Алексушин, Глеб Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Глеб Владимирович Гусаков (род. 1966) — писатель-фантаст, вместе с соавтором Александром Вячеславовичем Христовым известен под псевдонимом Ярослав Веров . Кроме того — реставратор, издатель, директор фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг» и литературного семинара «Партенит».
Глеб Владимирович Гусаков родился 23 октября 1966 года в Донецке . В 1985—1987 годах служил в рядах советской армии. В 1990 году окончил Донецкий политехнический институт (ныне — Донецкий национальный технический университет), в 1993 — аспирантуру Донецкого физико-технического института (ДонФТИ) по специальности «Физика твердого тела» . Сейчас работает в ДонФТИ на должности ведущего инженера.
Работал редактором издательства « » .
Женился первый раз в 1988 г., дочь Ксения (1991 г.р.)
Второй раз женился 19 января 2022 года на писательнице Юлиане Лебединской, с которой до этого прожил в гражданском браке 8 лет.
В школе Глеб втайне от всех сочинял стихи и рассказы, учитель русского языка и литературы предрекал ему блестящее писательское будущее. Однако всерьез литературной деятельностью Глеб Гусаков занялся спустя годы. В 1995 году он попал в серьёзную автокатастрофу , чудом в ней выжил, после чего оставил бизнес, которым зарабатывал на жизнь в нестабильные 1990-е, и вернулся из длительного отпуска в Донецкий физико-технический институт. И в этом же году вспомнил о своей любви к фантастической литературе и писательству.
Основная часть литературного творчества Глеба Гусакова создана им в соавторстве с Александром Вячеславовичем Христовым под псевдонимом Ярослав Веров.
Работает Веров в направлении научной фантастики, философской мистики, психологической прозы, юмористической фантастики. Причем, в случае Ярослава Верова под юмористической фантастикой может скрываться литературный анекдот, добрая ирония, тонкая пародия, ядовитый сарказм, мрачный гротеск…
Ярослав Веров — экспериментатор. Он любит смешивать в своих произведениях абсолютно разные направления. Яркий пример смеси мистики и фантастической сатиры — роман «Господин Чичиков» .
В 2006 году Глеб Гусаков, оставаясь под псевдонимом Веров, составил новый соавторский дуэт с Игорем Валерьевичем Минаковым . В отличие от играющего со стилями Ярослава Верова, Веров-Минаков работал исключительно в жанре твердой научной фантастики. И не просто работал — Веров-Минаков одним из первых начал возрождать научную фантастику, пришедшую в русскоязычной литературе в упадок.
Соавторы выпустили романы «Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества» (2008), «Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила» (2008), сборник "Операция «Вирус» (2010) и повесть Cygnus Dei (2010).
В 2013-м году соавторы удостоились премии "Меч Бастиона" - вручается по решению Коллегии ЛФГ "Бастион", за особые заслуги в развитии фантастики.
Глеба Гусакова можно по праву назвать идеологом возрождения отечественной научной фантастики. Под возрождением НФ Глеб понимает не возвращение к старой советской фантастике, а поднятие современной русскоязычной НФ на новый качественный уровень.
Вот как сам Глеб Гусаков характеризует идеальный НФ-роман:
…это нечто такое: а) текст, в котором фантастические допущения не идут вразрез с естественнонаучной картиной мира;
б) масштабное произведение, включающее в себя такие важные компоненты, как философия, этика, социология; для раскрытия этих философских, этических и социальных конфликтов критично важно избранное автором фантдопущение (система фантдопущений) — без него разрешение этих конфликтов или хотя бы постановка соответствующих вопросов невозможны;
в) динамика внешнего и внутреннего действия, сюжетная острота – времена «лекций профессора Петрова» миновали, все идеи выражаются через конфликты и действие.
— www.labirint.ru/news/6923/
В 1995 году Глеб Гусаков увлекся реставрацией икон . Учился у отца — Владимира Николаевича Гусакова и своего дяди (брата отца) — Бориса Николаевича Гусакова, профессионального художника. Кроме того, в домашней библиотеке имелось много книг по искусству и древнерусской иконе. На сегодняшний день (июль, 2012 год) Глеб Гусаков вернул к жизни сотни икон. В соавторстве с коллекционером Олегом Мечиславовичем Здановичем выпустил альбом «Всем Скорбящим Радость. Иконы XVI—XX вв. В частных собраниях г. Донецка» и книгу-альбом «Благовещение. Хроники спасенного иконостаса» , .
19 июля 2012 года Глеб Владимирович Гусаков был удостоен Благословенной архиерейской грамоты за успешное проведение работ по восстановлению и реставрации вновь обретённого чудотворного образа «Спас Малочернечинский».
