Interested Article - Анна Лукаста (фильм, 1949)

Анна Лукаста ( англ. Anna Lucasta ) — нуаровая мелодрама режиссёра Ирвинга Рэппера , которая вышла на экраны в 1949 году .

Фильм рассказывает о девушке из бедной семьи Анне Лукасте ( Полетт Годдар ), которую выгоняет из дома отец ( Оскар Хомолка ), однако затем возвращает её, когда появляется выгодный жених Рудольф Стробел ( Уильям Бишоп ), за счёт которого члены семьи Лукаста рассчитывают обогатиться. Однако между Анной и Рудольфом вспыхивает настоящее чувство, и, несмотря на все жизненные невзгоды, они остаются вместе.

Сценарий фильма столкнулся с серьёзными претензиями со стороны Администрации Производственного кодекса , в результате чего пришлось удалить или ослабить многие наиболее острые темы, такие как проституция и кровосмесительная связь. Но и в такой форме фильм смотрелся достаточно остро для своего времени, показывая нищету и убожество американской семьи в маленьком городке. Из-за перегруженности разговорами фильм смотрится немного тяжеловесно и статично, но ему во многом помогает хорошая актёрская игра.

Сюжет

В небольшом городке Мейберри в штате Пенсильвания проживает небогатая семья американцев польского происхождения, в состав которой входят пьяница-отец Джо Лукаста ( Оскар Хомолка ), его жена Тереза ( ), двое их детей — Стенли ( Уит Бисселл ) и Стелла ( Мэри Уикс ), а также супруги детей, соответственно Кэти ( Гейл Пейдж ) и Фрэнк ( Бродерик Кроуфорд ). Однажды Джо получает письмо от старого друга, в котором сообщается, что скоро в город приедет его сын Рудольф Стробел ( Уильям Бишоп ). Друг пишет, что у Рудольфа будет с собой 4000 долларов и просит Джо помочь найти для сына хорошую жену. Услышав о деньгах, собравшиеся за столом члены семьи Лукаста приходят в возбуждение, и после недолгого обсуждения Тереза предлагает вернуть в дом сбежавшую дочь, красавицу Анну ( Полетт Годдар ), с тем, чтобы выдать её за богатого Рудольфа. Джо не желает иметь с Анной ничего общего и отказывается от этой идеи. Однако Фрэнк, который очень хочет заполучить деньги Рудольфа, избивает Джо, силой заставляя того поехать в Нью-Йорк и уговорить Анну вернуться домой. Анна занимается развлечением клиентов в захудалом бруклинском баре под названием «Ноев ковчег». Она сблизилась с одним из завсегдатаев бара, моряком Дэнни Джонсоном ( Джон Айрленд ). Однажды Дэнни заходит в бар с другим моряком Бастером ( ), после чего садится с Анной за отельный столик, доверительно сообщая ей, что собирается оставить работу в море и осесть на берегу. Анна рассчитывает, что Дэнни наконец сделает ей предложение, однако он даже не думает об этом. Поняв это, Анна уходит танцевать с Бастером. В этот момент в баре появляется Джо, уговаривая Анну вернуться домой. У Анны нет денег и, кроме того, её выселили из арендованной квартиры, и потому она соглашается вернуться, по дороге быстро выясняя, чего от неё хочет Джо.

