Проза «требует мыслей и мыслей»,
Про́за
(
лат.
prosa
—
букв.
целеустремлённая речь)
— устная или письменная
речь
, без деления на соизмеримые отрезки —
стихи
; в противоположность
поэзии
её
ритм
опирается на приблизительную соотнесенность
синтаксических
конструкций (периодов,
предложений
,
колонов
). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления
художественной литературы
, вообще (поэзия) литературе
научной
или
публицистической
, то есть не относящейся к
искусству
.
Происхождение
В
древнегреческой литературе
любая художественная словесность называлась
поэзией
. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с
ритмичностью
, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела
стихотворную форму
. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противопоставление речи, не связанной с ритмом.
Древние римляне
, продолжатели греческой культуры, стали называть её прозой. У
Квинтилиана
встречается выражение
ōrātiō prōsa
, у
Сенеки
— просто
prōsa
для обозначения речи свободной, не связанной ритмическими повторениями.
Само
лат.
prōsa (ōrātiō)
образовано от прилагательного
prōsus
«прямой», «свободный» <
prōrsus
то же < др.-лат.
prōvorsos
«повёрнутый вперёд», «прямой», причастие др.-лат. глагола
prōvortere
«поворачивать вперёд» (>
лат.
prōvertere
). Термин противопоставлялся иногда названию стиха —
лат.
versus
(
prōrsā et vorsā
«в прозе и стихах» у Апулея)
.
Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий «проза» и «поэзия» не существует
. Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см.
Ритмическая проза
).
История
Первыми авторами сочинений в прозе указывают
Ферекида
Сиросского
и
милетцев
. Ранее также назывался
Кадм из Милета
.
В
Древней Греции
наряду с поэзией существовала и художественная проза:
мифы
,
предания
,
сказки
,
комедии
. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а
религиозным
, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире,
Древнем Риме
и затем в
средневековой Европе
проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или
публицистическую
, в противопоставление высокохудожественной поэзии.
Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и
феодального общества
разлагаются постепенно
поэма
,
трагедия
,
ода
. В связи с развитием торговой
буржуазии
, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают
повесть
,
новелла
, вслед за ними складывается
роман
. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и
рабовладельческого общества
, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе
капиталистического общества
, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К
XIX веку
писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.
Литературные жанры в прозе
Несмотря на то, что понятие
жанра
определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление тем не менее нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «
Граф Нулин
», «
Домик в Коломне
», «
Евгений Онегин
»
Пушкина
, «
Казначейша
», «
»
Лермонтова
. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (
сказка
).
В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят биография, манифест, новелла, очерк, парабола, повесть, притча, рассказ, роман, эпопея, эссе и др.
Биография
-
Биография
— сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица
. Описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (например, серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, её причинно-следственные связи c социокультурным миром
.
Манифест
-
— это программное высказывание в прозаической форме, связанное с эстетическими принципами определённого
литературного направления
, течения, школы, группы.
Термин
получил распространение в
XIX веке
, является довольно широким по своему значению, вследствие чего является условным и применимым к целому ряду литературных явлений — от развернутых деклараций до серьёзных эстетических
трактатов
,
статей
, предисловий. В некоторых случаях эстетические выступления писателей и литературных критиков носят характер литературных манифестов, оказывая непосредственное воздействие на историко-литературный процесс, несмотря на то, что некоторые декларации в форме манифеста оказываются кратковременными и маловлиятельными. Порой литературные манифесты и реальное содержание литературной школы не совпадают. В целом манифесты представляют собой тот или иной результат живой общественной жизни, отражающей и
идейно
-эстетические поиски, и процесс формирования новой литературы
.
Новелла
-
Новелла
— литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой
. В новелле большая насыщенность событиями, чётче
фабула
, отчетливей
поворот сюжета
, приводящий к развязке. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами (
повесть
или
роман
), в новелле немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы. Восходит к
фольклорным
жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и
притчи
. Рассказам одного автора свойственна
циклизация
. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как
сборник рассказов
. Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка.
экспозиция
факультативна
. Ещё романтики начала
XIX века
ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот, так называемый «пуант», который соответствует в
поэтике Аристотеля
моменту
узнавания
, или
перипетии
. В связи с этим
Виктор Шкловский
отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями:
А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б
.
Очерк
-
Очерк
— это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой её формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике
.
