Киностудия
- 1 year ago
- 0
- 0
Оде́сская киносту́дия ( укр. Одеська кіностудія художніх фільмів ) — украинская , ранее советская киностудия , расположенная в Одессе . Один из двух центров кинопроизводства на территории Украины (другой — в Киеве) .
Ведёт свою историю с 1907 года, когда фотограф Мирон Гроссман открыл частное киноателье «Мирограф» и начал снимать местную хронику. В 1913 году на территории дачного участка брата по адресу Французский бульвар , 16 он построил скромный стеклянный павильон и лабораторию по обработке плёнки .
Как государственная киностудия образована в 1919 году в результате национализации и слияния частных кинофабрик Гроссмана, Харитонова и Борисова. С 1922 года — Первая госкинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), с 1930 года — Одесская фабрика «Украинфильма», с 1932 года — Первая комсомольская кинофабрика «Украинфильма», с 1938 по 1941 год — Одесская киностудия художественных фильмов. В годы Великой Отечественной войны входила в состав Ташкентской киностудии . После войны Черноморская кинофабрика стала летней базой киностудии « Мосфильм ». В 1955 году на Одесской киностудии возобновилось собственное кинопроизводство. В 2005 году она была реорганизована в частное акционерное общество (ЧАО). 50 %+1 акция ЧАО «Одесская киностудия» принадлежит государству .
Одесская киностудия ведёт свою историю с 1907 года. Именно тогда фотограф ( укр. ; 1866—1937), открыв киноателье, начал снимать местную хронику. В мае 1913 года он основал товарищество «Мирограф», которое производило фильмы на ходовые темы, апробированные в европейском кино . В 1913 году открылась также кинокомпания «Мизрах», снимавшая фильмы, пропагандировавшие выезд евреев на «землю обетованную» .
Во время Первой мировой войны полностью прекратился поток иностранных кинофильмов, что стало подспорьем для развития местного кинопроизводства. В 1916 году из Варшавы в Одессу эвакуировался Мордко Товбин , владелец известных польских кинопредприятий «Сила» и «Космофильм». Товбин владел акциями «Южного банка», в активы которого входила студия «Мирограф». Так он стал компаньоном Мирона Гроссмана. С 1916 по 1917 год студия «Мирограф» выпустила 10 фильмов . После Октябрьской революции в Одессу бежал крупный Московский кинопредприниматель Дмитрий Харитонов . В конце 1917 — начале 1918 года он построил рядом с ателье Гроссмана на Французском бульваре большой стеклянный съёмочный павильон . Кроме кинофабрик Гроссмана и Харитонова действовало еще кинопредприятие К. П. Борисова. Его киноателье было построено в 1917 году на улице Староинститутской, напротив нынешнего Морского университета.
В апреле 1919 года в Одессу вошли части РККА , военные операторы сняли хроникальный фильм «Взятие Одессы». 23 мая 1919 года губисполком принял решение национализировать все частные кинопредприятия. Эта дата официально считается днём рождения Одесской киностудии . Сначала это была «Киносекция политотдела 41-й дивизии РККА», а вскоре был снят первый игровой фильм — «Пауки и мухи» . В конце августа 1919 года армия Деникина выбила большевиков из Одессы. В начале февраля 1920 года в город вошла кавалерийская бригада Котовского, и в Одессе окончательно установилась советская власть. После завершения Гражданской войны в Одессе сконцентрировалось практически всё украинское кинопроизводство . В 1921 году образованная на базе частных кинопредприятий фабрика стала называться Одесским отделением Всеукраинского кинокомитета (ВУКК). Ателье Гроссмана было разрушено, съёмочный павильон Харитонова разграблен. Эмигрировав, предприниматели захватили с собой аппаратуру и запасы пленки. Огромную территорию оградили каменным забором и приступили к строительным работам . 31 марта 1922 года 1-я госкинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) выпустила в прокат первый игровой фильм — « Шведская спичка ».
В 1924 году на базе Одесской кинофабрики открылось одно из первых в стране кинематографическое учебное заведение на правах вуза — Государственный техникум кинематографии, который готовил кинематографистов разных профессий — от актёров, режиссёров, сценаристов до специалистов по обработке пленки, киномехаников, осветителей.
