Interested Article - Мариам Дадиани

Мариа́м Дадиа́ни ( груз. მარიამ დადიანი ; между 1599 и 1609 годами 1682 ) — царица Картли , супруга Ростома Багратиони , дочь владетеля Мегрелии Манучара Дадиани , единокровная сестра Левана II Дадиани и единоутробная сестра Кайхосро I Гуриели .

В 1621 году вышла замуж за Симона , сына Мамии II Гуриели . После убийства Симоном отца, брат Мариам забрал сестру и увёз в Мегрелию , в Зугдиди . В 1634 году с разрешения персидского шаха Мариам вышла замуж за картлийского царя Ростома . Брак был направлен против Теймураза I и имеретинского царя Георгия III . После смерти Ростома в 1658 году , Мариам вышла замуж за картлийского царя Вахтанга V .

Мариам восстанавливала разрушенные завоевателями церкви и монастыри — в частности, заново отстроила Болнисский храм , обновила Руисскую церковь и другие. Мариам собирала и обновляла грузинские манускрипты , на собственные средства выкупала ценные пергаменты . В 1633 1646 годах с помощью Мариам был заново переписан сборник « Картлис Цховреба ».

Биография

Мариам была дочерью владетельного князя Одиши (Мегрелии) Манучара I Дадиани , который правил в 1590 1611 годах . Его первой женой была Нестан-Дареджан Багратиони, дочь царя Кахети Александра II . Известно, что жениться на Нестан-Дареджан хотел Шах Аббас I , однако Александр, бывший категорически против этого брака, срочно выдал дочь замуж за Манучара, владетеля Одиши (Мегрелии) .

По сведениям русских послов Кузьмы Совина и Андрея Полуханова, Манучар женился на Нестан-Дареджан в 1596 году . Исходя из этой даты, а также из сведений Арканджело Ламберти , историк точно вычислил дату рождения Левана, первенца Манучара и Нестан-Дареджан — 1597 год , который также стал годом смерти Нестан-Дареджан ( Вахушти Багратиони писал, что « при родах умерла Нестан-Дареджан ») .

Леван II Дадиани , брат Мариам

После траура по Нестан-Дареджан, по сведениям Вахушти, Манучар женился на вдове Вахтанга Гуриели и дочери атабага . также пишет, что Мариам была дочерью дочери атабага . По сведениям анонимного грузинского летописца, мать Мариам звали Тамар . Исходя из этой информации, считается, что мать Мариам была Тамар Джакели , сыном которой от первого брака был Кайхосро I Гуриели , политический деятель Западной Грузии, правивший в Гурии в 1639 1658 годах . У Манучара и Тамар Джакели было четверо детей: Эрекле, Иэсе, Мариам и ещё одна дочь, имя которой не сохранилось (в материалах русского посольства 1652 года , упоминается вторая сестра Левана Дадиани , отправленная к шаху Ирана ). Неизвестно, кто из детей — Иэсе, Эрекле, Мариам или неназванная сестра — был старше. Если считать, что Мариам была старшей, то год её рождения не мог быть раньше 1599 года . Известно, что Мариам вышла замуж за Симона Гуриели в 1621 году , в Грузии того времени же было запрещено выходить замуж до 12 лет. С учётом этого закона, Мариам не могла родиться позднее 1609 года , поэтому, скорее всего, она родилась между 1599 и 1609 годами .

Детство

Согласно грузинской традиции, знатных детей отдавали на воспитание подчинённым азнаурам (дворянам) или тавадам (князьям).Поэтому можно предположить, что Мариам тоже отдали на воспитание в семью какого-либо тавада или азнаура. В составленном в 1634 году списке приданого, среди прочего, упоминается следующее — « честная, хорошо воспитанная, стройная как тростинка » .

Мариам рано лишилась отца. Как пишет Вахушти, в 1611 году во время охоты стадо оленей увлекло и убило его .

Первый брак. Мариам и Симон Гуриели

Симон II Гуриели — первый муж Мариам Дадиани

Согласно одной из хроник, в 1621 году Мариам вышла замуж за сына владетеля Гурии Симона (в будущем ставший Симоном I Гуриели ). У Мариам и Симона родился сын Отиа. Мариам жила счастливо с Симоном до 1625 года — когда мечтавший о Гурийском троне Симон убил своего отца.