Приезжающего Рудольфа на станции встречают Фрэнк с Стелла. Увидев его багаж, а затем и самого Рудольфа, Фрэнк и Стелла понимают, что это не наивный сельский простак, которого они рассчитывали увидеть, а интеллигентный и умный мужчина с высшим образованием, которого будет не так просто обвести вокруг пальца. Фрэнк и Стелла привозят Рудольфа в свой дом, где тот рассказывает, что намерен преобразовать свою заброшенную ферму, а также преподавать в местной школе. После того, как Фрэнк в очередной раз провалился на работе, его и Стенли увольняют, в результате чего обе их семьи остаются без источника дохода. Однако неунывающий Фрэнк тут же безуспешно пытается выудить из Рудольфа деньги, втянув его в сомнительный проект. Рудольф в свою очередь сразу же обращает внимание на Анну, даже несмотря на то, что пьяный Джо предупреждает его держаться подальше от таких женщин, как она. Услышав слова отца, оскорблённая Анна убегает в местный бар. Вскоре Рудольф находит её в баре, и они обедают вместе. На следующий день Рудольф везёт Анну показать свою ферму, и в ходе прогулки делает ей предложение. Анна не даёт ответа, а ночью вспоминает о событиях, которые привели её к бегству из дома. Однажды, когда Анна поздно вернулась с танцев, родители не пустили её в дом. Анна пошла в сарай за запасным ключом, где провожавший ей парень попытался её поцеловать. В этот момент в сарай зашёл Джо, который выгнал парня и категорически заявил, что больше не разрешит Анне ни с кем встречаться. Вспомнив об этой истории, Анна понимает, что отец не даст ей спокойно жить с Рудольфом, и решает уехать из города. Рудольф догоняет её уже на станции, уговаривая выйти за него замуж, и они целуются. Анна даёт согласие, и перед свадьбой Рудольф отдаёт ей свои деньги, которые вскоре пропадают.

В то время, как все члены семьи Лукаста готовятся к свадьбе, Джо не выходит из своей комнаты. После того, как все отправляются на венчание в церковь, Джо спускается вниз. Затем он наблюдает в окно, как молодожёны возвращаются домой. Сев в кресло, Анна находит записку от Дэнни, который приехал, чтобы увезти её с собой. Опасаясь появления Дэнни, Анна выпроваживает ошеломлённого Рудольфа домой, после чего отец говорит ей, что это Дэнни забрал деньги Рудольфа. Появившийся вскоре Дэнни силой целует Анну и требует, чтобы она ехала в Нью-Йорк вместе с ним. Угрожая рассказать директору школы, где работает Рудольф, о прошлом Анны и тем самым разрушить его репутацию, Джо требует, чтобы Анна немедленно уехала вместе с Дэнни. Заявив отцу, что больше не хочет его видеть никогда, Анна уезжает. Однако вскоре Рудольф приезжает в Бруклин в поисках Анны. Он находит бар «Ноев ковчег», где целый день ожидает её появления. Так и не дождавшись Анны, Рудольф оставляет для неё записку, в которой сообщает о смерти Джо. После того, как Анна приезжает в бар в компании гуляющего моряка, появляется Дэнни, отбирая у неё деньги и украшения, которые дарил ей. Между моряками начинается драка, после чего они оба удаляются. Анна остаётся в опустевшем баре вдвоём с барменом Ноем ( Уилл Гир ), который читает ей записку от Рудольфа, а затем заставляет её немедленно позвонить ему в гостиницу. Однако, как выясняется, Рудольф уже уехал. Расстроенная Анна выходит из бара на ночную улицу, где её ожидает Рудольф. Взявшись за руки, они удаляются.

В ролях

В титрах не указаны

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Режиссёр Ирвинг Рэппер более всего известен как постановщик таких успешных мелодрам с участием Бетт Дейвис , как « Вперёд, путешественник » (1942), « Кукуруза зелёная » (1945), « Обман » (1946) и « Яд другого человека » (1951), а также мюзикла « » (1945) и драмы « » (1950) .

Драматург, сценарист и кинопродюсер Филип Йордан в 1946 году был номинирован на « Оскар » за сценарий фильма « Диллинджер » (1945). Позднее он был также номинирован на «Оскар» за сценарий фильма « Детективная история » (1951) и получил «Оскар» за фильм « Сломанное копьё » (1954) . Среди других наиболее значимых фильмов по сценариям Йордана — « Дом незнакомцев » (1949), « Выхода нет » (1950), « Джонни Гитара » (1954), « » (1955) и « Тем тяжелее падение » (1956) .

