Interested Article - Вьеты
- 2020-03-27
- 1
Современные вьеты (вьетнамцы; самоназв. — Việt , вьет (кит. юэ ); Kinh , кинь , кит. 京 , jing, gin, цзин ) — основной народ Вьетнама , один из вьет-мыонгских народов . По оценке 2006 года общая численность вьетов составляла 73,5 млн чел., в том числе во Вьетнаме — 70,8 млн чел., Камбодже — 597 тыс. чел., Таиланде — 103 тыс. чел., Лаосе — 94 тыс. чел., Малайзии — 83 тыс. чел., Китае — 30 тыс., США — 1,2 млн чел., Канаде — 151 тыс. чел., Австралии — 174 тыс. чел., Франции — 302 тыс. чел., Германии — 83 тыс. чел., Украине — 3,9 тыс. чел., России — 26,2 тыс. чел., в том числе в Москве — 15,6 тыс. чел. (2002, перепись). В 2019 во Вьетнаме проживало уже 82,1 млн вьетов .
Современные вьеты говорят на вьетнамском языке . По религии буддисты , даосы , конфуцианцы , есть католики (5—10 %), протестанты , на юге — приверженцы синкретических культов Каодай и Хоахао .
Следует различать древних вьетов (кит. юэ), составлявших многоэтническую общность племён батьвьеты (кит. байюэ) и населявших во II - I тыс. до н. э. юг Китая и современных вьетов (также кит. юэ), которые хотя и являются потомками батьвьетов, но ведут свою родословную лишь от двух батьвьетских народов — лаквьетов и аувьетов .
История
Предки современных вьетов и мыонгов — лаквьеты (кит. лоюэ) — являются автохтонным населением современного северного Вьетнама. Они отделились от других вьет-мыонгских народов, населявших в начале I тыс. до н. э. территорию современного южного Китая, и продвинулись в бассейн реки Красная .
С лаквьетами связывается древняя донгшонская культура , обнаруженная на территории современного северного Вьетнама. Ими также создано самое южное из всех древних вьетских государств — королевство Ванланг . Позже к ним присоединились родственные горные племена аувьеты (кит. оуюэ) и создали новое совместное государство Аулак — древнее ядро будущего Вьетнама.
В древности лаквьеты (лоюэ) входили в многоэтническую общность племён «батьвьеты» (кит. байюэ) или «сто (то есть множество) вьетских народов», известную из древнекитайских источников I тысячелетия до н. э., говоривших на языках «юэ» (вьетн. вьет , кит. трад. 越語 , упр. 越语 , пиньинь yuèyǔ ) и населявших во II—I тыс. до н. э. юг Китая от низовьев Янцзы .
В древнекитайских источниках, кроме лаквьетов и аувьетов, также упоминаются следующие названия юэ-язычных племен: , манвьеты (кит. миньюэ — «юэ в районе Минь») , намвьеты (кит. наньюэ — «южные юэ») и некоторые другие .
Одно из нескольких древних вьетских государств даже носило название «Вьет» (кит. «Юэ») . Оно находилось на территории современной китайской провинции Чжэцзян и существовало в эпоху Восточного Чжоу в периоды Чуньцю и Чжаньго , но как и все ранние вьетские государства, было завоевано и ассимилировано китайцами. Освободиться от китайского господства и сохранить государственность удалось лишь лаквьетам и аувьетам — народам Ванланга и Аулака — самых южных из всех ранних вьетских государств.
Традиционная культура
Типична для народов Юго-Восточной Азии .
Основное традиционное занятие — пашенное заливное рисоводство ; известно более 200 сортов риса , два основных — твёрдый (гао тэ) и клейкий (гао нэп). Ремёсла — ткачество , вышивка , плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву , камню, слоновой кости , рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др.
Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) — место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме — алтарь предков. Внутреннее убранство — нары , лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука , кокосовой скорлупы и др.
Традиционная мужская и женская одежда — прямозастёжная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм аозай — приталенное правозапашное платье-халат с со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой . Мужской аозай не притален, более свободного кроя. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы ( ).
В традиционный костюм женщин дельты Красной реки включается ещё платье с четырьмя полами « », вместе с ним надевают красный передник « », головной платок « », широкополую шляпу с бахромой « ». Платье с четырьмя полами « » и чёрный головной платок « » являются традиционным костюмом вьетнамских женщин в дельте Красной реки .
Основная пища вьетов — рис, овощи , рыба , рыбный соус (ныок мам), на севере — соевое молоко ; распространённые блюда — суп из рисовой лапши ( фо , лапша бун, лапша мьен, рисовые блинчики с мясной начинкой ( нэм ); традиционные напитки — чай , .
Распространены курение табака, жевание бетеля , обычай чернения зубов .
Сохраняется деление на патронимии (ок. 300), на принадлежность к которым указывает первый элемент имени. Развит культ предков . На Новый год ( Тет ) выпекают пирог из клейкого риса ( баньтьынг ), дом украшают ветками цветущего персика , устраивают гонки на лодках, устраивают шествия с изображением дракона , вывешивают фонари и др.
Фольклор — цикл преданий о первопредке и культурном герое государе драконе Лак Лонг Куан , его жене Ау Ко и их 100 сыновьях (50 из них ушли с матерью в горы, а 50, поселившиеся с отцом на юге, стали предками вьетов); о строительстве крепости Колоа ; о борьбе духа гор за обладание Ми Ныонг (дочь правителя), мифологизированное повествование о сёстрах-воительницах Чынг , предание о Золотой черепахе Ким Куи, правителе Ле Лое и волшебном мече , эпическая поэма Тхать-Шань и др. Распространены культы Божественных матушек .
Традиционные музыкальные инструменты — пяти-, четырёх- и трёхструнные щипковые, двуструнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и другие.
См. также
- Вьеткиеу (вьетнамская диаспора)
- Вьетнамцы в России
Примечания
- . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- (латыш.) . Pilsonības un migrācijas lietu pārvalde. 6 апреля 2023 года.
- General Statistics Office. / Đỗ Văn Chiến. — Ханой: Statistical Publishing House, 2020. — ISBN 978-604-75-1532-5 . 10 января 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 7 октября 2012. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
- . Иллюстрированный журнал Вьетнам. Дата обращения: 12 марта 2012. Архивировано из 24 апреля 2012 года.
- Бить Ван. . vnanet.vn . Иллюстрированный журнал Вьетнам (29 июля 2010). Дата обращения: 13 мая 2020. Архивировано из 26 сентября 2013 года.
Литература
- Мифы и предания Вьетнама. СПб., 2000.
- Nguyen Dang Chi. Luoc khao ve than thoai Viet-Nam. Ha-noi, 1956.
- Huu Ngoc. Sketches for a portrait of Vietnamese culture. Hanoi, 1995.
- 2020-03-27
- 1