Interested Article - Золотой ключик (фильм, 1939)
- 2020-03-07
- 2
« Золото́й клю́чик » — художественный игровой фильм, созданный по мотивам одноимённой пьесы Алексея Толстого в 1939 году .
Вышел на экраны 1 июля 1939 года .
Сюжет
Сказка о приключениях вырезанной из полена шарманщиком Карло деревянной куклы. Буратино переживает удивительные приключения и побеждает всех своих врагов. Многие сюжетные линии оригинальной пьесы отличаются от повести « Золотой ключик, или Приключения Буратино ». В соответствии с пьесой снят и финал фильма. Буратино и его друзья открывают золотым ключиком заветную дверь, добираются до волшебной книги и на сошедшем с её страниц воздушном корабле отправляются вместе с советскими полярниками в страну , где «все дети учатся в школах, и славно живут старики».
В ролях
Персонаж | Оригинальный исполнитель (1939) | Актёр озвучивания (1959) |
---|---|---|
Карабас-Барабас | Александр Щагин | |
Дуремар | Сергей Мартинсон | |
Буратино | Ольга Шаганова-Образцова | Георгий Вицин |
Папа Карло | / Анатолий Орфёнов (вокал) | |
Капитан воздушного корабля | Николай Боголюбов | |
Джузеппе | Михаил Дагмаров | Георгий Вицин |
Мальвина | Тамара Адельгейм | |
Пьеро | Раиса Хаирова | |
Сандро, корчмарь | Николай Мичурин | |
Базилио | Кирилл Никифоров | |
Алиса | Валентина Покорская | Юлия Юльская |
Полицейский | (нет в титрах) | |
Клоун на сцене | Георгий Милляр (нет в титрах) | |
Продавец сластей | (нет в титрах) | |
Вениамин Гут (нет в титрах) |
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Алексей Толстой , Людмила Толстая, Николай Лещенко
- Режиссёр: Александр Птушко
- Оператор: Николай Ренков
- Художник: Юрий Швец
- Композитор: Лев Шварц
- Звукооператор: А. Бондарев
- Кукловоды: С. Зонненбург, А. Васильева, К. Никифоров, В. Покорская, Ф. Тихонова
- Художник кукол и костюмов:
- Художник-гримёр: В. Шишков
- Монтаж: В. Массино
-
Автор песен:
Михаил Фроман
- Дирижёр: Василий Ширинский
- Директор картины: М. Бердичевский
Производство
Сцены с участием персонажей-кукол, в том числе и с самим Буратино , снимались с применением как классической покадровой трёхмерной анимации (это были в основном сцены, где Буратино взаимодействует с Шушарой, Тортилой, Алисой и Базилио, где их всех изображали куклы), так и метода перспективного совмещения (в сценах с Карабасом-Барабасом, Папой Карло и другими человеческими персонажами игравшие их актёры для соответствия масштаба находились гораздо ближе к камере, чем актёры, игравшие кукол) . В ряде сцен Буратино изображала кукла-марионетка.
В книге «Золотой ключик. Записки Буратино» Ольга Шаганова-Образцова рассказала, что не изображала куклу, а сама стала ей. Зрители не догадывались, что это живой человек. Нужно было прежде всего изменить пропорции. На актрису надели маску , вернее — целую голову из папье-маше . Обзор не совпадал с глазами Ольги, и чтобы она могла видеть, на щеках маски были проделаны дырки, затянутые марлей. Необходимо было замаскировать всё, что только могло бы выдать человека. Женщину одели в фанерный футляр, превратив в «бревно», на руки и ноги натянули трико, раскрашенное под дерево, а на коленях и локтях наклеили чёрные бархатные шарниры. На ступни надели огромные туфли, а на кисти рук — картонные перчатки. В начале казалось физически невозможным двигаться в этом наряде. Ольга ничего не видела сквозь щёлочки маски и всё время на что-нибудь натыкалась, деревянный корсет больно резал своими краями, длинные туфли мешали ходить. Самой главной задачей было преодолеть всё и научиться двигаться, ходить, танцевать, прыгать так, чтобы оправдать превращение и она была бы куклой не только по виду, но и по поведению — озорной, весёлой, деревянной Буратино . Проблема состояла и в том, что герой должен быть совсем маленьким: по колено папе Карло, не больше 50 см. Рост актрисы — 1 м 65 см, маска на голове увеличивает на 10 см, итого получается 1 м 75 см. Лишние 125 см можно исключить, поскольку на экране рост человека определяется по отношению к окружающим предметам. Для артистов, играющих кукол, все объекты сделали очень большими: лестницы, табуретки, столы, котёл над очагом. Когда сняли первые пробные кадры, Шаганова-Образцова не узнала себя: ходила маленькая кукла, а предметы казались нормального размера . Ещё одна сложность возникла, когда Буратино находился рядом с живыми людьми — папой Карло и Карабасом-Барабасом, которые всегда должны быть больше. И здесь на помощь пришло оптическое совмещение, благодаря режиссёру Птушко .