Полетт Годдар в 1944 году была номинирована на « Оскар » за роль второго плана в фильме « » (1943) . Кроме того, Годдар известна ролями в фильмах Чарли Чаплина « Новые времена » (1936) и « Великий диктатор » (1940), хоррор-комедиям с Бобом Хоупом « Кот и канарейка » (1939) и « Охотники за привидениями » (1940), а также мелодраме « Задержите рассвет » (1941) .

В 1949 году Бродерик Кроуфорд сыграл главную роль в фильме « Вся королевская рать », которая принесла ему « Оскар » . Среди других его значимых картин — « Рождённая вчера » (1950), « Скандальная хроника » (1952), « Человеческое желание » (1954) Фритца Ланга и « Мошенники » (1955) Федерико Феллини .

История создания фильма

В 1936 году Филип Йордан написал пьесу «Анна Лукаста» , которая, по словам кинообозревателя « Нью-Йорк Таймс » Томаса Прайора, «изначально рассказывала историю убогой, обнищавшей польской семьи в маленьком городке в Пенсильвании» . Однако на бродвейскую сцену пьеса попала только в июне 1944 года в постановке American Negro Theater из Гарлема с полностью чёрным актёрским составом . Именно в таком варианте пьеса стала хитом, после чего возникла идея её экранизации .

Однако, как отмечено в материалах Американского института киноискусства , директор Администрации Производственного кодекса 7 ноября 1944 года в письме продюсеру Paramount Pictures Хэлу Уоллису сообщил, что пьеса не приемлема как материал для фильма из-за её «общей низменной тональности и аморального духа истории», в особенности, из-за показа «проституции Анны, частого использования вульгарных и богохульных выражений, изображения одного из персонажей как сутенёра , и намёков на кровосмесительные отношения или на сексуальные желания Джо по отношению к Анне». В изначальной пьесе Анна была ясно показана как проститутка, и именно кровосмесительные чувства Джо по отношению к дочери приводят к разрыву между ними .

По словам историка кино Хэла Эриксона, таким образом «перед Голливудом возникло две проблемы. С одной стороны, история рассказывала о проститутке, которую эксплуатирует её алчная семья. С другой стороны, персонажи были чёрными, что в те времена наполовину сокращало кассовый потенциал картины из-за чёткого разделения аудитории по расовому принципу» . И потому при переработке пьесы в сценарий Йордан и его соавтор Артур Лорентц внесли изменения в расчёте на массовый прокат. Так, на сексуальные похождения Анны говорится лишь намёками, и у некоторых зрителей даже могло «сложится впечатление, что она всё ещё девственница до самого конца фильма». А расовый аспект был удалён путём обратной замены негритянских персонажей на польских американцев . В остальном, по словам Эриксона, «сценарий не сильно отступает от пьесы» .

7 июля 1947 года Филипп Йордан направил в Администрацию Производственного кодекса заявку на создание фильма по своей пьесе, указав в ней, что «аморальные элементы открытой проституции, инцеста и сутенёрства полностью отсутствовали в моей изначальной версии. Я намерен полностью убрать эти вредные элементы из сценария» . Согласно статье в « », первоначально сценарий был куплен продюсером Робертом Кейном в июле 1947 года для производства на студии Twentieth Century Fox . В октябре 1947 года право на экранизацию перекупила студия Columbia Pictures . После внесения Йорданом и Лорентцом последующих правок в сценарий, он был признан Администрацией приемлемым с минимальными изменениями .

По информации « Голливуд Репортер », производство фильма должно было начаться в начале 1948 года, однако оно откалывалось несколько раз отчасти из-за занятости Полетт Годдар в других проектах . В сентябре 1948 года «Голливуд репортер» сообщил, что завершены переговоры со Сьюзен Хэйворд на исполнение главной роли. Согласно той же статье, на эту роль также рассматривались Линда Дарнелл и Рита Хейуорт . Наконец, в январе 1949 года фильм был запущен в производство с Годдар в главной роли . Сообщалось также о том, что в фильме должен был сыграть Гиг Янг , а на должность режиссёра рассматривался Уильям Дитерле .