Узнав об этом, Леван II Дадиани , брат Мариам, решил воспользоваться ситуацией и подчинить себе гурийское княжество. Решающая битва между ним и Симоном произошла возле Ланчхути . Леван жестоко покарал своего противника — выколол ему глаза, а сестру забрал с собой в Мегрелию. Владетелем (мтаваром) Гурии Леван назначил католикоса Западной Грузии Малахию (Гуриели), а соправителем — Кайхосро I (брата Мариам по матери).

После этих событий в течение семи лет Мариам жила при дворе брата в Зугдиди и занималась лишь воспитанием сына Отии.

Второй брак. Воцарение в Картли

царь Ростом — второй муж Мариам Дадиани

В 1632 году с разрешения персидского шаха Сефи I на картлийский трон взошёл омусульманенный грузинский царевич Ростом Багратиони.

По воспоминаниям современников, Ростом Багратиони был одарённым, умным, но в то же время хитрым и дальновидным человеком. Вначале Ростом стал начальником шахской гвардии, а затем стал управляющим города Исфагана . После того, как Ростом принял участие в перевороте в Иране 1629 года , итогом которого стало восшествие на престол шаха Сефи I , Хосро-Мирза, он же Ростом Багратиони, стал вторым человеком в государстве .

После отстранения от трона Картли непокорного Теймураза I , 3 ноября 1631 года , Сефи I назначил царём Картли Ростома.

Находящийся в Картли в 1626 году католический миссионер Пьетро Аватабили отмечает, что « новый царь ещё не приехав уже мечтал о женитьбе на сестре Дадиани, владетеля Одиши, и не уставал посылать гонца за гонцом » .

Однако, в то же время из других источников известно, что приехав в Картли Ростом женился на Кетеван, дочери князя Горджаспа Абашишвили (из рода Бараташвили ) , и только после смерти своей первой жены он женился на Мариам. Вахушти Багратиони пишет: « после смерти первой своей жены отправился Ростом к Левану и отдал он ему в жёны сестру свою » . Ростом боялся укрывшегося в Имерети Теймураза, и хотел заручиться поддержкой могущественных союзников. Именно этим был обусловлен брак картлийского царя и сестры владетеля Мегрелии. И если Ростом хотел заполучить Теймураза для усиления власти в Картли, то целью Левана было получение имеретинского царства.

В 1633 году владетель Мегрелии отправил в Картли посольство под управлением Николоза (Никифора) Ирубакидзе-Чолокашвили, которое должно было обговорить условия предстоящей свадьбы.

Встреча между Леваном и Ростомом произошла возле деревеньки Багдати , на мосту Кака. Ростом выдвинулся из Картли с 30 000-м войском и встал лагерем возле деревни . Леван выдвинулся также с большим войском и встал возле деревни .

Узнавший об этом царь Имерети Георгий III решил расстроить опасную для него политическую свадьбу. Имеретинское войско перерезало путь мегрельскому владетелю, Георгий решил разведать обстановку и с малым отрядом подошёл к врагу, но предатель в свите Георгия рассказал обо всём Левану и последний взял в плен царя Имерети .

Государственная деятельность

Сразу после воцарения в Картли Мариам без ведома Ростома освободила от податей тбилисских крестьян, что было, по меньшей мере, странным для Картли феодальной эпохи.

Известно, что поначалу Мариам была категорически против замужества с престарелым мусульманином, но поняв, что сопротивляться брату не имело смысла, условием свадьбы назвала равные права в управлении царством. Из-за трудной ситуации, когда для сохранения трона Ростому был необходим альянс с Леваном, он согласился на эти условия.

Будучи царицей Картли, Мариам много способствовала строительству множества новых церквей и восстановления старых. Под её руководством был переписан важнейший памятник грузинской истории — « Картлис Цховреба » (Житие Картли). Царь Ростом, будучи с детства мусульманином , воспитанным в Персии , стал насаждать в Грузии иранские обычаи, при нём были введены персидские должности, в грузинский язык внедрена персидская лексика, в грузинскую культуру — персидская и мусульманская, что пагубно отражалось на национальном самосознании грузин . Несмотря на то, что его правление было отмечено стабильностью, спокойствием, укреплением государственной власти и даже экономическим подъёмом, из-за активной иранизации Картли в грузинском обществе росло недовольство правлением Ростома. Одним из лидеров оппозиционно настроенной части общества стал духовный отец царицы Мариам — католикос Эвдемоз I (Диасамидзе). Он, не страшась, говорил Ростому в лицо: «Ты отец родной для мусульман, а для христиан ты — отчим!». В 1642 году под руководством католикоса был организован заговор против царя, однако заговор был раскрыт, католикос арестован и впоследствии задушен. Тем не менее, царица Мариам продолжила дело своего духовного отца в части сохранения грузинской культуры .

