Interested Article - Типографика

Николай Лансере . Эскиз титульного листа

Типогра́фика искусство оформления печатного текста , базирующееся на определённых, присущих конкретному языку, правилах посредством набора и вёрстки.

Типографика , с одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна , с другой — свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текста.

Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора , вёрстки и допечатной подготовки . Дисциплина в области дизайна. Типографический процесс включает выбор , гарнитуры , и кегля шрифта , выключки и длины строк , межбуквенных , и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале.

Терминология

В этимологических словарях не рассматривается слово «типографика». Происхождение основы слова вероятно такое же, как у разбираемого ими слова типография.

Типография — искусственное новообразование на базе τύπος — удар (от τυπτω — бью ), оттиск + γράφειν γράφω — пишу, imprimerie; typographie, art de l'imprimerie . Близкие слова: типографский ( de l'imprimerie ) и типографический ( typographique, de la typographie ). Термин обозначал печатню , двор печатных книжных дел, полиграфическое предприятие изготовления печатной продукции . Употребляется с начала XVIII века (начиная со Штурма, 1709 г., 1704 г. ), отмечается в словарях с 1731 г. Отсутствует в других славянских языках — только русское слово. В русском языке европейского происхождения через нем. typographie или фр. typographie (от фр. typographe , известно с 1577). Также возможно посредством нидерл. typografie, typograaf , которое тоже из французского .

В общих толковых словарях не рассматривается слово типографика. Словарь Кузнецова и МАС содержит слово графика (от него указывается прилагательное графический) в значениях изобразительного искусства и начертания букв и слово типографический с цитатой «Библиофилы будут благодарны за типографическую изящность издания» из «Словаря о Святых» А. С. Пушкина, приравниваемое к слову типографский. Слово графика в русском заимствовано из фр. graphique и, вероятно, происходит из нем. Graphik ( греч. γραφική ).

В английском языке слово typography имеет единственное значение — искусство подготовки книги, печатное оформление, особенно в части дизайна текста, также используются прилагательные typographical и typographic . В англо-русских же словарях указывается двойственное значение — типографский и оформление книги. И в переводных изданиях встречается то типографический, то типографский. Внешне похожее русское слово типография как предприятие соотносится с printing-house, printery .

Много начинающихся с typo- слов несут значения типопографский и печатный. Так typophil — это любитель образцов печатного дела, а typographist — знаток истории и искусства книги. В 18—19-м веках использовалась техника с названием — искусство набирать и печатать подвижными типами, преимущественно ландкарты, ситуационные чертежи и планы, также математические фигуры, рисунки животных, цветов и прочего, знаковые письмена, как например иероглифическое и китайское письмо. Другая появившаяся «типометрия» (от τύπος и …мет­рия) — систе­ма из­ме­ре­ния эле­мен­тов в на­бор­ных формах. Типометр — инструмент, изобретённый Дебо и служащий для точного определения печатных букв.

Искусство книгопечатания началось с ксилографического искусства. Настоящее книгопечатание, то есть типографическое искусство (посредством подвижных литер), началось с Гутенберга.

История

Расцвет типографики начался в Европе , где она появилась в середине XV века. Первым, кто серьёзно занялся европейским типографическим искусством, стал Иоганн Гутенберг , немецкий изобретатель и ювелир. Создав в 1440 году из свинцовых букв наборную форму, он подарил миру первый печатный станок. Отныне создавать книги стало гораздо проще, их стоимость уменьшилась, а количество — возросло. И спустя 14 лет была выпущена первая напечатанная книга, ей стала Библия, набранная готическим шрифтом — этот шрифт наиболее соответствовал рукописному тексту тех времён, был знаком и удобен читающей публике.

С введения подвижной литеры начинается настоящее типографское дело. Первые печатники в своих изданиях подражают рукописной книге, употребляют сокращения (титла) и обозначают предречия. Пагинация (нумерация страниц) и заглавия в некоторых первопечатных экземплярах отсутствуют, а шрифт своей формой напоминает рукописные буквы.

С середины XV века начинают зарождаться первые основы типографики. Глядя на римскую капитель и гуманистический минускул , французский гравёр Николя Жансон вырезает первую антикву [ источник не указан 1859 дней ] . В типографскую моду входит принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа для выделения и структурирования текста. Швайпольт Фиоль в 1490—1491 гг. первым стал печатать славянские книги церковными буквами, кириллицей. В 1494 году Альд Мануций , итальянский типограф и издатель из Венеции, начинает выпускать книги.

