Interested Article - Моноэтническое государство
- 2020-02-25
- 1
Моноэтническое государство , мононациональное государство (может быть синонимично также понятию национальное государство ) — государство , которое образовалось на исторически сложившейся этнической территории нации ( этноса ) и воплощает её суверенитет , в отличие от многонационального, полиэтнического государства .
Понятие «национальное государство» в этническом смысле применяется в двух разных смыслах: государства с почти однородным национальным (этническим) населением (примеры включают Японию , Северную и Южную Корею , ФРГ , Италию , Португалию , Бангладеш , Данию , Бразилию , Польшу , Исландию , Венгрию , многие арабские государства, в особенности на Аравийском полуострове ); государство, которое к настоящему времени имеет существенную часть инонационального населения, но исторически сформировалось на территории расселения одного этноса в результате самоопределения последнего и поэтому носящее его название (включая Болгарию , Швецию , Финляндию , Турцию , Сирию , Австралию , Новую Зеландию и др.) .
Национальное государство может рассматриваться как синоним моноэтнического, мононационального государства, противопоставляемого многонацональному государству. При другом подходе отмечается сложность выделения критериев нации и вероятность политической манипуляции при отнесении государства к числу национальньных или многонациональных .
Исторически многоэтнические государства формировались, как правило, на территориях, где нация (этнос) начала формироваться одновременно с образованием государства, по причине чего государственные границы совпали с этническими (например, в странах Западной Европы и Латинской Америки ). Создание национальных государств является одной из важнейших тенденций общественного развития, в особенности в начале истории национальных движений. Национальное начало выражается в формировании государства по национально-территориальному принципу; делопроизводстве на государственном языке, представляющим собой язык данного этноса; представительстве в государственных органах «титульной» национальности; в наличии национальных особенностей в законодательной системе и др.
В современном мире нет государств, которые являлись бы абсолютно моноэтническими. Согласно Freedom House : «…страны, в которых более двух третей населения принадлежит к одной этнической группе — моноэтнические, а те, у которых нет такого большинства в две трети — полиэтнические» . Дэвид Уилш (David Welsh) писал, что менее 20 из 180 независимых государств могут называться этнически и национально однородными — национальные меньшинства в таких государствах составляют менее 5 % от общей численности населения .
, население лишь около 9 % от общего количества стран является относительно этнически гомогенным. Для прочих государств характерно этническое многообразие . По мнениюСогласно Комитету по науке, образованию и культуре ООН ( ЮНЕСКО ):
Национальное государство — это область, где культурные границы совпадают с политическими границами. Идеалом «государства-нации» является то, что государство объединяет людей одной этнической группы и культурной традиции .
Оригинальный текст (англ.)The nation-state is an area where the cultural boundaries match up with the political boundaries. The ideal of 'nation-state' is that the state incorporates people of a single ethnic stock and cultural traditions.
В. С. Мартьянов (2006) и А. Г. Осипов (2008) ставят под сомнение допустимость приписывания этнической группе, которая рассматриваются современной наукой как не более чем мысленные конструкты , объективных характеристик и свойств коллективного субъекта права. Юридическая литература не подвергает сомнению правосубъектность этнической группы. Как консолидированный субъект, от имени которого могут выдвигаться требования к власти, этническая группа присутствует в правовом пространстве, для которого в целом не характерно создание новых политических акторов, а чаще фиксация статус-кво существующих. Само право представляет собой систему мысленных конструкций. Коллективной правосубъектностью наделены и другие общности (нация, политико-территориальные единицы государства, местные сообщества, юридическое лица и др.). Юридическая институционализация этнических групп представляет собой распространённое явление, которое характерно не только для советского и постсоветского правовой системы .
