Interested Article - Коутс, Альберт Карлович

А́льберт Ка́рлович Ко́утс ( англ. Albert Coates ; 23 апреля 1882 , Санкт-Петербург 11 декабря 1953 , Кейптаун ) — русский и британский дирижёр и композитор.

Биография

Его отец, Чарльз Томас Коутс, был управляющим русского отделения английской компании; мать, Мэри Энн Гибсон, родилась в России в семье англичан.

Учился в Ливерпульском университете , с 1902 года в Лейпцигской консерватории (класс виолончели Ю. Кленгеля , класс фортепиано Р. Тейхмюллера ). Был ассистентом и учеником дирижёра Артура Никиша в оркестре « Гевандхауза ». Дирижировал в оперных театрах разных немецких городов: в 1906—1908 годах в Эльберфельде , в 1908 году в Дрездене , в 1910 году в Мангейме .

В 1911—1917 годах был главным дирижёром Мариинского театра (впервые выступил в нём в 1907 году). Оперы под управлением Коутса в Петербурге — « Хованщина » и « Борис Годунов » М. П. Мусоргского (обе в 1911 году), « Сказка о царе Салтане » (1915) и « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » (1918) Н. А. Римского-Корсакова с участием выдающихся русских певцов (в том числе Ф. И. Шаляпина ) — имели большой общественный резонанс.

В 1914 году дебютировал в « Ковент-Гардене » (Лондон; дирижировал оперой « Тристан и Изольда » Р. Вагнера ). После прихода большевиков к власти в России эмигрировал в Великобританию в апреле 1919 года. В 1919—1922 годах возглавлял Лондонский симфонический оркестр , с которым осуществил премьерные исполнения Второй симфонии Р. Воана-Уильямса (2-я ред., 1920) и сюиты « Планеты » Г. Холста (1920) . В 1922—1925 годах был художественным руководителем Международного музыкального фестиваля в Лидсе (Великобритания) . В 1920-е годы гастролировал по Европе и в СССР, где исполнял в том числе сочинения «эмигранта» С. В. Рахманинова . В 1923—1925 годах преподавал в Истменовской школе музыки и руководил (совместно с Ю. Гуссенсом ) Рочестерским филармоническим оркестром . В 1931 году гастролировал в Немецкой государственной опере (Берлин), в 1935 году дирижировал Венским филармоническим оркестром .

С 1946 года жил в Южной Африке , руководил симфоническими оркестрами Йоханнесбурга и Кейптауна, преподавал в Кейптаунском университете , где ныне хранится большой архив Коутса.

Считается одним из крупнейших зарубежных интерпретаторов и пропагандистов русской музыки. Уже в 1921 году осуществил (с ЛСО) аудиозапись « Поэмы экстаза » А. Н. Скрябина . В 1926 году продирижировал зарубежной премьерой «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (« Лисео », Барселона). Впервые в Великобритании дирижировал Четвёртым фортепианным концертом С. В. Рахманинова и Третьим фортепианным концертом С. С. Прокофьева (в обоих случаях солировали авторы сочинений). В 1930 году впервые осуществил аудиозапись Третьего фортепианного концерта С. В. Рахманинова (солист — В. С. Горовиц ). Продолжал пропагандировать русскую музыку и в Южной Африке, где впервые (с местными симфоническими оркестрами) исполнял музыку А. К. Глазунова , А. Н. Скрябина , М. И. Глинки и других русских композиторов.

Также сочинял музыку. Среди его сочинений оперы «Samuel Pepys» и «Пиквик», концерт для фортепиано с оркестром, симфоническое стихотворение «Орёл» («The Eagle») памяти А. Никиша (премьера состоялась в Лидсе, 1925).

Примечания

  1. — 1808.
  2. Частная премьера сюиты состоялась ранее, в 1918 г.
  3. Один из крупнейших в мире международных музыкальных фестивалей, который прекратил своё существование в 1985 г.

Ссылки

Источник —

Same as Коутс, Альберт Карлович