Interested Article - Трезвучие

Трезву́чие аккорд , состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям .

Виды

По строению

Каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа:

Название Терции Квинта Обозначение Ступень извлечения

в мажорном ладу

Ступень извлечения

в минорном ладу

1-я 2-я
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' >1
< c' es' g' >1
< c' e' gis' >1
< c' es' ges' >1 }
Мажорное б м чистая Б 5 3 I, IV, V III, VI, VII
Минорное м б чистая М 5 3 II, III, VI I, IV, V
Увеличенное б б увеличенная Ув 5 3 гарм (VI - ): VI - гарм (VII + ): III
Уменьшённое м м уменьшённая Ум 5 3 VII;

гарм (VI - ): II

II;

гарм (VII + ): VII +

Составные звуки трезвучия называются основным (обозначается « 1 »), терцовым (обозначается « 3 ») и квинтовым (обозначается « 5 ») тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в основном положении (будучи расположенными по терциям).

  • Основным тоном (примой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится внизу;
  • терцовым тоном (терцией) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится посередине;
  • квинтовым тоном (квинтой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится вверху.

Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения (формы трезвучия).

Мажорное и минорное трезвучия являются консонансами и в первую очередь могут применяться как устойчивые тонические аккорды. Увеличенные и уменьшённые трезвучия являются диссонансными .

По расположению в ладу

В мажоре
Название Терции Обозначение
1-я 2-я

2-я

\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' >1
< f' a' c'' >1
< g' b' d'' >1
< d' f' a' >1
< e' g' b' >1
< a' c'' e'' >1
< b' d'' f'' >1 }
\addlyrics {I IV V II III VI VII}
Главные трезвучия
I ступени (тоническое) б м T 5 3
IV ступени (субдоминантовое) б м S 5 3
IV ступени гарм (субдоминантовое минорное) м б s 5 3 гарм
V ступени (доминантовое) б м D 5 3
Побочные трезвучия
II ст. м б II 5 3
II ст. гарм м м II 5 3 гарм
III ст. м б III 5 3
VI ст. м б VI 5 3
VI - ст. гарм б б VI 5 3 гарм
VII ст. м м VII 5 3
В миноре
Название Терции Обозначение
1-я 2-я
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' es' g' >1
< f' as' c'' >1
< g' bes' d'' >1
< d' f' as' >1
< es' g' bes' >1
< as' c'' es'' >1
< bes' d'' f'' >1 }
\addlyrics {I IV V II III VI VII}
Главные трезвучия
I ступени (тоническое) м б t 5 3
IV ступени (субдоминантовое) м б s 5 3
V ступени (доминантовое) м б d 5 3
V ступени гарм (доминантовое мажорное) б м D 5 3 гарм
Побочные трезвучия
II ст. м м II 5 3
III ст. б м III 5 3
III ст. гарм б б III 5 3 гарм
VI ст. б м VI 5 3
VII ст. б м VII 5 3
VII + ст. гарм м м VII 5 3 гарм

Обращения

Пример «До мажорного» трезвучия
Обращение Название аккорда Состав Обозначение
\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' >1
< e' g' c'' >1
< g' c'' e'' >1 }
Основной аккорд Мажорное трезвучие б. 3 + м. 3 = ч. 5 Б 5 3
Первое Мажорный секстаккорд м. 3 + ч. 4 = м. 6 Б 6
Второе Мажорный квартсекстаккорд ч. 4 + б. 3 = б. 6 Б 6 4
Основной аккорд Минорное трезвучие м. 3 + б. 3 = ч. 5 М 5 3
Первое Минорный секстаккорд б. 3 + ч. 4 = б. 6 М 6
Второе Минорный квартсекстаккорд ч. 4 + м. 3 = м. 6 М 6 4
Основной аккорд Увеличенное трезвучие б. 3 + б. 3 = ув. 5 Ув 5 3
Первое Увеличенный секстаккорд б. 3 + ум. 4 = м. 6 Ув 6
Второе Увеличенный квартсекстаккорд ум. 4 + м. 3 = м. 6 Ув 6 4
Основной аккорд Уменьшенное трезвучие м. 3 + м. 3 = ум. 5 Ум 5 3
Первое Уменьшенный секстаккорд м. 3 + ув. 4 = б. 6 Ум 6
Второе Уменьшенный квартсекстаккорд ув. 4 + м. 3 = б. 6 Ум 6 4

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением . Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:

  • трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
  • секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6 . В нём крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение терции в основании.
  • квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4) . В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение кварты в основании.

См. также

Примечания

  1. . Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом. Дата обращения: 9 мая 2010. 25 августа 2011 года.
  2. Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев. 7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010. 3 сентября 2011 года.

Литература

  • // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 594—595. — 1056 с.
  • Алексеев Б., Мясоедов А. §§ 67—69, 76—77 // Элементарная теория музыки. — М. : Музыка, 1986. — С. 141—144, 157—160. — 240 с.
Источник —

Same as Трезвучие