Согласно А. Н. Мочалову , этнический федерализм и национально-территориальные автономии сформировались в государствах, в которых действовали внутренний этнический национализм , этнорегиональный сепаратизм и/или сильные региональные этнические элиты, пользовавшиеся широкой поддержкой населения региона, а государство являлось ослабленным. Этнический фактор в государственном устройстве обычно учитывался вынужденно и был результатом компромисса, которого достигли этнические элиты и политическое руководство государства. В политологической науке это явление называется вынужденным регионализмом. В странах, где государственная власть не сталкивалась с организованным региональным этнонационализмом или имела достаточно ресурсов для его подавления (к примеру, через принудительную ассимиляцию) и установления единообразных институтов, которые позволяют интегрировать региональные этнические общности в состав «политической нации» (например, во Франции и Румынии ), формировалась модель национального или мононационального государства. В таких условиях сформировались национальные федерации в таких странах, как США , Бразилия, Австралия, и других иммигрантских сообществах. В условиях этих стран государственное устройство не отразило этническое территориальные различия, а отдельные попытки борьбы коренных сообществ против экспансии были подавлены различными средствами, от принудительной ассимиляции до геноцида .
Явления этнического федерализма и национально-территориальной автономии, которые могут становится условиями и катализаторами этнонационалистических тенденций, не являются их причинами. Этнонационализм может сформироваться и в государствах, построенных как мононациональные, но имеющих этнотерриториальную фрагментацию. В настоящее время гарантию от этнонационализма не дают ни последовательно реализованные концепции политической нации, ни отрицание коллективных прав этнической общности, ни отрицание этнотерриториальной фрагментации в устройстве государства. Франция, которая не признаёт существования внутри своего государства этнических групп и их прав на автономии, не смогла прекратить баскские , бретонские, прованские и в особенности корсиканские региональные этнонационалистических тенденции. Процессы глобализации привели к ослаблению государств в сфере формирования иерархии идентичностей и потере ими монополии на политическую повестку. Концепцию государства-нации к настоящему времени невозможно считать универсальной формой политической организации социума и пространственной организации власти, о чём свидетельствуют референдумы о независимости Квебека , Шотландии и Каталонии .
Примечания
- ↑ , с. 192—193.
- ↑ .
- , с. 49.
- ↑ , с. 33—52.
- , p. 9.
- , pp. 43—60.
- . unesco.org 26 ноября 2017 года. UNESCO (фр.)
- . unesco.org от 20 ноября 2014 на Wayback Machine UNESCO (англ.)
- , с. 47—48.
Литература
на русском языке
- Болдонов А., Башинова Т., Тармаханов Е. Государство национальное (моноэтническое) // Краткий словарь-глоссарий по политологии. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. — 96 с.
- Кимлика Уилл . Федерализм и сецессия: восток и запад // Ab Imperio. — 2000. — № 3—4. — С. 245—318.
- Мартьянов В. С. Строительство политической нации и этнонационализм // Логос. — 2006. — № 2 (53). — С. 94—109.
- Мочалов А. Н. // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук . — 2017. — Т. 17, вып. 4 . — С. 33—52 . — doi : .
- // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 192—193. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
- Осипов А. Г. Эссенциалистские представления об этничности в системе преподавания правовых специальностей // Расизм в языке образования. — СПб. : Алетейя, 2008. — С. 140—169.
- Тадевосян Э. В. . — М. : Знание, 1996. — С. 49. — 272 с. — ISBN 5-07-002753-0 . от 15 февраля 2022 на Wayback Machine
- Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов : сравнительно-правовое исследование. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ , 2010. — 288 с.
на других языках
- Oxford University Press , 2008. — P. 3—40. — ISBN 0199535418 . . Bridging Comparative Politics and Comparative Constitutional Law: Constitutional Design in Divided Societies // / Sujit Choudhry. — Oxford :
- Princeton University Press , 1994. . . — Princeton :
- Karatnycky, Adrian. Ethnicity and Nationalism // / James S. Denton. — New Jersey: Rutgers — The State University, 1999. — ISBN 0-7658-0012-8 .
- Welsh, David. Domestic politics and ethnic conflict // / Michael E. Brown. — Princeton : Princeton University Press , 1993. — P. 43—60. — ISBN 0691000689 .
- 2020-02-25
- 1