Группа восьми (художественная группа)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Девятисил» (Деветсил , чеш. Devětsil ) — чешская авангардная группа, появившаяся в Праге в 1920 году. Группа сформулировала принципы поэтизма , чешского сюрреалистического движения. Активно участвовала в культурной жизни Чехословакии и оказала влияние на представителей всех жанров чехословацкого искусства . В политике занимала леворадикальные коммунистические позиции [ источник не указан 2905 дней ] .
Группа возникла как часть общего направления модернизма в качестве реакции на Первую мировую войну . Первое время после образования группы её участники тяготели к примитивизму , что придавало ей сходство с дадаизмом . В ранние годы существования группы участники «Девятисил» в поисках собственного пути экспериментировали со многими направлениями, в полной мере не выражая своей солидарности с ними. Особый интерес вызывали у них русский футуризм , группы Пролеткульт , ЛЕФ . Наконец, основатель и лидер группы Карел Тейге в 1924 году выпустили манифест поэтистов , независимо и на несколько месяцев раньше сформулировав идеи, изложенные в Манифесте сюрреализма Андре Бретона .
В отличие от западноевропейских, пражские авангардисты стояли на позициях позитивизм и конструктивизма. Они декларировали стремление к изменениям как пути прогресса, разделяли марксистские принципы и признавали массовое, то есть пролетарское , искусство. Поэтизм рассматривался группой как инструмент модернизма, сам Тейге называл его «современным эпикуреизмом ». Участники группы ставили форму произведение выше содержания и активно экспериментировали с художественно-поэтическими синтезами, с большим энтузиазмом (опять же, в отличие от западноевропейских авангардистов) принимая кинематограф . Несмотря на приверженность новой эстетике, «Девятисил» был скорее политической группой .
Сформировавшееся отношение к новому искусству как «поэзии пяти чувств» выразилось во втором Манифесте поэтистов, опубликованном в 1928 году. Синтетические жанры: театр, кинематограф — стали площадкой для экспериментов. «Девятисил» сформулировал концепцию «чистого кино» — лишённого привычного нарратива и представляющего собой исключительно эстетическую форму, поэзию подвижных изображений. Эта концепция оказала прямое влияние на американский андеграундный кинематограф через , близкого к «Девятисилу» режиссёра, эмигрировавшего в США. В Чехословакии фильмы, созданные под влиянием поэтизма, появляются в 1930-е годы, в частности, «На солнечной стороне» Владислава Ванчуры .
«Девятисил» прекратил существование в 1934 году. По мнению Ленки Быджовски, поэтизм в изменившейся политической обстановке изжил себя. Другим фактором стало осознание и выведение на передний план внутренних психических процессов человека. Участники покидали группу, чтобы примкнуть к только что сформированной «Чешской сюрреалистической группе». Третьим фактором отказа от поэтизма в пользу сюрреализма стали личные связи Витезслава Незвала , основателя обоих направлений в Чехии, с Андре Бретоном. В конце концов, сдался и Тейге, до последнего момента считавший некоторые принципы поэтизма и сюрреализма (например, творческий метод « потока сознания ») несовместимыми .
Основатели
Литераторы
Художники
Композиторы
Режиссёры
Актёры
Архитекторы
Литературные критики