Interested Article - Драма (жанр)
- 2021-02-17
- 2
Дра́ма ( др.-греч. «деяние, действие») — литературный ( драматический ) и сценический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII − XXI веков , постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию , противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенный к обыденной реальности стиль .
В отличие от лирики и подобно эпосу , драма воспроизводит прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. Эстетический предмет драмы — эмоционально-волевые реакции человека, проявленные в словесно-физических действиях. Для драматических произведений характерны остро-конфликтные ситуации, властно побуждающие персонажа к словесно-физическому действию. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Проблема обособления драмы как жанра
Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия « драма как род литературы ») известно в русском литературоведении . Так, Б. В. Томашевский пишет :
В XVIII в. количество «драматических» жанров увеличивается. Наряду со строгими театральными жанрами выдвигаются низшие, «ярмарочные»: итальянская комедия- буффонада , водевиль , пародия и т. п. Эти жанры являются источниками современного фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т. е. пьесу с современной бытовой тематикой, но без специфического «комизма» положения («мещанская трагедия» или «слезная комедия»). <…> Драма решительно вытесняет остальные жанры в XIX в., гармонируя с эволюцией психологического и бытового романа.
С другой стороны, драма как жанр в истории литературы распадается на несколько обособленных модификаций:
- XVIII век — время мещанской драмы ( Дж. Лилло , Д. Дидро , П.-О. Бомарше , Г. Э. Лессинг , ранний Ф. Шиллер ).
- В XIX веке развитие получает реалистическая и натуралистическая драма ( А. Н. Островский , Г. Ибсен , Г. Гауптман , А. Стриндберг , А. П. Чехов ).
- На рубеже XIX — XX веков развивается символистская драма ( М. Метерлинк ).
- В XX веке — сюрреалистская драма, экспрессионистская драма ( Ф. Верфель , В. Газенклевер ), драма абсурда ( С. Беккет , Э. Ионеско , Э. Олби , В. Гомбрович ), мелодрама и другие.
Многие драматурги XIX−XX веков использовали слово «драма» для обозначения жанра своих сценических произведений .
Поджанры
Как литературный жанр драма имеет устойчивые поджанры :
- мелодрама ;
- психологическая драма (см. психология );
- мещанская драма (в XVIII веке );
- драма абсурда ;
- символистская драма ;
- экзистенциальная драма (см. экзистенциализм ).
История драмы как литературного жанра
Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы , содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии , в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века , когда ряд европейских драматургов ( Дж. Лилло , Д. Дидро , П.-О. Бомарше , Г. Э. Лессинг , ранний Ф. Шиллер ) создают т. н. мещанскую драму . Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.
В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма . Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак , Л. Н. Толстой , А. Н. Островский , Г. Ибсен , Г. Гауптман , Г. Зудерман . В то же время переживает расцвет мелодрама , сосредоточивающаяся преимущественно на сфере человеческих чувств ( А. Дюма-сын и др.)
Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк . Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана , позднего Г. Ибсена , Л. Н. Андреева , Г. фон Гофмансталя .
В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда . В пьесах позднего А. Стриндберга , Д. И. Хармса , В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско , С. Беккета , Ж. Жене , А. Адамова . Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт , Т. Стоппард , Г. Пинтер , Э. Олби , M. Волохов , В. Гавел .
Примечания
- (недоступная ссылка) : «На смену трагедии приходит драма уже не как родовое, а как видовое понятие».
- [bse.sci-lib.com/article032926.html БСЭ. Драма (в литературе)]: «Один из основных жанров (видов) драматургии наряду с трагедией и комедией. <…> Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравственные изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной трагическим героям».
- Томашевский Б. В.
- . Дата обращения: 4 сентября 2009. 6 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 4 сентября 2009. 10 мая 2012 года.
- [lib.ru/LITRA/CHEHOW/ivanov.txt Чехов А. П. Иванов]
- . Дата обращения: 4 сентября 2009. 18 октября 2010 года.
- (23 февраля 2022). Дата обращения: 7 июня 2022.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Драма// Краткая литературная энциклопедия : В 9 томах / Под ред. А. Суркова, В.Жданова, А. Ермакова. М.: Советская Энциклопедия, 1962, Т.2 — с.777-195
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-02-17
- 2