Хождение апостола Павла по мукам
- 1 year ago
- 0
- 0
Восемнадцатый год | |
---|---|
Жанры |
историческая
драма
,
военный фильм |
Режиссёр | Григорий Рошаль |
На основе | Хождение по мукам |
Автор
сценария |
Борис Чирсков |
Оператор | Леонид Косматов |
Композитор | Дмитрий Кабалевский |
Кинокомпания | « Мосфильм » |
Длительность |
103 мин — широкоэкранная версия,
97 мин — обычная версия |
Страна | |
Язык | русский |
Год | 1958 |
IMDb | |
Хмурое утро | |
---|---|
Жанры |
историческая
драма
,
военный фильм |
Режиссёр | Григорий Рошаль |
На основе | Хождение по мукам |
Автор
сценария |
Борис Чирсков |
Оператор | Леонид Косматов |
Композитор | Дмитрий Кабалевский |
Кинокомпания | « Мосфильм » |
Длительность | 105 мин |
Страна | |
Язык | русский |
Год | 1959 |
IMDb | |
«Хожде́ние по му́кам» — историческая драма, полнометражный художественный фильм в трёх частях по одноимённому роману Алексея Толстого , его первая экранизация.
Снят Григорием Рошалем на студии « Мосфильм » в 1957—1959 годах.
Три части фильма названы так же, как книги трилогии А. Толстого:
Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны , и их историям любви соответственно с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кати в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела рабочих. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя — в Париж, а Даша сдаёт экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла Катиного мужа Николая Ивановича и чтобы тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война .
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Вадима Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию, и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию .
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он пробирается в Белую армию , где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она беседует с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы , и её берут в плен. В итоге Катю уводит Красильников. Рощин приезжает к Тётькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав .
Третий фильм кинотрилогии заканчивает повествование о гражданской войне в России в 1918—1920 годах. Взаимоотношения двух любящих пар, разворачивающиеся на фоне исторических событий, приходят к логической развязке.
Актёр | Роль |
---|---|
Руфина Нифонтова | Катя |
Нина Веселовская | Даша |
Вадим Медведев | Телегин |
Николай Гриценко | Рощин |
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Шарлахов | Смоковников Николай Иванович, адвокат, муж Кати |
Владимир Муравьёв | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Владлен Давыдов | Бессонов Алексей Алексеевич, поэт-декадент |
Павел Винников | Тётькин |
Сергей Яковлев | Рублёв Василий, рабочий |
Виктор Яковлев | Мельшин , пленный офицер |
Жуков , пленный офицер | |
Вера Бурлакова | горничная у Смоковниковых |
Люсьена Овчинникова | Луша, горничная |
Ефим Копелян | казачий есаул |
Джемма Фирсова | Нина Чародеева |
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора |
Сергей Яковлев | Рублёв Василий, рабочий |
Павел Винников | Тетькин |
Виктор Яковлев | Мельшин , пленный офицер |
Евгений Матвеев | Сорокин , главком |
Григорий Кириллов | Беляков , начальник штаба Сорокина |
Владимир Муравьёв | Булавин Дмитрий Степанович , отец Кати и Даши |
Леонид Пархоменко | Алексей Красильников |
Евгений Тетерин | немец , попутчик Кати |
Павел Стрелин | Деникин , главком |
Михаил Козаков | Оноли , поручик Белой армии, недруг Рощина |
Александр Смирнов | Теплов , офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Владимир Сез | фон Мекке , офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Константин Немоляев | Говядин Семён Семёнович , самарский ухажёр Даши |
Виктор Адаменко | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора |
Павел Винников | Ленин |
Леонид Пархоменко | Алексей Красильников / одноглазый махновец в Екатеринославе |
староста | |
Виктор Адаменко | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Любовь Соколова | Анисья |
Наталья Кустинская | Маруся |
Нонна Мордюкова | Матрёна Красильникова |
Борис Андреев | матрос Чугай |
Анатолий Соловьёв | Латугин |
Виталий Матвеев | Нестор Иванович Махно |
Владимир Белокуров | Лёва Задов |
Владимир Таскин | Чёрный, идейный анархист |
Виктор Яковлев | Мельшин , пленный офицер |
Олег Голубицкий | Михаил Шарыгин |
Семён Свашенко | Яков |
Александр Титов | Чесноков, командир бригады |
Нина Меньшикова | Чесночиха |
Анастасия Зуева | просительница у Махно |
председатель ревкома Екатеринослава |
БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, как и в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова , однако режиссёр заменил её на Нину Веселовскую , о чём Конюхова не знала и потому отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в фильме « Летят журавли » .
Теоретик кино и оператор А. Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1965) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова , в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.) .
При подготовке следующей экранизации того же романа ( 13-серийного фильма (1977) ), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана .
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен , не Моцарт , не Сарасате … Можно — ещё раз?
— Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра ещё сильнее звучит.
— Нет слов.— Василий Звягинцев . «Скоро полночь» (2009)
Произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется « Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).