В 1958 году режиссёр Арнольд Лейвен поставил на студии United Artists ещё один фильм по пьесе Йордана с полностью чёрным составом актёров, который возглавили Эрта Китт и Сэмми Дэвис-младший .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

После выхода фильма на экраны кинокритик « Нью-Йорк Таймс » Томас Прайор отметил, что хотя фильм и верен первоисточнику, однако по сравнению с пьесой он «потерял большую часть своей наэлектризованности», так как актёры, занятые «в этой безжалостной демонстрации человеческого убожества даже отчасти не столь одухотворены или убедительны в своей игре, как негритянская труппа, которая принесла пьесу на Бродвей пять лет назад» .

Как далее пишет Прайор, «несмотря на ограничения Производственного кодекса , Йордан сделал актёрский текст на удивление острым, хотя ему и Лорентцу, возможно, где-то и пришлось придержать свои мысли». С острой наблюдательностью Йордан описал «прожорливую хищную стаю из низших слоёв общества. Внешне Лукасты представлены на экране правдиво, но почему-то их действия не кажутся реальными», и потому зритель, как представляется, не может получить больше, чем «отрывочное удовлетворение своего интереса в отталкивающих подробностях их жизни» . Как далее отмечает критик, в фильме «очень много разговоров, в результате чего, несмотря на умелую режиссёрскую работу Ирвинга Рэппера , в картине превалирует ощущение тяжести и статики» .

В рецензии Variety в качестве достоинства картины указано на «её способность отдаться быстрому потоку остроумия, который проистекает прямо из конкретных ситуаций. Сценаристы Филипп Йордан и Артур Лорентц использовали этот фактор на полную мощь» .

Оценка актёрской игры

Прайор отмечает с положительной стороны работу большинства актёров в фильме. В частности, он пишет, что «когда Годдар в роли Анны свободно вращает бёдрами в своём узком платье, которое подчёркивает каждое её движение, её вызывающий образ в бруклинском порту совершенно понятен». С другой стороны, «не столь очевидно, но каждому внимательному зрителю достаточно ясно, что в глазах Оскара Хомолки в роли пьяного отца есть кровосмесительный блеск». Что касается Бродерика Кроуфорда , то он «груб и безыскусно коварен в роли Фрэнка», а Уильям Бишоп «смотрится слишком умным в роли закончившего колледж фермера, чтобы принять его таким, каков он есть» . На их фоне искренне и привлекательно выглядят « в роли измученной миссис Лукасты, а также Гейл Пейдж в роли порядочной девушки, которая по непонятной причине вышла замуж за члена этой семьи» . Кроме того, по словам Прайора, «Йордан также обеспечил несколько колоритных, броских эпизодических персонажей, чтобы приукрасить бруклинский кабак, в который Анна возвращается, когда окончательно понимает причины странного поведения своего отца» . В целом, как полагает Прайор, «если исходить из первоклассной актёрской игры, то „Анна Лукаста“ могла бы быть намного лучше» .

В рецензии Variety обращается внимание на «умелую и азартную» актёрскую работу Полетт Годдар, «хотя её физические параметры и не соответствует требованиям пышности её роли, что не позволяет ей высечь искру» . В свою очередь, по мнению Хэла Эриксона, «Бродерик Кроуфорд смотрится лучше всех в роли придурковатого сводного брата, ловко сочетая в своём образе грубый эгоизм и милый юмор» .

Примечания

  1. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  2. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019. 24 апреля 2017 года.
  3. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  4. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  5. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  6. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  7. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  8. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 1 ноября 2019.
  9. T. M. P. (англ.) . The New York Times (12 августа 1949). Дата обращения: 1 ноября 2019. 10 июля 2021 года.
  10. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 1 ноября 2019. 1 ноября 2019 года.
  11. Variety Staff. (англ.) . Variety (31 декабря 1948). Дата обращения: 1 ноября 2019. 9 июля 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Анна Лукаста (фильм, 1949)