Для понимания роли Мариам в политической жизни крайне важно оценить события после смерти Ростома. Созданная в XVIII веке хроника «Житие Картли» пишет:

Царь Ростом умер в городе Тбилиси. Не желала плакать ни царица, ни народ. Ради приличия поплакали день-два. Татары внесли его в крепость, чтоб похоронить в городе Куме . Джемал хан тоже был там, ввёл Мариам в крепость и хотел отправить её к шаху.

Но Мариам отказалась отправиться в Иран и отправила к шаху посла князя Папуну Цицишвили , который и доложил шаху о смерти Ростома, и отдал ему письмо от Мариам. Текст письма Мариам к шаху неизвестен, однако его содержание известно из письма Мариам к своему советнику 1658 года . Она просила считать её матерью Шахнаваза ( Вахтанг V ), то есть остаться на троне. Из «Жизни Картли» известно, что:

Папуна рано прошёл к Шаху. Опечалился шах услышав о смерти Ростома. (Папуна шаху) сказал, что и при жизни, и по завещанию Ростом отдал своё царство владетелю Мухрани.

Дальнейшие события описывает нам царевич Вахушти :

Узнав об этом, шах пожаловал Вахтангу царство в Картли и дары большие и сокровища Ростома и велел жениться на царице Мариам. Получив эти вести, Заал эристави отступил в Душети и не захотел подчиниться Вахтангу и отказался от сватовства тоже с ним, ибо Заал [до того] просил у Вахтанга дочь его за сына своего.

А Вахтангу было тяжело жениться на царице Мариам, ибо был он женат на Родам, дочери Каплана, возвышенной и добродетельной, однако бессильный [Вахтанг] отпустил Родам и женился на Мариам.

Третий брак. Мариам и Вахтанг

Мариам Дадиани и её сын Отиа, зарисованные Григорием Гагарным с фрески в Светицховели

В 1654 году Ростом признал своим приёмным сыном и наследником трона Вахтанга Багратиони-Мухранского. В тот же год царевича отправили в Персию , откуда вернулся мусульманин Шахнаваз, он же Вахтанг V . После смерти Ростома шах назначил царём Картли Вахтанга, однако условием царствования назвал женитьбу с Мариам. Вахтанг был вынужден развестись со своей первой женой, Родам Орбелиани и жениться на Мариам. Из документов того времени известно, что Мариам на равных управляла государством — в одном из документов 1664 года Мариам пишет:

Многое сделала я хорошее для Грузии и долго властвовала над ней .

Мариам использовала амбиции своего мужа для собственных целей — после смерти Левана II 17 марта 1657 года , в разразившейся битве за мегрельский престол Мариам заняла сторону Липарита Дадиани, так как он был сыном её брата. Сложившейся ситуацией воспользовался князь Салипартиано Вамех Дадиани, который с помощью царя Имерети спустя несколько недель взошёл на престол. Попытка дворян Мегрелии своими силами возвести на престол Липарита Дадиани кончилась ничем, и последний был вынужден отправиться за помощью к родственникам своей бабки: и Ахалцихскому паше. Затем Липарит отправился в Гори к своей тёте, где получил картлийское войско под предводительством князя Зазы Цицишвили . Войска союзников вошли в Мегрелию, и Вамех III Дадиани был вынужден бежать в Имерети. Липарита поддерживали как светские, так и религиозные власти — в частности католикос Илларион, но удержаться у власти Липарит не смог. Царь Имерети Александр III ввёл свои войска в Мегрелию и разгромил войско ахалцихского паши и Липарита и посадил владетелем Вамеха III. Дальнейшая судьба Липарита неизвестна — по одной из версий, он умер в битве, а по сведениям царевича Вахушти, он вместе с Кайхосро Гуриели отправился в Стамбул , где и умер .

