Казино «Рояль» (роман)
- 1 year ago
- 0
- 0
Роя́ль (от фр. piano - «королевское фортепиано», в отличие от pianino - «маленькое фортепиано») — музыкальный инструмент , основной вид фортепиано , в котором струны , дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш. В отличие от пианино , звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире.
Исполнитель на рояле называется пианистом .
Фу́тор — основной опорный узел фортепиано , наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Чугу́нная ра́ма фортепиано ( 17 ) — это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн ( 16 ). В передней части рама имеет порожки или особые винты — аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки , или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.
Агра́ф ( 18 ) — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.
Форба́ум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельба́нк ( 20 ) — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые забиты вирбели («колки»), натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано ).
Фускле́ц — опорный брус для крепления ножки рояля.
Капода́стр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Па́нцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн ), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу), и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было — её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже- шпрейц ).
Штульра́ма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано.
Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Стру́нный шта́пик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы -винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.
Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:
Впервые рояль крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приёме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte — Большой клавесин с тихим и громким звучанием . До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесинами и клавикордами. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению первого рояля современного типа. С 1850-х годов развертывается фабричное производство роялей в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов, и к началу XX века рояль окончательно приобретает современную форму: деревянный крыловидный корпус с подъемной крышкой, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
По размеру рояли классифицируются следующим образом:
В большинстве случаев номер модели рояля — это его длина в сантиметрах или дюймах.
По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Для обеспечения длительного исправного функционирования рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля позволяет поддерживать постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2–3 раза.
Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании , включающем также настройку , регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных копмлектующих и т. д.