С 2006 по 2009 год издательство «Снежный ком» (без литеры «М») базировалось в Риге , редактором был Эрик Брегис . Но сложности, связанные с логистикой, заставили Эрика Брегиса задуматься о том, чтобы перенести издательство в Москву. В этом ему и помог Глеб Гусаков. Совместные усилия соучредителей позволили зарегистрировать новое издательство в Москве под новым брендом «Снежный ком М». Весной 2010 года вышли первые книги — сборник Ярослава Верова и Игоря Минакова «Операция „Вирус“» (серия «Настоящая фантастика») и сборник Дмитрия Колодана «Время Бармаглота» (серия «Нереальная проза»).
В 2011 году к двум постоянным сериям издательства добавилась ещё одна — «Антология», включающая в себя тематические сборники повестей и рассказов. Открыли серию провокационные антологии «Классициум» и «Феминиум». В первой книге современные авторы-фантасты писали от имени классиков литературы, во второй — авторы-мужчины писали от женского имени феминистическую прозу (авторы-женщины, впрочем, в антологии тоже присутствуют).
В 2012 году на сайте «Снежного Кома М» открылся «Книжный киоск», в котором можно приобрести электронные версии всех книг издательства, а также книг, которые по некоторым причинам не были изданы в бумаге.
Среди авторов издательства «Снежный Ком М» — как ветераны фантастики ( Далия Трускиновская , Павел Амнуэль , Зиновий Юрьев , Евгений Филенко ), так и молодые таланты ( Тим Скоренко , Борис Георгиев, Аждар Улдуз)
Фестиваль фантастики « » впервые состоялся в 2007 г. в пгт. Партенит (АР Крым, Алуштинская обл.). Организатором был общекрымский КЛФ "Фанданго" под руководством Валерия Гаевского , председателем конвента была Светлана Позднякова. Конвент получился не очень удачным, однако благодаря ему Светлана познакомилась с Глебом Гусаковым. Второй и последующие фестивали они организовывали вместе, вплоть до 2013 года.
С 2014 года фестивалем руководит Глеб Гусаков.
На фестивале « » проходят творческие встречи с известными писателями, фотовыставки, экскурсии. Для молодых авторов регулярно проводятся конкурсы и мастер-классы по написанию НФ-рассказов, фентези-рассказов, рецензий и очерков. По итогам этих мероприятий выходит периодический сборник повестей и рассказов «Настоящая фантастика» .
Среди гостей фестиваля — Генри Лайон Олди , Антон Первушин , Сергей Лукьяненко , Вадим Панов , Дмитрий Скирюк, Дмитрий Казаков и другие.
впервые состоялся в 2009 году в одноименном крымском поселке, под руководством Глеба Гусакова и Светланы Поздняковой. С 2014 года - под руководством только Глеба Гусакова.
Семинар проходит каждый год в мае, длится неделю.
До 2014 года Семинар проходил при участии мастеров Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова.
На нём рассматривалось четырнадцать неопубликованных романов молодых авторов. Семеро из них составляло группу Генри Лайона Олди , семеро — группу Андрея Валентинова .
В 2015 году состав мастеров и структура семинара изменились. Вместо двух групп романов работает одна романная группа (под руководством Глеба Гусакова и Дмитрия Скиирюка) и группа повестей (2015 год - под руководством Далии Трускиновской, 2016 - Дмитрия Казакова).
Задача мэтров — пристально изучить тексты своих подопечных, указать на ошибки, дать советы по улучшению произведения. Участники и вольнослушатели семинара также имеют право высказываться по текстам коллег.
Лучшие произведения рекомендуются к изданию, иные — могут быть рекомендованы после некоторой переработки. Кроме того, и мэтры, и директор семинара (Глеб Гусаков) всячески способствуют продвижению своих выпускников.— ведут переговоры с издательствами о публикации романов семинаристов, дают советы по доработке текстов и после завершения семинара.
Кроме того, на сайте Литературного семинара "Партенит" выкладывались стенограммы заседаний , чтобы молодые авторы, не попавшие на семинар, могли тоже чему-то научиться.
На семинаре также проходит мастер-класс по фантастическому рассказу под руководством Глеба Гусакова и Антона Первушина , затем - под руководством Глеба Гусакова и Сергея Чекмаева. Произведения-победители отсылались Борису Натановичу Стругацкому с перспективой публикации в журнале Полдень. XXI век , а также принимаются к печати в сборниках «Снежного Кома М».
Глеб Гусаков о концепции семинара:
"Видите ли, я убежден, что молодому и талантливому (без иронии) автору надо помогать. Утверждение, мол, талант сам пробьет себе дорогу — не представляется мне истинным. Разумеется, «научить таланту» нельзя, но подтолкнуть, указать, не дать свариться в собственном соку — можно и должно".
— . 12 декабря 2012 года.