Привет семье!
- 1 year ago
- 0
- 0
« Привет с того света » ( азерб. O dünyadan salam ) — советский кинофильм режиссёра Тофика Тагизаде , трагикомедия с элементами драмы 1991 года производства киностудии TMT, являющаяся экранизацией пьесы Джалила Мамедкулизаде «Мертвецы», написанной в 1909 году. Фильм «Привет с того света» является одной из последних картин, снятых Тофиком Тагизаде .
Фильм раскрывает и критикует такие качества, как невежество, спонтанный фанатизм и мошенничество — и, в целом, рассказывает о нездоровой атмосфере начала XX века.
На переднем плане в фильме выступает простота людей, поверивших словам Шейха Насруллы (играет Мелик Дадашев ), который пообещал, что оживит умерших. И хотя поначалу каждый желает, чтобы его близкие ожили, те проблемы, которые последуют после этого, выявляет отрицательные качества в людях, показанных до этого безгрешными.
Фильм раскрывает общечеловеческие проблемы, призывает людей быть бдительными и отличать правду от лжи, а добро от зла.
Ещё в 1970 году монолог Искендера из пьесы можно было услышать в другом фильме Тофика Тагизаде « Семеро сыновей моих ». Через несколько лет Тагизаде начал задумываться об экранизации «Мертвецов». Попытки снять фильм были в 80-х, но все сценарии были отвергнуты режиссёром. Наконец, в эпоху перестройки благодаря спонсорской поддержке общества «Забота», председателем которой был Имам Мустафаев , экранизация «Мертвецов» увидела свет .
Фильм снимался в Шеки . Сцена в доме Гаджи Гасана Аги снималась во Дворце шекинских ханов , а сцена прочтения письма от Кабла Фатуллы — перед бассейном во дворе дворца. Последние же кадры фильма были сняты в шекинском караван-сарае .
На роль Искендера режиссёр Тагизаде пригласил турецкого актёра . Это было сделано по той причине, чтобы демонстрировать фильм и в Турции . Помимо Дуру на роль Искендера пробовались такие актёры, как и . Разногласия выявились между режиссёром и видным в то время актёром Меликом Дадашевым , который сыграл Шейха Насруллу. Актёр хотел играть образ Шейха по своему, а не так, как того, хотел режиссёр фильма. Дело доходило даже до того, что режиссёр хотел остановить съёмки, отстранив Дадашева от фильма. Также Дадашев требовал, чтобы в некоторых кадрах с его участием никого не было и они снимались крупным планом .
Одной же из самых сложных сцен была сцена на кладбище, которую снимали зимой. Так, игравший Искендера Дуру не мог переносить суровый шекинский климат и попросил у режиссёра отдыха, что вызвало протест у актёра Мелика Дадашова. Подобное поведение Дадашова рассердило Тофика Тагизаде из-за чего тот даже отстранил актёра от съёмок, заявив, что снимет в роли Шейха Насруллы Владимира Этуша . В итоге съёмки фильма были приостановлены и 38 человек из съёмочной группы вернулись в Баку в ожидании разрешения конфликта. Тем не менее, через некоторое время картина была завершена .
Актёр | Роль |
---|---|
Мелик Дадашов | Шейх Насрулла |
Лейла Бадирбейли | Карбалаи Фатима |
Сиявуш Аслан | Гаджи Хасан Ага |
Кейфли Искандер | |
Марахим Фарзалибеков | Шейх Ахмед |
Яшар Нури | Мешади Оруч |
Мирза Бабаев | Гаджи Карим |
Гаджи Бахшалы | |
Зейнаб | |
Али | |
Кербалаи Вели | |
Алим Мамедов | Али бек |
Гейдар ага | |
Ариф Гулиев | Гаджи Казим |
Назлы | |
мать | |
Гамлет Гурбанов | Мирбахир ага |
мастер Джалил | |
Джалал | |
Г. Абдуллаев | Эпизод |
Тофик Таги-Заде | Эпизод |
Тельман Алиев | Эпизод |
И. Хашимов | Эпизод |
Эпизод | |
А. Юсифов | Эпизод |
Эпизод | |
В. Аллахвердиев | Эпизод |
А. Лалаев | Эпизод |
А. Лалаев | Эпизод |
А. Абдуллаев | Эпизод |
Эпизод | |
Эпизод | |
Д. Новрузалиев | Эпизод |
И. Асадов | Эпизод |
Сулейман Ахмедов | Эпизод |
С. Ахмедова | Эпизод |
О. Ахмедов | Эпизод |
Эпизод | |
Эпизод | |
Эпизод | |
Р. Рустамов | Эпизод |
Фильм был номинирован на 1-й Международный кинофестиваль в Ашхабаде в 1993 году и был удостоен награды и диплома .
По словам киноведа комедийный жанр фильма отчётливо выявляется в сцене удивления Пьяного Искендара и других персонажей вести об оживлении Каблы Фатуллы. Проклинание же тех, кто не верил письму Фатуллы, показывает, согласно Дадашову, силу духовенства. Отказ Шейха Насруллы в присутствии танцующих среди надгробий мужчин оживить покойного добавляет ситуации ещё больше комизма. Просветительский текст же воплощается путем высказывания Искендером его мыслей. Сцена прибытия Шейха Насруллы вместе с Шейхом Ахмедом в город в окружении людей и верхом на ослах повторяет написанный Джафаром Джаббарлы сценарий к фильму по мотивам пьесы, тем самым усиливая, как отмечает Дадашов, визуальность картины .
,И хотя сцена с последователями Шейха Насруллы в городе после протеста Искендера обвинениям и отстаёт в плане монтажа , сам образ Шейха Насруллы, по словам Айдына Дадашова, запоминается использованием пластики и ораторского искусства в своей проповеди, а также актёрским мастерством, когда Шейх Насрулла входит из личины в личину при встрече с пытающимся обличить его Искендером .
Сцена же «беседы» Искендера с мертвецами, в которой тот с бутылкой спиртного в руках подобно Гамлету произносит «Пить, или не пить, вот в чём вопрос!» , нарушает, согласно Дадашеву условности реализма .