Interested Article - Екатеринбургский театр оперы и балета

Екатеринбýргский госудáрственный академи́ческий теáтр óперы и бале́та (также Урáл Óпера Бале́т ) — стационарный театр оперы и балета в Екатеринбурге , основанный в 1912 году. Здание построено по проекту инженера В. Н. Семёнова . Именно здесь 8 ноября (26 октября) 1917 года на экстренном заседании Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов было объявлено об установлении советской власти в городе и на Урале .

Екатеринбургский театр оперы и балета получил четыре премии на фестивале «Золотая маска-2020» в Москве, в том числе — главную «Золотую маску» за «Лучший оперный спектакль»

История

В 1870-х годах представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок (официальный статус — с 1881 года) . Оперная труппа впервые появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879—1880 годов: её привёз антрепренёр Пётр Медведев . В дальнейшем оперные антрепризы выступали здесь не раз, а с 1907 года стали ежегодными.

В 1902 году Екатеринбургской думой был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект театрального здания, специально предназначенного для оперных спектаклей .

Новый городской театр
фото: В. Метенкова , 1912 г.
План нового городского театра,
из путеводителя 1914 г.
Аттик со скульптурами муз
Барельефы на здании театра

Победителем стал петербургский гражданский инженер Владимир Семёнов , представивший проект под девизом «Светлана» (молодому тогда автору помогал архитектор Константин Бабыкин ). Закладка фундамента состоялась в 1910 году на Дровяной площади на месте деревянного цирка, существовавшего здесь с 1896 года. В 1912 году строительство «Нового городского театра» со зрительным залом подковообразной формы, рассчитанным на 1200 мест, было завершено. Устройство здания с удобными внутренними помещениями, в частности, предназначенных для артистов, предполагало полноценное существование стационарного театрального коллектива .

Парадным фасадом театр обращён к Главному проспекту . Центральный ризалит , акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами , лепными украшениями и аттиком , завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз . Фасадные плоскости декорированы многочисленными лепными деталями: розетками , растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками .

Для обеспечения функционирования создаваемого театра городской думой Екатеринбурга была избрана дирекция в следующем составе: П. Ф. Давыдов (председатель), С. А. Бибиков (заместитель председателя), А. Е. Обухов , П. В. Иванов , П. А. Кронеберг, И. Ф. Круковский, Н. Ф. Магницкий, И. А. Макаров, Г. А. Олесов, П. С. Первушин, А. И. Фадеев, А. Н. Щипанов. Председателю дирекции было поручено составление труппы, приобретение нот (оперных партитур) и театрального реквизита. С этой целью в феврале 1912 г. он был командирован в Москву и в Петербург. Главным дирижером был приглашен итальянец Сильвио Барбини , режиссером — Александр Альтшуллер, художником — И. Г. Белкин. Вокалистами были приглашены молодые певцы Э. Боброва, М. Доленго, В. Клопотовская, М. Ростовская, Е. Спытко, Ю. Чехметьева, А. Алтайский-Ященко, А. Борисенко, В. Гагаенко, А. Лохов, А. Ульянов и др. Во втором сезоне появились Ф. Деранкова, Е. Вронский, Е. Рогинский, Б. Хохлов, А. Шидловский .

Театр открылся 29 сентября ( 12 октября ) 1912 года оперой Михаила Глинки « Жизнь за царя ». В первом сезоне зрителям представили 37 опер из отечественной и мировой классики, из них 25 — в постановке С. Барбини (другие спектакли дирижировал Э. Л. Меттер), а также 143 спектакля. Итальянский дирижёр был приглашен работать в театре и на следующий сезон, но его планы нарушила смерть — он умер 18 октября 1913 года от сердечного приступа по дороге из театра (похоронен в Екатеринбурге ).

Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и многолетняя деятельность Екатеринбургского музыкального кружка помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя. В 1914 году постановкой балетмейстером Ф. Ф. Трояновским «Волшебной флейты» Р. Дриго началась летопись Екатеринбургского балета , в труппе которого поначалу танцевали 8 человек (Лазарева (прима-балерина), Гаретта, М. А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти).