Вторая редакция
В 1959 году, спустя 20 лет, фильм заново переозвучен. Новая музыкальная дорожка была сыграна под руководством дирижёра Альгиса Жюрайтиса .
- В самом начале присутствует логотип « Мосфильма »;
- У Буратино изменился тембр голоса. Причём если в оригинальной редакции голос Ольги Образцовой был записан вчистую, то в новой редакции голос Георгия Вицина подвергся обработке в виде ускорения;
- В имени папы Карло персонажи теперь ставят ударение на первый слог;
- Для последнего куплета финальной песни был написан новый текст;
- Были изменены некоторые реплики, которые в оригинальной редакции были прямыми цитатами из книги.
Оценки фильма
Режиссёр-мультипликатор И. П. Иванов-Вано писал: «Мастерству комбинированных съёмок в этом фильме удивлялись не только рядовые зрители, но и многие специалисты. Недаром же „Золотой ключик“ в дальнейшем стал „настольной книгой“, наглядным пособием не только для операторов комбинированных съёмок, но и для всех любителей мультипликации» .
Киновед Нина Спутницкая описала процесс создания фильма и оценила его следующим образом: «Этот фильм по сей день остаётся примером филигранной работы по оптическому совмещению в кадре большого человека и маленькой куклы» .
Выпуск на видео
С начала 1990-х годов фильм выпущен на видеокассетах VHS , также на DVD . На DVD изданы обе версии фильма — оригинальная (1939) и переозвученная (1959).
Примечания
- Венжер Н. Я. , Капков С. В. — 2000.
- , с. 194.
- Масуренков Дмитрий. . rus.625-net.ru . журнал «Техника и технологии кино» (апрель 2006). Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 16 октября 2012 года.
- , с. 7.
- , с. 8—9.
- , с. 10.
- , с. 12.
- , с. 95.
- , с. 36.
Литература
- Карюков М. Новые способы комбинированный съёмки / Е. Нефёдова. — М. : Госкиноиздат, 1939. — С. 134. — 140 с. — 2700 экз.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 194—195. — 784 с. — 3000 экз.
- Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М. : Искусство, 1980. — С. 95. — 240 с.
- Шаганова-Образцова О. Из записок Буратино // Наука и жизнь . — 1982. — № 11. — с. 138—142.
- Шаганова-Образцова, О. А. . — М. : Госкиноиздат, 1939. — 32 с.
- Ильина М. Рассказ старой куклы: как снимался фильм «Золотой ключик» // Мир музея. — 2005. — № 10. — С. 36—39.
- Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018. — С. 36—40. — 371 с.
- С. Александров. Актёры и куклы. «Золотой ключик» А. Птушко // Искусство кино . — 1939. — № 6. — С. 24—25.
Ссылки
- . cinema.mosfilm.ru . Мосфильм . Дата обращения: 20 января 2021. 28 января 2021 года.
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- Песня из кинофильма «Золотой ключик» от 4 июля 2013 на Wayback Machine слушать онлайн. SovMusic.ru.
- 2020-03-07
- 2