Мариам болезненно встретила известие о победе Вамеха в Мегрелии, однако вначале ничего не могла сделать — вскоре Вамех стал царём Имерети, а спустя некоторое время попытался захватить и Гурию , где получил отпор от Кайхосро. Испуганный Вамех нарушил договор с Шахнавазом ( Вахтанг V ), и для сохранения власти в Имерети срочно выдал замуж свою дочь за тамошнего князя Бежана Гогоберидзе, хотя по договору Вамех должен был выдать свою дочь замуж за сына Вахтанга. Французский путешественник Жан Шарден пишет: « Мариам… попросила своего мужа защитить интересы её родственника, и вернуть ему трон, законным наследником которого он является » .

Вскоре Вахтанг вторгся в Мегрелию и вынудил Вамеха бежать в Сванети , куда по приказу Вахтанга управляющий ( сардал-моурав ) Лечхуми Хосиа Лашхишвили послал убийц и вскоре Вамех был убит.

Владетелем Мегрелии стал другой племянник Мариам — Шамадавле, взявший имя Леван III Дадиани .

Абесалом Тугуши отмечает, что при Вахтанге Мариам не только не отдалилась от политики, а наоборот, усилила своё влияние на политику Картли .

Смерть

Могильная плита Мариам Дадиани в соборе Светицховели.

Мариам умерла в глубокой старости и с большим почётом была похоронена в Светицховели . Точная дата её смерти неизвестна, так как надгробье треснуто в том месте, где должна быть дата смерти. Сохранилась эпитафия надгробия, которая гласит:

Дочь: Дадиани: Царица: Грузии

Мариам: Лежу: В малой: Гробнице: Сей

Видящие: Простите грехи мои: Ради

Бога: Христа:---:Хороникона

Эпитафия в Кафедральном храме Светицховели

В Грузии того века даты обозначались буквами — соответственно, сохранившиеся в конце буквы обозначали 1680 год , однако, по мнению Абесалома Тугуши, в конце отсутствуют цифры, обозначающие десятилетие и год, и, соответственно, эта дата не пригодна для идентификации года смерти .

Хроники того времени также тоже не дают точной даты — согласно хронике Парсадана Горгиджанидзе Мариам умерла в 1681 году . Наибольшее число современников и произведений того времени (царевич Вахушти в «Истории царства Грузинского», Иесе Чхеидзе в переписанной им в XVII веке «Жамгулани», « Картлис Цховреба » и «Жамни» XVII века ) называют годом смерти 1682 год . В хронике Габриэла Микадзе годом смерти назван 1683 год .

Её сын, Отиа Гуриели, воспитывавшийся при дворе царя Ростома , был женат на дочери арагвского эристава Заала и умер в 1645/6 году, оставив сына Липара (? — 1658) .

Мариам Дадиани в иконографии

На сегодняшний день сохранилось несколько изображений Мариам на фресках и один портрет современника карандашом. Самая ранняя фреска с изображением Мариам хранится на юго-восточной части Цаленджихского храма , надпись под фреской гласит: « Госпожа Мариам, дочь властелина Манучара » .

В Мартвильском храме так же существует изображение женщины в дорогой короне и с маленьким сыном — которое по мнению Абесалом Тугуши является изображением Мариам .

Третья фреска Мариам находилась на юго-восточной колонне храма Светицховели . О её существовании известно благодаря Григорию Гагарину — он зарисовал фреску и опубликовал в своём альбоме .

Фреска Мариам Дадиани существует и в Иерусалиме — в грузинском монастыре Креста. Путешествовавший в 1775 году Тимоте Габашвили так описывает эту фреску :

Нарисована Царица Картли, дочь Дадиани, царица Мариам, властительница Картли

В 1845 году Нико Чубинишвили перерисовал эту фреску, а в 1980 году её опубликовал Борис Канделаки .

Портрет Мариам, исполненный католическим миссионером доном Кристофоро де Кастелли , был нарисован им в период его пребывания в Мегрелии. Известно, что когда Бежан Гиоргадзе переводил надписи Кастелли, с большим трудом удалось разобрать следующие надписи — царица Грузии и Колхида .

Эпиграфическое упоминание

В церкви Святого Георгия в селении , к северу от города Гори , на южной двери церкви имеется шестистрочная надпись, выведенная шрифтом « асомтаврули » :

Эй, доблестный, великомученик среди мучеников, святой Георгий, спаси и сохрани в обеих жизнях славящую тебя царицу цариц, дочь государя Дадиани Мариам и воздай взамен благодать и покровительство своё в судный день, аминь.

