Interested Article - Лихоносов, Виктор Иванович

Ви́ктор Ива́нович Лихоно́сов ( 30 апреля 1936 , Топки , Западно-Сибирский край 9 августа 2021 , Краснодар ) — русский писатель, публицист, педагог. Жил в Краснодаре , возглавлял литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара, Герой Труда Кубани .

Биография

Начало пути

Детские и юношеские годы провёл в Новосибирске . В 1943 году погиб на фронте его отец. С 1956 по 1961 год он учился на историко-филологическом факультете Краснодарского педагогического института , а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе .

Его первый рассказ «Брянские», отправленный в « Новый мир » А. Т. Твардовскому , был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Одна за другой в Москве , Новосибирске , Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят в Румынии , Венгрии , Болгарии , Германии , на чешский , словацкий языки, а затем уже на французский , английский .

Перелом в творческой карьере

С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару .

Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж »:

«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, и на какую заморскую жизнь они замахнулись: „Франция“, „Нью-Йорк“, „Тулон“, „Трапезонд“, „Венеция“, „Константинополь“! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъёме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами „Двенадцать апостолов“. И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, „красные фонари“ с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж в миниатюре?!»

Виктор Лихоносов на , май 2019 года

Критика

О Викторе Лихоносове рано заговорили известные критики, которые отмечали его мастерство. Высокую оценку творчеству Лихоносова дали Ю. Селезнев , О. Михайлов , В. Чалмаев, А. Нуйкин, О. Кучкина, Н. П. Машовец . Твардовский писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина ». В 1967 году был опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова : «Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку» .

Лихоносов — талантливый рассказчик, которому больше удается изображение душевной жизни в повседневных ситуациях, чем развитие и разрешение событийных линий. Интеллектуально-логическое отступает у него перед духовно-иррациональным. Его положительные персонажи живут не рассудком, а сердцем. Проза Лихоносова полна стремления в природные дали, к тишине; автор говорит о разрушительном действии техники, но не доходит до отрицания действительности. Его перо направлено против бесчеловечности, бездуховности. Герои — странники, люди, ищущие гармонии в жизни. Манера повествования Лихоносова — традиционна, естественна; характеры его героев проясняются постепенно по ходу скупого действия, с помощью чётких и точных подробностей, живого диалога и частых внутренних монологов. Лихоносов как автор обычно отступает на задний план, даже в рассказе от первого лица .

Смерть

Скончался на 86 году жизни 9 августа 2021 в реанимации Краевой клинической больницы № 1, в которую был госпитализирован с диагнозом COVID-19 . Похоронен в станице Тамань , согласно завещанию.

Премии и награды

Политические взгляды

Лихоносов не принял перестройку — опубликовал книгу антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Придерживался право-патриотических взглядов, что давало повод ещё в советские времена партийным ортодоксам (защитникам «ленинской концепции революции и гражданской войны») называть «Наш маленький Париж» «белогвардейским», «белоказачьим» романом . Вместе с тем Лихоносов критически смотрел и на «белую правду», и на «красную», да и на саму казачью Кубань:

Почему среди этнически русских всё меньше и реже вижу… русских по духу? Почему они как бы иностранцы? Что-то в самом деле случилось с нами, и первее всего — с нашей интеллигенцией. На Кубани это заметно особенно. Сорок лет живу в Краснодаре в томлении, спрашиваю: «Почему здесь нет того, что так сладко грело меня в Пскове, в Вологде?» Юг России особенно растерзан безродным кокетством и какой-то базарно-курортной сутолокой на скрижалях истории. Как много стало пустых русских людей! Русские потихоньку, помаленьку от всего своего отреклись .

В 1990 году подписал « Письмо 74-х ».

Избранное

  • Избранные произведения: в 2-х т. — М. : Сов. Россия, 1984.
  • Избранное: Наш маленький Париж: Роман; Привет из старой России. — М. : Терра, 1993.

Основные издания

  • Вечера: Рассказы. — М. : Сов. Россия, 1966.
  • Что-то будет: Рассказы. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
  • Голоса в тишине: Повести и рассказы. — М. : Мол.гвардия, 1967.
  • На долгую память: Повести. — М. : Сов. Россия, 1969.
  • Чалдонки: Повести. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
  • Люблю тебя светло. — М. : Правда, 1971.
  • Счастливые мгновения: Повести и рассказы. — Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
  • Осень в Тамани: Повести и рассказы. — М. : Современник, 1972.
  • Чистые глаза: Повести и рассказы. — М. : Мол. гвардия, 1973.
  • Элегия: Повести и рассказы. — М. : Сов. Россия, 1976.
  • Когда же мы встретимся?: Роман. — М. : Современник, 1978.
  • Родные: Повести и рассказы. — М. : Сов. Россия, 1980.
  • Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. — М. : Сов. писатель, 1987.
  • Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. — М. : Известия, 1991.
  • Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. — М. : Соврем, писатель, 1993.
  • Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. — Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
  • Родные: Повести и рассказы. — М. : Изд-во Зауралье, 1997.
  • Тут и поклонился. — СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2016.

Экранизации

  • « Зинка » — советский короткометражный фильм 1969 года по рассказу «Что-то будет».

Интервью

Примечания

  1. / под ред. Н. Н. Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-262-6
  2. 4 октября 2011 года.
  3. Серебряный век простонародья, Бондаренко В. Г., — М.: ИТРК, 2004
  4. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . . — С. 236.
  5. . www.kubantv.ru . Дата обращения: 9 августа 2021. 9 августа 2021 года.
  6. . kubnews.ru . Дата обращения: 9 августа 2021. 9 августа 2021 года.
  7. . ТАСС . Дата обращения: 9 августа 2021. 9 августа 2021 года.
  8. . Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
  9. 17 мая 2009 года.
  10. . Дата обращения: 14 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  11. . Дата обращения: 17 ноября 2018. 17 ноября 2018 года.
  12. 13 мая 2017 года.
  13. от 24 июня 2007 на Wayback Machine .
  14. 21 июня 2010 года. .

Ссылки

Источник —

Same as Лихоносов, Виктор Иванович