В 1926 году на Одесской кинофабрике работали 7 режиссёров, 9 операторов, 4 художника, 30 актёров. Всего в штате состояло 319 человек. В среднем оклад составлял 60 рублей, максимальный — 300. Среди работников были также специалисты-иностранцы — 2 оператора, 2 художника и 1 лаборант . В это время здесь дебютировал в кино Александр Довженко . Реконструированная в 1926 году кинофабрика была едва ли не лучшей в стране по технологическому оснащению, имела, по общему признанию, «усовершенствованную съёмочную и осветительную аппаратуру, подсобные предприятия… лаборатории с аппаратами новейшей конструкции». Вскоре была создана новая кинокопировальная лаборатория, которая обрабатывала до 2,5 млн метров плёнки ежегодно, постепенно расширяя свою мощность до 9 млн метров . До постройки Киевской кинофабрики в конце 1920-х годов Одесса оставалась единственным крупным кинематографическим центром на Украине .
Название «Одесская киностудия» появилось в 1938 году. К началу войны она выпускала по 5—10 фильмов в год, многие из которых были посвящены морской теме. Это экранизации романа Жюля Верна « Таинственный остров » и повести Юрия Крымова « Танкер „Дербент “», фильмы « Моряки », « Морской пост » и « Дочь моряка ». В жанре маринистики Одесской киностудии в стране не было равных.
В начале Великой Отечественной войны многие работники студии — режиссёры, операторы, актёры, рабочие, техники — отправились на фронт. По плану Комитета по эвакуации при Совнаркоме СССР студия была эвакуирована в Ташкент, разместившись на базе «Узбекфильма», кинотеатра «Родина» и других небольших помещений .
В декабре 1941 года оккупировавшие Одессу румынские части вывезли и уничтожили всё оставшееся имущество киностудии. До освобождения города Красной армией на её территории располагалась немецкая воинская часть, которая превратила цеха в конюшню. Перед своим отступлением немцы подожгли ряд объектов. Всего было разрушено и повреждено 32 здания киностудии .
В 1941—1944 годах одесские кинематографисты принимали участие в создании таких фильмов Ташкентской киностудии, как « Морской ястреб », « Два бойца », « Насреддин в Бухаре », « Человек № 217 », « Я — черноморец », а также новелл для боевых киносборников.
После реэвакуации студия оказалась своего рода «яблоком раздора»: её решили «присвоить» себе сразу три республики — Россия, Украина и Молдавия . На месте разрушенной во время войны студии возникла Черноморская кинофабрика, ставшая базой для экспедиций других киностудий (в 1951—1955 годах — филиал «Мосфильма»).
В 1955 году на Одесской киностудии возобновилось собственное кинопроизводство. Директор Александр Горский не только добился разрешения на возрождение студии, но и решил кадровую проблему, пригласив выпускников ВГИКа — режиссёров, операторов, художников, экономистов. Тогда бывшие студенты, которые обычно годами ходили в ассистентах и помощниках, довольно быстро получили самостоятельную работу. 26 ноября 1956 года на экраны вышел фильм Феликса Миронера и Марлена Хуциева « Весна на Заречной улице », ставший знаменательным событием не только для студии, но и для всего советского кинематографа.
С тех пор студия долгие годы была стартовой площадкой для молодых кинематографистов. Здесь дебютировали и работали Генрих Габай , Евгений Ташков , Пётр Тодоровский , Кира Муратова , Георгий Юнгвальд-Хилькевич , Станислав Говорухин и многие другие режиссёры.
В 2005 году студия была реорганизована в частное акционерное общество, при этом акции были поделены между Фондом госимущества (50 %+1) и ООО «Новая киностудия» (50 %-1), принадлежавшем директору группы компаний «1+1» Александру Ткаченко. В 2018 году у киностудии появился третий акционер: 25 % акций Новая киностудия передала компании Медиа Коворкинг. В июне 2020 года Ткаченко продал 25 % Одесской киностудии топ-менеджеру Смарт Холдинга .
На территории Одесской киностудии расположен музей кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины . В музее хранятся материалы, собранные за годы существования Одесской киностудии, каталоги фильмов, фотоальбомы актерских проб, информация о режиссёрах и продюсерах, кинотехника, книги, газеты, журналы по кино и т. п. Всего — более двенадцати тысяч «единиц хранения» .