За два первых сезона в Екатеринбурге было поставлено около 50 опер. В их числе сочинения Даргомыжского, Рубинштейна, Чайковского, Мусоргского, Римского%Корсакова, Гуно, Бизе, Россини, Верди, Пуччини, Леонкавалло и других композиторов. Вместе с этим первые два театральных сезона окончились с дефицитом для городской казны. С помощью членов Екатеринбургской думы, входивших в Театральную дирекцию, расходы были восполнены. Однако практика субсидирования театра городом на этом прервалась .

С 1914 года театр стал сдаваться приезжим антрепренерам. Летом 1914 года в городе побывала итальянская оперная труппа братьев Гонзалец, в репертуаре которой преобладали оперы Верди. В зимние сезоны 1914—1915 гг. спектакли ставились коллективами оперных певцов А. Костаньяна и . Первый из них поставил «Хованщину» М. Мусоргского. Второй, работавший в более сложных условиях военного времени, для поднятия сборов обратился к оперетте. Обширный репертуар был представлен публике в спектаклях оперных коллективов под руководством дирижеров И. Палиева (в сезоне 1915—1916 гг.) и В. Морского (в сезоне 1916—1917 гг.).

Начиная с весны 1913 года на сцене театра выступали также драматические труппы. Первая из них — труппа П. О. Заречного — представила публике классические образцы русской и зарубежной классики (пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. К. Толстого, Бомарше, Шиллера), сочинения современных авторов. Весной 1914 года в театр был приглашен П. П. Медведев , ранее уже работавший в городе. Репертуар его труппы был составлен по тому же принципу: классика (появились пьесы Софокла , Мольера ) и новинки (пьесы А. П. Чехова, Л. Андреева). Осенью вновь приехал П. О. Заречный и устроил сценическое чтение новой пьесы «Царь Иудейский», принадлежащей перу Константина Романова, двоюродного дяди Николая II. П. П. Медведев начинал также сезоны 1915 и 1916 годов. Также в сезоне 1915—1916 гг. в театре несколько раз выступала группа актеров театра Ф. А. Корша . Театральный сезон 1917 г. открыл также П. П. Медведев пьесами «Война» М. Арцыбашева и «Савва» Л. Андреева .

В оперном сезоне зимы 1917—1918 гг. дирижёром театра был Н. Алмазов, покинувший город из-за разногласий с большевистским руководством Екатеринбурга.

Советское время

26 октября ( 8 ноября ) 1917 года в здании театра состоялось открытое заседание Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было провозглашено установление советской власти в городе и на Урале .

С июля 1918 до весны 1919 года в театре не было оперных постановок. В это время в театре работала драматическая труппа, а в подвале размещался кафе-шантан «Погребок». Музыкальная жизнь города ограничивалась так называемыми «патриотическими концертами», которые устраивал некий принц Риза-Кули-Мирза, полковник белой армии. Любителям оперы пришлось довольствоваться несколькими случайными спектаклям, в которых участвовали оказавшиеся в ту пору в городе певцы и музыканты .

В феврале 1919 года формируется оперный коллектив Н. Горста и певца М. Максакова, ставшего режиссером и заведующим художественной частью оперной труппы. Среди первых опер прошли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Риголетто», «Травиата», «Отелло». После ухода 14 июля 1919 года из Екатеринбурга «белых» труппа была распущена.

В ноябре 1919 г. в Екатеринбурге побывал А. В. Луначарский. Его выступление, посвященное задаче приобщения трудящихся к серьезному искусству, состоялось в Оперном театре. Высказанная оратором мысль была сразу подкреплена конкретными действиями. В целях пополнения оперной труппы из Петрограда направлен специальный поезд, который привез певцов и оркестрантов в составе 130 человек, подобранных отделом Народного образования из петроградских артистов. Таким образом, первым сезоном Екатеринбургского театра при советской власти стал оперный .

В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба в постановке П. К. Йоркина.

К концу 1922 года в театре, чередуясь, выступали две труппы — оперная и драматическая. Во главе оперной стояли главный режиссёр В. К. Муравьев и заведующий художественной частью, одновременно занимавший должность дирижёра, А. Э. Маргулян . Также дирижёром выступал А. Д. Трауберг. Драматической труппой руководили заведующий художественной частью В. П. Вольмар и режиссёр И. А. Орлов .