В начале XVI века в 1501 г. Альд Мануций создал курсив . Около 1583 введены в текст большие буквы. XVI век принёс иллюстрированные книги. Первое время орнаментовка , получившая начало в Аугсбурге , и особенно гравюра, была первобытна и груба, только с развитием работы на меди она достигает большого совершенства.

В XVII веке типографика начинает меняться, отдавая предпочтение удобочитаемости книг, пытаясь адаптировать издания для большего круга читателей [ источник не указан 1859 дней ] . С этим связано уменьшение формата, видоизменение шрифтов — сохраняя чёткость оттиска, они становятся более тяжеловесными [ источник не указан 1859 дней ] . В XVII веке книгопечатание переходит к обыкновенным типографщикам-ремесленникам и качество книги с внешней стороны падает.

В XVIII веке украшения книги, её шрифт, переплёт достигают снова большого совершенства. Выбор шрифта, украшений, бумаги, формата, составление сметы, корректура и т. п. относилось к книгоиздательству, изучаемому книговедением .

В Россию типографика приходит вместе с первым книгопечатником Иваном Фёдоровым , открывшим в 1563 году первую типографию в Москве и проработавшим красочное оформление со множеством мелких деталей [ источник не указан 1859 дней ] .

В попытке ввести типографику в разряд наук французский гравёр Пьер Фурнье в 1773 году публикует «Типографическое руководство», где представлена его собственная система определения кегля шрифта; для этого он предложил использовать пики и пункты [ источник не указан 1859 дней ] .

В ВНИИТЭ в 1980-х давался предмет «типографика». Типографика как учебная дисциплина даётся для специальности дизайн.

Критика

Исторически с типографикой связаны оформление книги и , хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами.

Во взглядах на типографику нет единой точки зрения. Одни считают её наукой, другие — искусством, третьи — мастерством, а четвёртые — философией. Но не только в этом заключается предмет спора. Современные дизайнеры расходятся и во мнении касательно оформления текста: одни подстраиваются под постоянно меняющиеся модные тенденции, легко экспериментируя с формой и размером; другие отдают дань традициям, предпочитая классические, проверенные временем шрифты; третьи полагают, что всё это можно соединить вместе и создать нечто принципиально новое и ещё более удобное для главного потребителя — читателя. Так или иначе, именно благодаря этим профессиональным спорам и дискуссиям типографика не стоит на месте, а постоянно развивается как самодостаточная деятельность, к какой бы сфере она ни относилась.

Типографикой занимаются арт-директора ́, верстальщики , наборщики , графические и веб-дизайнеры, офисные служащие и все, чья работа связана с оформлением набранного шрифтом текста. В доцифровую эпоху типографика была специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика — это то, чем занимается каждый» .

