Interested Article - Бушмены
- 2020-07-05
- 2
Бушме́ны ( сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) — собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящим на койсанских языках и относимым к капоидной расе . Общая численность — около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним генотипом , являются носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А .
Проживают на территории Южной Африки, которая охватывает Ботсвану , Намибию , Анголу , Замбию , Зимбабве и Лесото .
Общие сведения о бушменах
Английское «бушмен» ( англ. Bushman ) означает «человек степи» ( англ. Bush — «кустарник, местность, поросшая кустарником ») и иногда считается оскорбительным (название им дали ещё до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman — «лесной человек»); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а наиболее широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама ) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»). Согласно антропологу Ричарду Боршею Ли , к концу 1990-х самоназвание «сан» получило достаточное распространение среди бушменов.
Антропологически отличаются от других негроидов , поскольку имеют более светлую кожу и некоторые другие характерные особенности; относятся к так называемой капоидной малой расе . Представители этой народности имеют очень низкий рост, до 150 сантиметров. Кожа имеет красноватый оттенок и склонность к преждевременному образованию морщин. Лицо имеет монголоидные черты. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв. Лакомством считается жареная саранча .
Бушмены традиционно вели полукочевой образ жизни, сезонно перемещаясь в определённых областях, в зависимости от наличия ресурсов, таких как вода, дикие животные и съедобные растения.
История
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Генетические расхождения бушменов и остального человечества насчитывают по крайней мере 60 тыс. лет . Набор инструментов, близких к тем, которые используют современные сан, был обнаружен в пограничной пещере в провинции Квазулу-Натал в 2012 году и датируется ок. 44000 г. до н. э. Древнейший череп бушменского типа насчитывает 10 тыс. лет . Генетические данные демонстрируют древнее расселение бушменов в Южной Африке ( ЮАР , Ангола , Мозамбик , Лесото , Ботсвана , Намибия ) . Исследование генетического разнообразия африканских стран, завершённое в 2009 году, показало, что бушмены относятся к пяти группам населения с самыми высокими измеренными уровнями генетического разнообразия среди 121 отдельной выборки африканских популяций . Определённые группы бушменов являются одной из 14 известных до сих пор «наследственных групп населения», то есть «группы населения с общим генетическим происхождением, которые разделяют этническую принадлежность и сходство как в своей культуре, так и в свойствах своих языков» .
Начиная с XV века н. э. постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари . Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны .
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
В декабре 2005 года , руководитель ботсванской общественной организации « » был награждён премией «За правильный образ жизни» ( The Right Livelihood Award ) за «решительное сопротивление выселению бушменов с родных земель и защиту права на традиционный образ жизни» .
В Восточной Африке живут ведущие сходный образ жизни, но не родственные бушменам хадза , которых иногда называют «бушменами Восточной Африки» .
Социальный строй
Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей . Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь , которому приписывается умение общаться с духами , вызывать дождь , лечить болезни .
Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи , затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный , но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.
Язык
Бушмены говорят на койсанских языках , на которых также говорят готтентоты . Эти языки отличаются от всех остальных языков мира тем, что в них широко распространены щёлкающие согласные .
Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки , легенды и песни .
Фольклор
Бушменские сказки и легенды выделяются среди всех остальных сказок и по своей форме, и по содержанию: это не столько сказки, сколько басни и мифы. Действующими лицами в них выступают животные, и прежде всего кузнечик, которому приписывается создание Солнца, Луны и многих животных. Небесные светила бушмены также наделяют именами животных. Так, пояс Ориона они называют тремя самками черепахи, висящими на палке; Южный Крест — львицами; Магелланово облако — каменным козлом. Своих предков они наделяют зооантропоморфными признаками, это полулюди-полуживотные. До наших дней дошли наскальные изображения предков бушменов . Ко времени появления европейцев в Южной Африке, ещё в середине XVII века, бушмены жили в условиях каменного века.
Источники еды и питья
Мужчины , искусные охотники , охотятся с помощью луков и стрел , наконечники которых отравлены ядом . Яд, диамфотоксин , парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых личинок жуков Diamphidia . Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.
Женщины — собирательницы , могут собрать до 60 видов съедобных ягод , семян , луковиц , клубней , листьев . В разное время года могут найти съедобные личинки насекомых , муравьиные яйца, медоносные соты .
Из семян, которые скапливаются в муравейниках , бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча . Пекут в золе дыни тсаммы и отжимают из неё воду.
В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку с фильтром на конце и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца .
Одежда
Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений .
Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг другу свои причёски, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке — обычай, присущий женщинам. Также они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам (Jolly 2006: 70).
Религия
Большая часть народа придерживается традиционной самобытной бушменов. Его первоначальная форма неизвестна, поскольку он был сильно модифицирован из-за взаимодействия с христианством. Также присутствуют христиане . Когда шаман входит в транс, принято говорить, что он «умирает» — сам транс довольно часто называют маленькой смертью или половинкой смерти (Dowson 2007: 55). Фольклор довольно обширен и разнообразен. Также сан принадлежит немалое количество искусно выполненных наскальных рисунков. Шаманы южного Дракенсберга танцевали и входили в транс в каменных пещерах, в которых всегда присутствовали наскальные рисунки (Lewis-Williams and Dowson 1990: 12).