С января 1923 года театр был зачислен в число государственных театров, получив официальное наименование Государственный оперный театр имени А. В. Луначарского . В составе оперной труппы театра были артисты петроградских театров — Народного дома, Мариинского театра и других , среди которых выделялись певицы Лебедева ( колоратурное сопрано ), Ф. Е. Деранкова, Архипова. Критиками отмечалась «тщательность постановок, добросовестное отношение как солистов, так и оркестра к делу, что способствовало развитию художественного вкуса у пролетарской части посетителей театра» .

В сезоне 1923—1924 годов должность главного режиссёра занимал С. Ф. Дорожинский, балетмейстера — К. Л. Залевский , в числе дирижёров театра были Б. Я. Виткин и А. Д. Трауберг. Оркестр театра был увеличен с 46 до 50 человек за счет расширения оркестрового помещения по плану столичных театров, выполненного инженером А. Б. Горшковым . Существенно обновился и состав труппы, прима-балериной была Е. П. Карассо . В рамках сезона прошло 2 бенефиса — артиста А. Н. Ульянова (баритон) с показом оперы «Евгения Онегин» и артистки Я. И. Пиотрович (меццо-сопрано) с показом оперы «Самсон и Далила» , а также торжества в честь 25-летия музыкальной деятельности дирижёра А. Э. Маргуляна в декабре 1923 года . Были поставлены три новые оперы — «Золотой Петушок» Римского-Корсакова (постановка С. Ф. Дорожинского), «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Пророк» Мейербера (обе постановки А. Э. Маргуляна). В ходе сезона неоднократно менялось менилось административное управление театром — правление, театральный совет , снова правление, единоличное управление, а также ведомственная подчиненность . В период единоличного управления директором был старый работник театра И. А. Келлер (экс-администратор Петроградского Народного дома ) .

С начала сезона 1924—1925 годов на должность директора был назначен , ранее возглавлявший Харьковский оперный театр . Арканов пригласил в труппу оперного театра артистов оперы Зимина, Харьковской оперы, Сибирской госоперы. В числе приглашенных артистов был будущий народные артисты СССР Иван Козловский , отработавший в театре два полных сезона (1924—1926) Дирижёрами театра стали И. О. Палицын и Шефер, к которым в ходе сезона добавились А. М. Пазовский и Грубин. Балетмейстером приглашен . В репертуар были включены новые оперы «Князь Серебряный» и «Стенька Разин», для постановки которых был приглашен их автор П. Н. Триодин . Главным режиссёром театра стал , ранее уже работавший в Екатеринбурге в качестве певца. В состав труппы был принята прима-балерина . Важным достижением в ходе сезона стало подключение профсоюзов к распространению билетов путем введения рабочих абонементов, что позволило обеспечивать полную наполняемость театра за счет рабочей аудитории . 12 апреля 1925 года прошло чествование И. О. Палицына по поводу 35-летия его дирижёрской деятельности, который в честь юбилея награжден званиями заслуженного артиста и героя труда . По итогам сезона отмечался высокий уровень художественного мастерства артистов, среди которых выделялись солисты Копьева, Бокова, Жуковская, Карпова, (принята в труппу 1 января 1925 года), Ю. С. Кипоренко-Даманский , заслуженный артист УССР М. И. Донец , Будневич, Капара .

В сезоне 1925—1926 годов в театре работали главный режиссёр Александр Улуханов (поставил оперы « Сказка о царе Салтане » и « Вертер »), дирижёр В. В. Бердяев , режиссёры А. И. Малинин и Н. Н. Беляев, балетмейстер П. К. Йоркин. Перед началом сезона в театр был приглашён Сергей Лемешев , впоследствии народный артист СССР, отработавший в театре полный сезон . Он исполнял партии индийского гостя в «Садко», Берендея в «Снегурочке», Альфреда в «Травиате».

В 1926—1928 годах дирижёром театра был Лев Штейнберг . С сезона 1926—1927 годов балетмейстером стал М. Ф. Моисеев , а примой-балериной — . Режиссёрами театра были и В. Лосский.