Фрагмент родословного древа Мариам Дадиани

Мамиа IV
Владетель Мегрелии

ж.: дочь Ростома Гуриели
Нестан-
Дареджан
дочь царя Кахети
Александра II
Манучар I
Владетель Мегрелии
Тамара
Джакели
N.дочь
м.: Баграт
царь Имерети
Георгий II
князь Салипартиано

ж.: Анна Дадиани
Леван II
Владетель Мегрелии
Симон I
Гуриели
Владетель Гурии

1-й брак
Мариам
3-й м.: Вахтанг V
царь Картли
Ростом
царь Картли

2-й брак
Эрекле
Иэсе
N.дочь
м.: Сефи I шах Ирана
Кайхосро I
Гуриели
Владетель Гурии
Вамех III
Владетель Мегрелии
царь Имерети

ж.: Елена Гуриели
Отиа
ж.: N. дочь арагвского эристава Заала
Леван III
(Шамадавле)
Владетель Мегрелии
Георгий III
князь Салипартиано
Липар

Примечания

  1. Абесалом Тугуши. = ცხოვრება და ღვაწლი დედოფალ მარიამ დადიანისა / Маринэ Месхиа. — Тб. : Центральный Зугдидский исследовательский исторический музей, 1992. — 64 с.
  2. Илья Антелава. Леван II Дадиани = ლევან II დადიანი. — Тб. , 1990.
  3. Арканджело Ламберти. Описание Колхиды или Мингрелии, о. Ламберти, миссионера Конгрегации для распространения христианской веры // Записки Одесского общества истории и древностей, Том X. — 1877.
  4. Вахушти Батонишвили . Описание картлийского царства. Житие Картли. — Т. IV. — Тб. , 1973. — С. 823.
  5. = ქართლის ცხოვრება. — Тб. , 1959. — Т. II. 21 июля 2011 года.
  6. Георгий Пайчадзе. Исторический Вестник - Материалы по грузино-российским отношениям = მასალები რუსეთ–საქართველოს ურთიერთობის ისტორიისათვის. — Тб. , 1965. — Т. I.
  7. С. Барнавели. Вестник Грузинского Музея - книга приданого Мариам Дадиании = დადიანის ასულის მარიამის მზითვის წიგნი, საქართველოს მუზეუმის მოამბე. — Тб. , 1962. — Т. XVIII.
  8. A. Cronicle of the Carmelites in persia and the Papal mission of the XVII-th and XVIII-TH centuries, I London, 1939, p. 279
  9. Дон Пьетро Аватабиле . Письма о Грузии. / Бежан Гоегадзе. — Тб. , 1997. — С. 27.
  10. Джамбуриа Г. (недоступная ссылка) . // Исследования истории Грузии. — Т. IV. — Тб. , 1972. — С. 317.
  11. . Дата обращения: 5 февраля 2010. 2 декабря 2019 года.
  12. 18 сентября 2007 года.
  13. Жгенти Д. ქართლის დედოფალ მარიამის როლი სახელმწიფოს გამგებლობაში (груз.) = Роль царицы Картли Мариам в управлении царством : Журнал. — Мацнэ (Вестник), 1985. — გამ. №1 .
  14. Жан Шарден. «Путешествие кавалера Шардена по Закавказью», перевод с французского Мзия Мгалоблишвили. — Тб. , 1975.
  15. პირთა ანოტირებული ლექსიკვონი «Аннотированный словарь личных имен» (по грузинским историческим документам XI—XVII вв.) — Т. I. — Тб. , 1991. — С. 783.
  16. Григорий Гагарин. Сборник Византийских, Грузинских и старо русских орнаментов и памятников Архитектуры. — СПб.. — 1897—1903.
  17. Тимоте Габашвили. Мимосвла = მიმოსვლა. — Тб. , 1956.
  18. Качарава Д. Сборник вопросов о Вахтанге V. "из истории грузинских Царств". — Тб. , 1970.
  19. Бежан Гиоргадзе. Кристофоро де Кастелли — альбом о Грузии. — Тб. , 1977.
  20. (недоступная ссылка) .
Источник —

Same as Мариам Дадиани