Парабола
-
Парабола
— (от греч. — сравнение, сопоставление, подобие) иносказательное нравоучение; термин, обозначающий близкую притче жанровую разновидность в прозе и
драматургии
XX века
, хотя парабола, как краткая иносказательная история поучительного содержания, известна ещё со времён
античности
, часто встречается в
христианской
литературе. Это особая форма повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлечённых предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу, как, например,
Притча о блудном сыне
в
Новом Завете
. Книга парабол в качестве составной части входит в «Западно-восточный
диван
»
Гёте
, как рассказ
аллегорического
характера встречается в европейской и русской романтической литературе. Близость к жанру параболы, многочисленные параболические вкрапления отмечаются во многих произведениях современной литературы. Парабола — неоднозначный для русского литературоведения термин, поскольку является переводным и часто заменяется термином «
притча
». Но есть и принципиальные различия, понять которые можно, рассмотрев несколько важнейших источников и проанализировав их различия. В отличие от притчи, парабола не подавляет предметной, ситуативной основы произведения. Если в евангельской, например, притче главное — это иносказательный план, объяснение простой по сути фабулы с точки зрения христианской морали, то в параболе оба плана равноважны. Это во многом и определяет характер жанра параболы в XX веке
.
Повесть
-
Повесть
— произведение эпической прозы, близкое к роману, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий. Изображает отдельный эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов
. Не имеет устойчивого объёма и занимает промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой. Тяготеет к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В Древней Руси «повесть» означала любое прозаическое повествование, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («
Повесть временных лет
» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «
Повесть о Петре и Февронии
» и др.), чья достоверность и актуальная значимость (ценностная доминанта) не вызывали сомнения у современников. Сюжет классической повести, законы которого сложились в реалистической литературе второй половины XIX века, обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный
хронотоп
сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причем характерное для романа четкое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.
Сюжет
реалистической повести часто связан со «злобой дня», с тем, что повествователь наблюдает в социальной действительности и что воспринимается им как злободневная реальность. Иногда одно и то же произведение сам автор характеризовал в различных жанровых категориях. Так,
Тургенев
сначала называл «
Рудина
» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («
Бедная Лиза
»
Н. М. Карамзина
, «Рене»
Р. Шатобриана
, «
Неточка Незванова
»
Ф. М. Достоевского
) или с ключевым элементом сюжета («
Собака Баскервилей
»
А. Конан Дойла
, «
Степь
»
А. П. Чехова
, «Уездное»
Е. И. Замятина
и др.).
Притча
-
Притча
— это небольшой рассказ в стихах или прозе в
аллегорической
, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Несмотря на схожесть с басней, притча претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы. Притча также является жанром эпоса: небольшого повествовательного произведения назидательного характера, содержащего религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Основным источником притчевых структур в европейской литературе является
Новый Завет
. В
Ветхом Завете
нет ещё того чёткого жанрового образования, которое принято называть притчей. Отдельные сюжеты, например, об
Иове
,
Аврааме
и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу. Также притча была популярным эпическим жанром в литературе
XIX
—
XX веков
, в основе которого лежал принцип
параболы
; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались
Лев Толстой
,
Франц Кафка
,
Бертольд Брехт
,
Альбер Камю
и др
. Именно в
XX веке
появился термин «роман-притча»
. В зарубежной литературе XX века авторами, критиками и искусствоведами к произведениям такого характера принято относить, например, роман-притчу
Т. Уайлдера
«Мост короля Людовика Святого» (
1927
), философские аллегорические романы и повести-притчи
П. Лагерквиста
, например, «
Палач
» (
1933
),
У. Голдинга
«
Повелитель мух
» (
1954
) и др.,
И. Кальвино
«Раздвоенный виконт» (
1952
), «
Барон
на дереве» (
1957
) и др., «
Старик и море
»
Э. Хемингуэя
(
1952
) — реалистическую повесть с «притчевым» подтекстом, романы «Притча»
У. Фолкнера
(1954), «Homo Faber» (
1957
), «Назову себя Гантенбайн» (
1964
)
Макса Фриша
, многие пьесы
Бертольда Брехта
, в частности «
Добрый человек из Сычуани
» и «
Карьера Артуро Уи
»
, различные
утопии
и
антиутопии
, например, «
1984
» (1949) и «
Скотный двор
» (
1945
)
Дж. Оруэлла
, «Ценой потери» (
1961
)
Г. Грина
. Также можно вспомнить и философский роман
Станислава Лема
«
Солярис
» (
1961
), «
Кентавр
»
Дж. Апдайка
, антифашистский, с христианскими аллюзиями роман
Ф. Шанты
«Пятая печать», «средневековые» повести
Е. Анджеевского
«Тьма покрывает землю» и «Врата рая» и т. д. В русскоязычной литературе притчеобразной поэтикой, ориентированной на изначальные, архетипические образы природы и человека, обладает, например, проза
А. Платонова
(«
Котлован
», «
Река Потудань
»,
1937
). Возродилась эта тенденция только в
1970
-е годы в повестях
Василя Быкова
и
Чингиза Айтматова
. Даже этот небольшой список показывает, насколько важны в литературе XX века иносказательные, обобщенные формы и «вечные», универсальные темы и образы.