См. также

Примечания

  1. типографика // Русский орфографический словарь / ИРЯ РАН / Под ред. В. В. Лопатина , О. Е. Ивановой. — 4-е. — М. : Аст-пресс книга, 2013. — С. 748. — 896 с. — (Фундаментальные словари русского языка). — ISBN 978-5-462-01272-3 .
  2. Именно как искусство типографику определяют самые разные исследователи, начиная со Стэнли Морисона . См. напр.: Stanley Morison . First Principles of Typography. Macmillan, 1936. P. 1. Максим Жуков . Типографика Эмиля Рудера // Эмиль Рудер. Типографика: руководство по оформлению. М. : Книга, 1982. С. 277. Александра Королькова . Живая типографика. М.: IndexMarket, 2010. С. 8. Иннокентий Келейников . Дизайн книги: от слов к делу. М.: Рип-Холдинг, 2012. С. 14. В то же время Ян Чихольд, один из наиболее влиятельных типографов , писал: «Совершенная типографика есть скорее наука , нежели искусство ». Впрочем, он избегал давать точное определение термину, и в той же статье именовал типографику также искусством, имея в виду её творческую природу, в отличие от производственных процессов верстки и печатания. См.: Как глина в руках гончара… // Ян Чихольд . Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980. С. 11—16.
  3. Изюмов, М. М. Тип // . — СПб. , 1880. — С. 451. — 598 с. 22 февраля 2022 года.
  4. Горяев Н. В. . — Тифлис, 1986. — С. 367. 22 февраля 2022 года.
  5. Черных П. Я. типография // Историко-этимологический словарь современного русского языка. — 3-е изд. — М. : Русский язык, 1999. — Т. 2 (панцирь-ящур). — С. 244. — 560 с. — ISBN 5-200-02686-5 .
  6. Шапошников А. К. Типография // Эти­мо­ло­ги­че­ский словарь совре­мен­ного рус­ско­го языка. — М. : Флинта, Наука, 2010. — Т. 2 (Н-Я). — С. 416—417. — 576 с. — ISBN 978-5-02-034869. — ISBN 978-5-9765-0819-4 .
  7. Фасмер М. типография // Этимологический словарь русского языка / Пер. О. Н. Трубачёва . — 2-е изд. — М. : Прогресс, 1987. — Т. 4 (Т-Ящур). — С. 60.
  8. Рейф К. Ф. типографiя // . — СПб. , 1836. — Т. 2. — С. 952. 22 февраля 2022 года.
  9. графика, графический, типографический // Словарь русского языка . — М. : Русский язык, 1985. — С. 344 (т. 1), 366 (т. 4).
  10. графика, типографический // Большой толковый словарь русского языка / сост. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 2000. — С. 226, 1324. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3 .
  11. Графика / А. Э. Цумарев // : [ рус. ] : [ 14 февраля 2022 ]. — М. : Изд. дом ЯСК, 2016. — Т. 2 : ВИНА – ГЯУР / ИРЯ РАН / Отв. ред. Л. П. Крысин . — С. 624—625. — 680 с. — ISBN 978-5-04-091421-0 . — ISBN 978-5-99909114-0 -6 (т. 2).
  12. Аникин А. Е. графика // : [ рус. ] : [ 3 февраля 2022 ]. — М. : ИРЯ РАН , ИФЛ СО РАН , 2018. — Вып. 12 : (грак I — дбать). — С. 54. — 376 с. — ISBN 978-5-4469-1372-5 .
  13. . oxfordlearnersdictionaries.com . Дата обращения: 28 февраля 2022. 1 мая 2017 года.
  14. . dictionary.cambridge.org . Дата обращения: 28 февраля 2022. 3 мая 2019 года.
  15. Новый большой англо-русский словарь / Апресян Ю. Д. , Медникова Э. М. и др.. — М. : Русский язык , 1994. — Т. 3 (R-Z). — С. 596. — 832 с. — ISBN 5-200-01955-9 .
  16. Новый большой англо-русский словарь . — 1993. — Т. 2 (G-Q). — С. 769.
  17. Типометрия // Справочный энциклопедический словарь . — СПб. , 1848. — Т. 10 (Т, У). — С. 271. 22 февраля 2022 года.
  18. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  19. // Русский энциклопедический словарь . — 1878. — Т. Отдел 4, том 2: С — Т. — С. 563.
  20. Книгопечатание // Справочный энциклопедический словарь . — СПб. , 1847. — Т. 6 (Кап — Кях). — С. 736. 22 февраля 2022 года.
  21. Брокгауз Ф. А. Книга // . — СПб. — Т. 21. — Стб. 942—943. 22 февраля 2022 года.
  22. Брокгауз Ф. А. Книговедение // . — СПб. — Т. 21. — Стб. 953. 22 февраля 2022 года.
  23. . — ВНИИТЭ, 1989. — С. 25. — 440 с. 24 февраля 2022 года.
  24. от 22 марта 2022 на Wayback Machine учебная дисциплина в специальности дизайн БГУ
  25. Pipes, Alan. Production For Graphic Designers 2nd Edition, Page 40: Prentice Hall Inc, 1997
  26. . Дата обращения: 9 мая 2012. 13 мая 2012 года.
  27. Jury, David (2004), About Face: Reviving the Rules of Typography , Switzerland: Rotovision SA, p. 63, ISBN 2-88046-798-5 {{ citation }} : Недопустимый |nopp=159 ( справка ) ; Неизвестный параметр |nopp= игнорируется ( |no-pp= предлагается) ( справка )

Литература

На русском языке

Зарубежные издания

Ссылки

Источник —

Same as Типографика