Interested Article - Гиперболоид инженера Гарина (фильм)

«Гиперболо́ид инжене́ра Га́рина» советский научно-фантастический фильм , снятый в 1965 году , по одноимённому роману А. Н. Толстого .

Сюжет

1925 год . Русский инженер Пётр Гарин, используя открытие профессора Манцева, создаёт оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, генератор мощного теплового луча. Он решает использовать гиперболоид для осуществления своей идеи — стать правителем мира. За Гариным и его гиперболоидом начинается охота как советских спецслужб, так и иностранных капиталистов.

В ролях

Съёмочная группа

  • Художники-постановщики: , М. Карякин
  • Звукорежиссёр: Д. Зотов
  • Монтаж: Лидия Жучкова, Н. Карлова
  • Художник-гримёр: Б. Антонов
  • Костюмы: Л. Душина, В. Юдин
  • Исполнение музыки: Государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижёр: Эмин Хачатурян

Технические данные

Награды

  • 1966 — Главная премия «Золотая печать города Триеста» на МКФ фантастических фильмов в Триесте ( Италия )

Оценки фильма

Многие первоначальные рецензии на фильм отражали недовольство критиков . В частности, специализировавшийся на научной фантастике критик В. С. Ревич предъявил фильму классово-политический упрёк в том, что социальная сторона («механика буржуазных взаимоотношений, биржевой игры, капиталистической экономики и морали») романа А. Толстого «начисто выпала из фильма, осталась опять-таки упрощённо детективная, торопливо объяснённая научная» . Через полтора десятилетия он оценил фильм несколько иначе:

«Несмотря на редкостный по звучности имён актёрский состав, фильм не удался. Была совершена типичная ошибка экранизаторов больших произведений прозы. Стремление не упустить основные сюжетные ходы приводит к беглости — мелькнул персонаж, пролетело событие — и дальше, дальше, скорее; экранного времени не хватает, чтобы всмотреться в лица, разобраться в сути событий…В результате получился событийно-приключенческий боевик с весьма поверхностной философией» .

"НФ", выпуск 29, 1984, с. 207—208

Кинокритик В. С. Иванова увидела «поразительное в своей унылой дотошности зрелище» и написала: «Только в финале фильма, в длинной панораме пустынного острова с двумя слоняющимися по нему жалкими фигурками почти дикарей… только в этом финале на минуту проглянуло что-то от толстовского уничтожающего сарказма. Проглянуло и… И в зале зажегся свет» .

В отличие от В. С. Ивановой, киновед и кинокритик А. В. Фёдоров выделял «неординарность аудиовизуального решения» фильма .

…явно выделяется изысканное изобразительное решение первой — чёрно-белой экранизации «Гиперболоида инженера Гарина» (1965), выполненное в духе film noir (американские и французские фильмы с криминальным сюжетом 1940-х — 1950-х годов с мрачными мотивами обречённости, фатализма и элементами экспрессионизма): здесь и игра с линейной светотенью в ночных сценах, и контрастные перепады чёрного и белого в сценах дневных, и использование широкоугольного объектива, необычных точек съемки и т. п. <…> Под стать визуальному стилю фильма оказалась и динамично-нервная, а местами и ироничная музыка композитора М. Вайнберга… .

По мнению культурологов А. Новиковой и О.Тимофеевой, использование эстетики film noir «не только делает фильм более зрелищно привлекательным, но и позволяет представить средствами кино внутренний мир одержимого фанатичными идеями героя» . Исполнителю роли инженера Гарина Евгению Евстигнееву удалось показать «его психологически убедительным фанатиком идеи обладания миром: умным, расчётливым и упорным, не чуждым иронии». При этом «лексика, мимика и жесты его персонажа лаконичны и подчинены прагматике сюжетных обстоятельств» .

Примечания

  1. , с. 24, 28.
  2. , с. 83.
  3. , с. 207—208.
  4. , с. 199.
  5. , с. 105.
  6. , с. 28.
  7. , с. 25.
  8. , с. 105—106.
  9. , с. 27.
  10. , с. 71.
  11. , с. 47.
  12. , с. 72.

Литература

  • Ревич В.А. О кинофантастике // Экран. 1967—1968. — М. : Искусство, 1968. — С. 82—86. — 288 с.
  • Иванова В.С. Алексей Толстой и кино // Экран. 1967—1968. — М. : Искусство, 1968. — С. 199—200. — 288 с.
  • Ревич В.А. «Мы вброшены в невероятность // НФ: Сборник научной фантастики / Сост. Р. Г. Подольный. — М. : Знание, 1984. — Т. 29. — С. 196—210. — 216 с.
  • Фёдоров А.В. «Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Медиаобразование. — 2012. — № 3 . — С. 101—110 .
  • Фёдоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. — М. : Изд-во МОО «Информация для всех», 2012. — С. 24—30. — 182 с.
  • Фёдоров А.В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. — М. : Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. — С. 24—25, 28. — 228 с.
  • Фёдоров А.В. Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2016). — М. : Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. — С. 67—73. — 216 с.
  • Новикова А.А., Тимофеева О.А. Экранные герои в контексте литературной традиции: от кино к видеоиграм // Литература в зеркале медиа. Часть II / Под науч. редакцией Д. А. Журкова. — М. : Издательские решения. Ридеро, 2016. — С. 40—54. — 510 с.

См. также

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
Источник —

Same as Гиперболоид инженера Гарина (фильм)