Птолемей VI Филометор
- 1 year ago
- 0
- 0
Оме́то (от названия реки Омо ) — группа народов, говорящих на омотских языках и проживающих в Южной Эфиопии . Группа народов в составе кушитов : куло, конта, куча, чара, зайсе, харуро, гему, гофа, зала, шангама, баскето, диме, баддиту, бородда, уба, мале, мано, доко и др. (Громыко 1988 : 29) Самый крупный и наиболее развитый народ — валяйта. Их общая численность составляет 100 тыс. человек . Создана письменность (эфиопское письмо).
Большинство омето – христиане или последователи синкретической религии . Среди валяйта много мусульман– суннитов . (Попов 1991: 397)
Ометские княжества возникли в XIV—XVI веках. Оставаясь изолированными от амхара в результате вторжения оромо , народы развивались самостоятельно до тех пор, пока в конце 19 в. не были покорены императором Менеликом II и их земли не вошли в состав Эфиопского государства. На протяжении двух предшествующих веков они сумели создать несколько небольших государств, наиболее развитым из которых была Кэфа. К концу XIX века все омето вошли в состав Эфиопии . (Громыко 1986: с.34)
Основные занятия народа омето — пашенное и ручное земледелие, животноводство. Большое значение имело скотоводство. Также распространены рыболовство и охота. Ткачество считается почётным занятием; остальные ремёсла, включая охоту, связаны с низшими кастами. Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у омето — сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма — подобие римской тоги. (Минц 2007: 278)
Характерная черта традиционной социальной организации омето — общинно-кастовая система. Существовали касты знати, потомков невольников, свободных земледельцев, охотников – кожевников, купцов. У некоторых групп – касты жрецов и ритуальных услуг. (Бромлей, Арутюнов, 1988 : с.347)
Община (сельская), как правило, занимала отдельную возвышенность. Семья состояла из малого количества человек, счёт родства патрилинейный. У конта и харуро распространён левират , у валяйта, шангама и мале распространены полигинные браки. Жилища, одежда, пища сходны с сидамскими ( Сидамо ) с рядом местных особенностей. (Попов, 1999: с. 397)