С середины 1920-х годов в репертуаре стали появляться произведения советских авторов, театр называли «лабораторией советской оперы», нередко на афише стоял гриф: «право первой постановки принадлежит театру». Театр обращался и к творчеству уральских композиторов: В. Трамбицкого , Г. Белоглазова , К. Кацман , К. Муллера , А. Фридлендера . Постановщиками спектаклей были: И. Д. Бельский , , Ю. Н. Григорович , П. К. Йоркин, М. Ф. Моисеев , , Е. Я. Чанга , А. В. Чичинадзе , Л. В. Якобсон .

С 1931 года театр стал именоваться Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского .

В 1936 году площадь перед театром была благоустроена по проекту архитектора Сигизмунда Домбровского .

В 1941—1945 гг. в театре были поставлены 26 опер и балетов, дано более 4000 спектаклей. В фонд обороны от театра поступило полтора миллиона рублей, также на собранные средства были приобретены три самоходные пушки. В военные годы в Свердловске работали певцы Давид Аграновский, Арнольд Азрикан, Ян Вутирас, танцовщики Нина Млодзинская, Клавдия Черменская, Владимир Преображенский. Над спектаклями работали дирижеры Арнольд Маргулян и Александр Шморгонер, режиссеры Иосиф Келлер и Леонид Баратов, художники Фёдор Федоровский и Николай Ситников .

В 1958 году состоялись первые послевоенные гастроли театра.

В марте 1981 года театр закрылся на реконструкцию, производственные цеха переехали в Дом крестьянина, спектакли давали на сцене ДК Железнодорожников. Автором проекта реконструкции был архитектор Аркадий Ефимович Заславский. Обновленный театр открылся 28 декабря 1982 года торжественным концертом для бригады мастеров, участвовавших в реконструкции. Спустя месяц театр открылся и для зрителей — оперой «Петр Первый». В результате реконструкции в партере театра появились новые венгерские кресла, в зале доминировала бежевая отделка, лепнину покрывала уже не бронзовая краска, а слой сусального золота .

В 1962 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени , с 1966 года — носит звание академического. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (тогда — Сталинская премия ) за постановку оперы « Отелло » Дж. Верди , первым из периферийных театров, и в 1987 году — за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк». Свердловская опера — один из первых оперных театров СССР, решившихся на постановку итальянской оперы на языке оригинала (« Сила судьбы » Дж. Верди).

оперные постановки

балеты

Современность

Вид со стороны площади (1990-е)
В партере (2014)
Вид с южной стороны (2022)

В 1990-е годы, после распада СССР, театр переживал кризис, испытывая недостаток финансирования. Усилиями его тогдашнего директора В. С. Вяткина был создан попечительский совет, привлечена спонсорская помощь крупнейших екатеринбургских объединений и банков .

Заметно возросли творческие контакты с зарубежными деятелями театра («Тоска» 1992, «Трубадур» 1995, оба — реж. М.-Ф. Сичилиани) . Для организации гастрольной деятельности в 2000-е годы в театре был создан международный отдел . Гастрольные маршруты труппы — более ста городов в России и бывшем СССР, участие в театральных фестивалях в стране и за рубежом. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей. На его сцене выступают именитые гастролёры, проходят музыкальные фестивали.

Художественный руководитель Урал Оперы — Светлана Зализняк , солистка оперы в 1966—2001 годах.
Художественный руководитель Урал Балета — Вячеслав Самодуров , артист балета в 1992—2011 годах, хореограф.
Директор театра — Андрей Шишкин (с 2006) .

Среди недавних постановок:
«Amore Buffo» на музыку Г. Доницетти (2012), «Борис Годунов» М. Мусоргского (2013), «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (2013), «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта (2001), «Граф Ори» Дж. Россини (2012), «Греческие пассионы» Б. Мартину (2018), «Любовь издалека» на музыку К. Саариахо (2021), «Пассажирка» М. Вайнберга (2016), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (2016), «Руслан и Людмила» М. Глинки (2010), «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (2003), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (2006), «Травиата» Дж. Верди (2007), «Три сестры» П. Этвёша (2019), «Цветоделика» на музыку П. Чайковского , А. Пярта и Ф. Пуленка , «Увертюра» на музыку А. Сальери (2018).