Рассказ
-
Рассказ
— малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста
.
Роман
-
Роман
— большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом
.
Эпопея
-
Эпопея
— монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой
. В историко-литературной науке с XIX века термин эпопея часто употребляется в расширенном значении, охватывающем любое крупное произведение, обладающее признаками эпического построения. В этом смысле различают «романы-эпопеи», где главные герои описываются на фоне крупных событий исторического значения: «
Война и мир
»
Л. Н. Толстого
, «
Тихий Дон
»
М. А. Шолохова
. В «героико-романических эпопеях» главные герои активно и целенаправленно участвуют в важных исторических событиях, в процессе которых происходит становление их личности: «
Пётр I
»
А. Н. Толстого
. Отдельно выделяют «нравоописательные эпопеи» прозаической направленности, масштабно повествующие о комическом состоянии национального общества: «
Гаргантюа и Пантагрюэль
»
Франсуа Рабле
, «
Мёртвые души
»
Н. В. Гоголя
, «
Остров пингвинов
»
Анатоля Франса
.
Эссе
-
Эссе
— прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета
.
См. также
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 15 марта 2014.
15 марта 2014 года.
-
Словарь иностранных слов. — М.: «
Русский язык
», 1989. — 624 с.
ISBN 5-200-00408-8
-
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2010.
25 августа 2011 года.
-
Walde A., Hofmann J. B. Lateinisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1954. — Т. II, c. 374.
-
// Энциклопедия «
Кругосвет
».
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 мая 2014.
22 января 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 мая 2014.
2 мая 2014 года.
-
Биография //
Толковый словарь русского языка
:
в 4 т.
/ гл. ред.
Б. М. Волин
,
Д. Н. Ушаков
(т. 2—4) ; сост.
Г. О. Винокур
,
Б. А. Ларин
,
С. И. Ожегов
,
Б. В. Томашевский
, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. —
М.
: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
-
Биография //
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
М. Эйхенгольц.
// Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов//в двух томах / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Издательство Л. Д. Френкель, 1925.
13 октября 2017 года.
-
Новелла //
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 21 мая 2013.
15 ноября 2012 года.
-
Очерк //
Большой энциклопедический словарь
/ Гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 1-е изд. —
М.
:
Большая российская энциклопедия
, 1991. —
ISBN 5-85270-160-2
.
-
Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005
-
Приходько Т. Ф. Парабола // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 267
-
//
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. —
СПб.
, 1907—1909.
-
-
См., например: Мищенко В. Г. Страшные притчи Стивена Кинга // Кинг С. Воспламеняющая взглядом. Минск, 1992. С. 351; Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. СПб., 2001. С. 5—29
-
Фрадкин И. М.
[lib.ru/INPROZ/BREHT/breht0_1.txt Творческий путь Брехта-драматурга] // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. —
М.
: Искусство, 1963. —
Т. 1
.
-
Рассказ //
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
роман //
Толковый словарь русского языка
:
в 4 т.
/ гл. ред.
Б. М. Волин
,
Д. Н. Ушаков
(т. 2—4) ; сост.
Г. О. Винокур
,
Б. А. Ларин
,
С. И. Ожегов
,
Б. В. Томашевский
, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. —
М.
: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
-
Эпопея //
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
↑
Эпопея
— статья из
Большой советской энциклопедии
.
-
Эссе //
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
. — 3-е изд. —
М.
: Советская энциклопедия, 1969—1978.
Литература
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|