В 1970 окончила аспирантуру при
Киевской государственной консерватории
. Защитила кандидатскую диссертацию «
В. Фемелиди
и становление украинской советской оперы и балета в 20-х годах XX века» (научный руководитель — Ефремова Л. П.).
Преподавала во Львовском педагогическом училище (1957—1961), музыкальном училище (1961—1966) и Консерватории (1975—1976).
Научная, педагогическая и общественная деятельность
Научные интересы охватывают широкий круг проблем — от
классической
зарубежной и
украинской
музыки
— к современной. Главным принципом — приоритет нового: малоразработанные
исторические
,
стилевые
и
жанровые
явления, забытые творческие фигуры, неизвестные музыкальные
произведения
. При участии Т. Ф. Гнатив впервые в отечественном музыковедении осуществлены издания музыкального путеводителя «
Камерная музыка
О.Мессиана
», Духовных концертов
А. Веделя
. Т. Ф. Гнатив — постоянная участница отечественных и международных
конференций
,
фестивалей
, автор
монографий
, многочисленных
статей
в национальных и зарубежных научных, энциклопедических, периодических изданиях, предисловий к нотным и
аудио
изданиям. Разработала курс истории зарубежной музыки
XX века
(спецкурс для историко-теоретического и композиторского факультетов и общий курс для исполнительских специальностей). Автор первого на
Украине
учебника для высших и средних музыкальных учебных заведений «Французская музыкальная культура рубежа XIX—XX веков» (1993). В
Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского
читает спецкурс по истории зарубежной музыки XX века, под её руководством были защищены больше 50-ти дипломных и магистерских работ, 15 кандидатских диссертаций.
Среди учеников (специалисты и магистры): А. Лобанов, О. Гордийчук, М. Коваль, Н. Голинская, О. Юдина-Савицкая, Н. Цигановська,
, В. Павленко, О. Ринденко, А. Ризаєва, Ю. Бентя, Н. Авраменко, Д. Полячек.
Авторы кандидатских диссертаций, написанных под руководством Т. Ф. Гнатив: В. Павленко, Л. Пинкош, Т. Невенчанная, Т. Рощина, М. Петриченко, В. Клименко, П. Шиманський, Л. Івченко, І. Татарінцева, Т. Мазепа, О.
Корчова, Р. Станкович-Спольская, О. Петрова, О. Казаринова, О. Григоренко.
Революційна пісня в творчості А. Онеггера // Матеріали Республіканської науково-методичної наради аспірантів вузів культури і мистецтва. — Одеса, 1978.
Провідна тема — сучасність / Інтерв’ю з Г. Ляшенком // Музика, 1987. — № 6.
Становлення українського радянського музичного театру і творчість В. Фемеліді // Актуальні проблеми радянської музичної культури. Наук. зб. — К., 1987.
Верфель Ф. Верді / Коментарі та словник музичних термінів. — К.: Дніпро, 1988.
Становление украинского музыкального театра и личность В. Фемелиди // Материалы научной конференции к 100-летию И. Соллертинского. — Новосибирск, 1989.
«Наймичка» М. Веріківського на оперній сцені і в кіно // Український театр, 1989.
Український солоспів в його історичному розвитку // Наукова збірка Краківської академії музики. — Краків, 1995.
Матіас Стабінгер. Шість секстетів // Українсько-німецька наукова збірка. — К., 1996.
Дні музики у Кракові // Музика, 1997. — № 5.
Фестиваль у Кракові // Арт-Лайн, 1997. — № 9.
Ріхард Штраус і Клод Дебюссі (Єдність і боротьба протилежностей) // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. — К., 1997.
Спогади про Д. Шостаковича // Д. Шостакович і Україна (до 90-річчя Д. Шостаковича) / Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. — К., 1997.
Ф. Пуленк. Stabat mater (Своєрідність прочитання композитором середньовічної секвенції) // Музика і біблія / Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. Вип. 4. — К., 1999.
Солоспіви Д. Січинського в контексті західноєвропейської камерно-вокальної музики рубежу XIX—XX ст. // Musica Galiciana. — Жешув, 1999 (Польща).
Горовець М. «Агнес Сорель» (З колекції замку в Ланьцюті) // Musica Galiciana. — Жешув, 2000 (Польща).
Т. Падурра — українсько-польський бард XIX ст. // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. — К., 2001.
Т. Падурра — українсько-польський бард XIX ст. // Збірка матеріалів міжнародної конференції. — Краків, 2001.
Володимир Фемеліді // Німецька музична енциклопедія. — Мюнхен, 2002.
Гастрольна Одіссея Львівського державного академічного театру опери та балету ім. С. Крушельницької // Musica Galiciana. T. YII — Rzezzow, 2003.
Традиції Г. Берліоза у французькій музиці рубежу XIX—XX ст. // К., 2003.
Опера Б. Бартока «Замок Герцога Синя Борода» на перехресті культур // К., 2003.
Володимир Фемеліді — випускник Одеської консерваторії //Трансформація музичної освіти і культури в Україні: Матеріали науково-творчої конференції до 90-річчя Одеської консерваторії. — Одеса, 2004.
Композитор-реформатор // Музика. — 2005. — № 3. — С. 24-25. (До сторіччя Фемеліді).
Історія одного листа // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. Вип.66. Шостакович та XX сторіччя: До 100-річчя від дня народження: Збірка статей — Київ, 2007.
Слово про театр// Музична україністика: сучасний вимір. Вип.2: Збірка наукових статей на пошану доктора мистецтвознавства, професора, члена-кореспондента Академії мистецтв України Алли Терещенко. — Київ — Івано-Франківськ: Видавець Третяк І. Я., 2008.
«Цвінгбург» Ернста Кренека і деякі тенденції музичного театру перших десятиліть XX століття// Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського. — Київ, 2010. — Вип.89: Современный оперный театр и проблемы опероведения. Марине Романовне Черкашиной-Губаренко посвящается. Сборник статей.
Фридерик Шопен і Клод Дебюссі: парадигма духовного зв’язку// Часопис Національної музичної академії України ім. П. І. Чайковського: Науковий журнал. — Київ, 2010. — № 4 (9).
Материалы к нотным и аудио-изданиям
Л. Яначек. «Симфонієтта» / Передмова. — К.: Музична Україна, 1978.
М. Равель. «Вальс» і «Болеро» / Передмова. — К.: Музична Україна, 1980.
Роберт Шуман і його фортепіанна творчість / Передмова. — К.: Музична Україна, 1981.
Фортепіанна творчість Миколи Колесси / Передмова. — К.: Музична Україна, 1984.
Виолончельные сонаты А. Вивальди / Аннотация к пластинке. — Фирма «Мелодия», 1985.
Артем Ведель. Духовні концерти / Путівник. — Республіканський Будинок органної та камерної музики. — К., 1987.
Фортепіанна творчість Л. Ревуцького / Передмова. — К.: Музична Україна, 1988.
О. Мессіан. Камерна музика / Путівник. — Республіканський Будинок органної та камерної музики. — К., 1988.
Научно-методические издания
Програма із зарубіжної музичної літератури для музичних училищ України. — Навчально-методичний кабінет Міністерства культури України. — К., 1981.
Історія зарубіжної музики (з 90-х років XIX століття і до наших днів): Робоча програма для студентів спеціальності 6.020205 — «Музичне мистецтво», спеціалізації музикознавство. — НМАУ ім. П. І. Чайковського. — К., 2005. (Разом з В. Б. Жарковою).