тем не менее, «он забавен и заслуживает просмотра благодаря своей необычности и игре Мэри Виндзор в главной роли» .
В 1953 году Баленда сыграла одну из двух главных женских ролей испанской принцессы Марии в независимой приключенческой ленте « » (1953), действие которой происходит в Нидерландах середины 16-го века . Последним фильмом Баленды, где она сыграла главную женскую роль, стал малозначимый вестерн студии Republic Pictures «Конь-призрак» (1954). После этого фильма Баленда переориентировалась на телевидение . Последний раз она появилась на большом экране двенадцать лет спустя в фантастическом триллере « Вторые » (1966), сыграв эпизодическую роль медсестры .
Как отметила в своей статье в журналистка Лидия Лейн, «у Баленды были контракты с RKO Pictures и Columbia Pictures , но её карьера по-настоящему пошла в гору лишь в 1954 году, когда её выбрали на роль возлюбленной Микки Руни в его телешоу» . В общей сложности в период 1954—1955 годов Баленда сыграла в 18 эпизодах ситкома «Шоу Микки Руни» . Затем последовал фантастический сериал « » (1956), в 13 эпизодах которого Баленда играла главную женскую роль медицинской сестры, которая вместе со своим боссом, генеральным хирургом, а также агентом секретной службы ведёт борьбу с доктором Фу Манчу, который стремится к мировому господству . Третьей крупной работой Баленды на телевидении стал семейный сериал « Лесси » (1958—1963), в 16 эпизодах которого она исполняла роль учительницы мисс Хэзлитт .
Баленда также была приглашённой звездой отдельных эпизодов почти двадцати различных сериалов, среди них «Театр „Шеврон“» (1953), «Утренний театр» (1955), «Настоящие Маккой» (1958), «Бунтарь» (1961), « Перри Мейсон » (1962) и «Караван повозок» (1963) .
В 1943 году 18-летняя Баленда вышла замуж за ветерана Второй мировой войны , военного лётчика Джона Мартина. Их брак продлился 15 лет, в котором у них родилось двое сыновей . В 1957 году Карла Баленда вернула себе девичье имя Сэлли Блисс .
В 1964 году она повторно вышла замуж за авторитетного калифорнийского адвоката и писателя Уильяма Раттера (умер в 2012 году). В 1965 году по настоянию мужа Баленда завершила актёрскую карьеру, чтобы заниматься семьёй и детьми. Она также участвовала в общественной жизни и занималась благотворительностью .
По состоянию на ноябрь 2013 года она жила под именем Сэлли Б. Раттер в Энсино , Калифорния . Помимо двух сыновей у неё 13 внуков и 6 правнуков .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1944 | ф | Свинг в седле | Swing in the Saddle | Джуди Бэйлисс (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1944 | ф | Танцы на Манхэттене | Dancing in Manhattan | Билли (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1944 | ф | Познакомьтесь с мисс Бобби Сокс | Meet Miss Bobby Socks | Пиллоу (в титрах не указана) |
1945 | ф | Иди была леди | Eadie Was a Lady | Дорис (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1945 | ф | Скотокрады Бэдлендс | Rustlers of the Badlands | Сэлли Бойлстон (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1950 | ф | Выследить человека | Hunt the Man Down | Ролин Вуд |
1951 | ф | Запечатанный груз | Sealed Cargo | Маргарет Маклин |
1951 | ф | Рука с хлыстом | The Whip Hand | Джанет Келлер |
1952 | ф | Скорость, которая возбуждает | The Pace That Thrills | Ив Дрейк |
1952 | ф | Женщины-преступницы | Outlaw Women | Бет Лараби |
1953 | ф | Принц пиратов | Prince of Pirates | принцесса Мария |
с | Театр «Шеврон» | Chevron Theatre | (1 эпизод) | |
1954 | ф | Конь-призрак | Phantom Stallion | Клэр |
1954 | с | Твоя любимая история | Your Favorite Story | (1 эпизод) |
1954 — 1955 | с | Шоу Микки Руни | The Mickey Rooney Show | Патриция Харди (20 эпизодов) |
1955 | с | Выбор народа | The People's Choice | Джейн Картер (1 эпизод) |
1955 | с | Утренний театр | Matinee Theatre | (1 эпизод) |
1956 | с | Приключения доктора Фу Манчу | The Adventures of Dr. Fu Manchu | Бетти Леонард (13 эпизодов) |
1957 | с | Серый призрак | The Gray Ghost | Кристин (1 эпизод) |
1958 | с | Свидание с ангелами | Date with the Angels | Вивиан (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1958 | с | Настоящие Маккой | The Real McCoys | миссис Стрикланд (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1958 — 1963 | с | Лэсси | Lassie | мисс Хэзлит (16 эпизодов) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1960 | с | Люди в космосе | Men Into Space | доктор Эллис Роу (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1961 | с | Бунтарь | The Rebel | Мэри Бишоп (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1962 | с | 87-й участок | 87th Precinct | мисс Тилсон (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1962 | с | Перри Мейсон | Perry Mason | Кей Маккензи (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1963 | с | Караван повозок | Wagon Train | Марта Лидс (1 эпизод) (в титрах указана как Сэлли Блисс) |
1966 | ф | Вторые | Seconds | медсестра в операционной (в титрах не указана) |