Музей театра

В 1932 году был создана первая экспозиция в рамках музея театра, приуроченная к 20-летию со дня основания. В 1982—1985 годах под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина велись работы по созданию музея театра. Им были выполнены две настенные росписи и галерея портретов солистов театра (он же является автором фонарей, стоящих перед зданием театра и в Историческом сквере). В 1986 году состоялось торжественное открытие обновлённой музейной экспозиции, которая существует по сей день. В музее представлены костюмы, головные уборы, реквизит из различных спектаклей, архивные фотографии сцен спектаклей и актёров, афиши, программки. Украшением коллекции служат представленные в залах макеты декораций (например, макет декораций спектакля «Золушка») и костюмы из разных постановок. Есть в музее отдельный стенд с наградами, грамотами и подарками театру .

Руководители

  • 1912—1914 —
  • 1918 (янв.-июль) — М. Кусков (народный комиссар театра)
  • 1922—1924 — И. А. Келлер
  • 1923 — В. Я. Павловский (председатель правления)
  • 1924—1930, ? — 1945 —
  • 1930 — ? — Савелий Ходес
  • 1930-е — Ю.Бернер
  • 1945 — ? — П. К. Маргалик
  • 1950-е—1970-е —
  • 1970-е —
  • 1981—01.2005 —
  • 01.2005 − 03.07.2006 — Юрий Орлов
  • 03.07.2006 — н.в. — Андрей Геннадьевич Шишкин

Главные дирижёры

Коллектив

Оперная труппа

В разное время в театре работали:

Балетная труппа


Галерея

Комментарии

  1. В уставе Екатеринбургского музыкального кружка, утверждённом в Петербурге, была сформулирована его цель: «Екатеринбургский музыкальный кружок учреждается с целью соединения любителей музыки для устройства вечеров и спектаклей как для усиления средств самого кружка, так и с разными благотворительными целями» .
  2. По другим данным, конкурс был объявлен в 1903 году .

Примечания

  1. , с. 67.
  2. Инна Вейн. . ekb.dk.ru . Дата обращения: 15 августа 2021. 14 августа 2021 года.
  3. , с. 12.
  4. , с. 13.
  5. , с. 303.
  6. , с. 21.
  7. , с. 21—22.
  8. , с. 303—304.
  9. , с. 190—191.
  10. Алла Викторова. // Культура Урала. — 2012. — № 2 . — С. 11 . 19 июля 2021 года.
  11. , с. 305.
  12. В Свердловске // Известия (газета). — 24 апреля 1925, № 92. — с. 7.
  13. , с. 455.
  14. , с. 456.
  15. , с. 541.
  16. , с. 535.
  17. Дата обращения: 9 августа 2022. 6 июля 2022 года.
  18. . Дата обращения: 3 мая 2022. 3 мая 2022 года.
  19. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 год

Литература

  • Девятова О. Л. Живая жизнь театра. Вековая панорама. Премьеры. Мастера. — монография. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-98955-109-5 .
  • Екатеринбургский государственный театр оперы и балета / Матафонова Ю. К. // : [ 7 октября 2021 ] : Энциклопедия / гл. ред. В. В. Маслаков . — Екатеринбург : Издательство Академкнига, 2002. — С. 190—192. — 728 с. — 3900 экз. ISBN 5-93472-068-6 .
  • / Звагельская В. Е. // Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская . — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ» , 2007. — Т. 1. Екатеринбург. — С. 303—305. — 536 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-88664-313-3 .
  • Азрикан Дина и Дмитрий . Арнольд Азрикан: романс для драматического тенора. — Хайленд Парк. 2006. — С. 71—81. ISBN 978-0-615-13263-1
  • Зенова Н. Н. Вариации на балетную тему // — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство , 1989. — С. 115—152. — 240 с. — 15000 экз. — ISBN 5-7529-0176-6
  • Майбурова Е. Музыкальная жизнь Екатеринбурга // Из музыкального прошлого, т. 1, М., 1960;
  • Хлесткина М. Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919—1941) // там же, т. 2, М., 1965;
  • Келлер И. Как я стал либреттистом // Урал. — 1973. — № 8;
  • Келлер И. Минувшее проходит предо мною… // Урал. — 1972. — № 4;
  • Курлапов Н. Полвека на оперной сцене // Урал. — 1970. — № 12;
  • Штоколов Б. Гори, гори, моя звезда… // Урал. — 1972. — № 5;
  • Свердловский академический начинался так… // Урал. — 1972. — № 10.
Источник —

Same as Екатеринбургский театр оперы и балета