Interested Article - Жанен, Жюль

Жюль-Габриэль Жане́н ( фр. Jules Janin ; 16 февраля 1804 , Сент-Этьен , департамент Луара 19 июня 1874 , Париж ) — французский писатель , критик и журналист , член Французской академии . Самое известное из его произведений — роман « Мёртвый осёл и гильотинированная женщина » (1829).

Биография

Жюль Жанен родился 16 февраля 1804 года в Сент-Этьене в семье адвоката. Окончил престижный парижский лицей Людовика Великого . С 1825 года публиковал статьи во второстепенных периодических изданиях («Le Courrier des théâtres», затем «La Lorgnette»). С 1826 занялся политической журналистикой, сотрудничал, в числе прочих, с газетой « Le Figaro ». Однако решающим для него стало поступление в редакцию газеты « Journal des Débats » в ноябре 1829 г.

Жюль Жанен

Поначалу он печатал заметки политического содержания, с 1830 года публиковался как театральный обозреватель. С 1836 года Жанен заведовал отделом театральной критики этой газеты. В течение сорока лет он неустанно следил за развитием французского театра , часто проявляя большую проницательность: он первый заметил талант выдающейся трагической актрисы Рашели , способствовал успеху Понсара и Гонкуров и т. п. . При Второй Империи Жанен, не поддержавший новую власть, уехал из Парижа и перебрался на виллу в Пасси . 7 апреля 1870 года избран во Французскую академию . Жюль-Габриель Жанен умер 19 июня 1874 года в Париже .

У Жанена не было строго выдержанной эстетической теории. Однако в целом он был привержен классическому вкусу, особенно ясно заявлявшему о себе в тех случаях, когда Жанен писал о Мольере или Мариво . В 1840 году критически отозвался о пьесе Бальзака «Вотрен», хотя восемь лет спустя воздал должное его мастерству романиста. Между тем считается, что некоторые черты личности Жанена запечатлены в образах журналистов в « Человеческой комедии », в том числе весьма малоприятного Этьена Лусто.

По легкости и изяществу стиля Сент-Бев ставил Жанена в один ряд с Дени Дидро и Шарлем Нодье .

Большинство драматических фельетонов Жюля Жанена было собрано в шеститомный труд под названием «История драматической литературы» (Париж, 1853—1858). Кроме того, он является автором романов « Мёртвый осёл и гильотинированная женщина » (1829), «Исповедь» (1830), исторических романов — «Барнав» (1831) (о Людовике XVI , Марии-Антуанетте и Мирабо ) и «Тулузская монахиня» (1850), цикла «Фантастические повести» (1832), ряда переводов Горация и Вергилия . Жанену принадлежат также перевод на французский язык романа С. Ричардсона «Кларисса Гарло» (1846), книг историко-этнографического характера.

На его стихотворение «Песня железных дорог» написал музыку Гектор Берлиоз (1845). Книга «Конец света и окончание „ Племянника Рамо “» (1861) представляет собой продолжение известного сочинения Дидро и содержит оригинальную картину жизни французского общества XVIII века .

«Мёртвый осел и гильотинированная женщина»

Самое известное из сочинений Жанена вышло в свет в апреле 1829 года.

«Жанен, ведя повествование от имени очевидца многих эпизодов из жизни героини, рассказывает, как из невинной, очаровательной девушки Генриетта превращается в безнравственное и преступное существо. Автор проводит читателя по ступеням падения героини, жизнь которой завершается позорной смертью на гильотине»

Как явствует из авторского предисловия, Жанен стремился создать пародию на черный роман , и в частности на произведения Анны Радклиф . «Тема смертной казни, тема страданий, которые причиняют человеку общество, подаются у него весело, насмешливо, юмористически» . Но полемический пафос книги не исчерпывается готической традицией , писатель стремится отойти от присущего современной ему прозе установке на сенсационность и сфокусировать внимание на внутреннем мире человека.

Пушкин и Жанен

Интерес к Жанену как представителю «неистового романтизма» проявлял Пушкин . Роман «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» имелся в его библиотеке; Пушкин высоко отозвался об этой книге в письме княгине В. Ф. Вяземской (апрель 1830 г.), назвав ее «одним из самых замечательных сочинений настоящего времени». При этом следует учесть, что роман тогда выходил анонимно; Пушкин в этой связи ограничился замечанием: «его приписывают Гюго ». В то же время деятельность Жанена-журналиста Пушкин оценивал более критично.

Современные исследователи усматривают влияние Жанена на « Пиковую даму » и неоконченную повесть Пушкина «Мы проводили вечер на даче» .

Основные публикации на русском языке

  • Ж. Жанен. Мертвый осел и обезглавленная женщина. Ч. 1-2. М., 1831.
  • Ж. Жанен. Дебюро . История двадцатикопеечного театра. Ч.1-2. СПб, 1835.
  • Ж. Жанен. — СПб: А. Смирдин, 1855.
  • Ж. Жанен. Книга // Альманах библиофила. — Вып. 6. — Москва, 1979. — С. 242—257.
  • Ж. Жанен. Мертвый осел и гильотинированная женщина. М.: Ладомир; Наука, 1996. Пер. С. Р. Брахман. (Серия « Литературные памятники »).
  • Ж. Жанен. Мертвый осел и гильотинированная женщина. СПб: Азбука-классика, 2010. Пер. С. Р. Брахман.

Литература

  • Sainte Beuve, «Causeries de Lundi» (т. II, IV)
  • .
  • Landrin, Jacques. Jules Janin: conteur et romancier. P.:les Belles lettres, 1978.
  • Виноградов В. В. Романтический натурализм: (Жюль Жанен и Гоголь) // Виноградов. Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 76—100.

Примечания

  1. . Дата обращения: 28 марта 2020. 18 марта 2020 года.
  2. Соколова Т. В. Многоликая проза романтического века во Франции. — СПб: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. — с. 57.
  3. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М.: Гослитиздат, 1947. С. 248.
  4. . Дата обращения: 28 марта 2020. 27 марта 2022 года.
  5. Астафьева О. В. Пушкин и Жанен (К проблеме реконструкции замысла повести «Мы проводили вечер на даче» // Пушкин и его современники. Сборник научных трудов. СПб: Аакадемический проект, 2000. С.239-246.

Ссылки

Источник —

Same as Жанен, Жюль