Галерея
Знаменитые бушмены
Самым известным среди бушменов считается Нкъхау — намибийский фермер . Стал знаменитым после того, как сыграл бушмена из Калахари Хихо в двух комедийных фильмах: « Наверное, боги сошли с ума » и его продолжении , а также ещё в трёх неофициальных продолжениях, снятых в Гонконге : « Crazy Safari », « Crazy Hong Kong » и « ».
Ройял ǀУиǀоǀоо (англ. Royal Johan Kxao ǀUiǀoǀoo), избранный в 2000 году по спискам СВАПО в парламент Намибии , стал первым бушменом-депутатом. Другим известным бушменским активистом является Рой Сезана, соучредитель движения «Первые народы Калахари», отстаивающего их права в Ботсване.
См. также
Примечания
- Anaya, James (2010-06-02). (PDF) (Report). United Nations Human Rights Council. A/HRC/15/37/Add.2. (PDF) из оригинала 6 октября 2018 . Дата обращения: 17 октября 2019 .
- . Дата обращения: 2 мая 2009. Архивировано из 4 мая 2009 года.
- . Дата обращения: 18 мая 2009. 20 ноября 2015 года.
- Walsham How, Marion. The Mountain Bushmen of Basutoland (англ.) . — Pretoria : J. L. Van Schaik Ltd., 1962.
- . Дата обращения: 28 декабря 2013. 30 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 28 декабря 2013. 28 июля 2014 года.
- Александр Соколов. Мифы об эволюции человека
- . Дата обращения: 28 декабря 2013. 16 июля 2012 года.
- Connor, Steve (2009-05-01). . The Independent . из оригинала 3 февраля 2014 . Дата обращения: 19 января 2014 .
- ↑ Gill, Victoria (2009-05-01). (online edition) . BBC World News . British Broadcasting Corporation . из оригинала 1 июля 2009 . Дата обращения: 3 сентября 2009 .
- Tishkoff, S. A.; Reed, F. A.; Friedlaender, F. R.; Ehret, C.; Ranciaro, A.; Froment, A.; Hirbo, J. B.; Awomoyi, A. A.; Bodo, J. -M.; Doumbo, O.; Ibrahim, M.; Juma, A. T.; Kotze, M. J.; Lema, G.; Moore, J. H.; Mortensen, H.; Nyambo, T. B.; Omar, S. A.; Powell, K.; Pretorius, G. S.; Smith, M. W.; Thera, M. A.; Wambebe, C.; Weber, J. L.; Williams, S. M. The Genetic Structure and History of Africans and African Americans (англ.) // Science : journal. — 2009. — Vol. 324 , no. 5930 . — P. 1035—1044 . — doi : . — . — PMC .
- . Дата обращения: 14 октября 2011. 7 марта 2016 года.
- A. Knight et al.:. African Y Chromosome and mtDNA Divergence Provides Insight into the History of Click Languages (англ.) // Current Biology . — Cell Press , 2003. — Vol. 13 . — P. 464—473 .
- В. Кабо. . — М. : Наука, 1986. 29 апреля 2007 года. . Дата обращения: 25 июля 2007. Архивировано 29 апреля 2007 года.
- Татаровская И. Г. Картина мира и её основные элементы в мифологии народов Тропической и Южной Африки // Теория и практика общественного развития, 2009, N3-4, С.108-117
- . Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано из 7 сентября 2015 года.
- ↑ В. И. Травина «Тайны пустынь» — М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“, 2003 — 352с (интересно об неизвестном)» (стр. 169—175, Бушмены)
- Joshua Project: от 19 февраля 2016 на Wayback Machine , 5 October 2015.
Литература
- Андрианов Б. В. Сан // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. — С. 506. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Мифы и сказки бушменов / Сост., пер. с англ., предисл. и примеч. Е. С. Котляр ; Отв. ред. Д. А. Ольдерогге . — М. : Наука , Главная редакция восточной литературы, 1983. — 320 с. — ( Сказки и мифы народов Востока ). — 75 000 экз.
- Котляр Е. С. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького; Ред. коллегия: Д. А. Ольдерогге (пред.) и др. — М. : Наука , Главная редакция восточной литературы, 1975. — С. 15—18. — 248 с. — ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). — 5000 экз.
- Тайны пустынь. — М. : Росмэн , 2003. — С. 169—175. — 352 с. — (Интересно об неизвестном). — 5000 экз. — ISBN 5-353-01344-1 .
- Dowson T.A. Debating Shamanism in Southern African Rock Art: Time to Move on… // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 62, No. 185 (Jun., 2007), pp. 49-61.
- Jolly P. The San Rock Painting from «The Upper Cave at Mangolong» // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 61, No. 183 (Jun., 2006), pp. 68-75.
- Lewis-Williams J.D., Dowson T.A. Through the Veil: San Rock Paintings and the Rock Face // The South African Archaeological Bulletin, Vol. 45, No. 151 (Jun., 1990), pp. 5-16.
- Картина мира и её основные элементы в мифологии народов Тропической и Южной Африки // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4. С. 108—117.
Ссылки
- , более 200 фотографий бушменов жуцъоанси и природы Бушменланда
- 2020-07-05
- 2