Тони Сопрано
- 1 year ago
- 0
- 0
Сопрано ( итал. soprano от sopra «над, сверх») — высокий женский певческий голос . Переходные ноты: ми2/фа2/фа-диез2.
Голоса сопрано почти всегда отличаются гибкостью и блеском (Г. Панофка).
Также термин «сопранист» употребляется в отношении мужского вокала — контратенора , в наиболее высокой его тесситуре .
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано .
Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развёрнутая, классификация (от нижнего регистра — вверх).
Классификация | Диапазон | Характеристика |
---|---|---|
Драматическое сопрано | ля малой октавы — до III октавы | Мощный, тяжелый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. Богатый средний регистр (фа 1 —ре 2 ). Верхние ноты более употребимы на forte, piano поддаётся трудно. |
Лирико-драматическое сопрано | ля малой октавы — до III октавы | Промежуточный вид голоса между лирическим и драматическим. В зависимости от преобладания того или иного характера выделяются соответствующие признаки. |
Лирическое сопрано | до I октавы — до III октавы |
Голос мягкого, задушевного тембра, несколько напоминающий звучание
гобоя
. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Для них в операх написаны партии героинь, обладающих внутренней силой, выдержанных в проявлении своих эмоций.
Может петь легато, портаменто и имеет достаточную подвижность, однако уступают колоратурным сопрано. Обычно имеет более нежную и насыщенную окраску, некоторые чаще имеют более кокетливую и "чирикающую" манеру пения. Наиболее часто встречающийся голос, хотя требуют чистоты и лиризм в тембре. |
Лирико-колоратурное сопрано | до I октавы — ми (фа) III октавы | У этого вида голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания. Отличается природной беглостью, легкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано, при этом имея более звучную «середину», что позволяет певицам исполнять репертуар как лирического, так и лирико-колоратурного сопрано. |
Колоратурное сопрано | до I октавы — фа ( соль -диез) III октавы и выше | Очень высокий женский голос, способный петь всевозможные скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи, с употреблением трелей, форшлагов и прочих украшений. По характеру звучания верхние ноты колоратурного сопрано напоминают флейту или скрипку. Средние и нижние ноты звучат значительно слабее (в сравнении с верхними). |
В западной традиции существует более «дробная» классификация. В частности, колоратурное сопрано подразделяют на два подтипа — драматическое и лирическое. Так, партию Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» чаще отдают исполнительнице с драматической насыщенностью в голосе, тогда как Цербинетту в « Ариадне на Наксосе » Рихарда Штрауса традиционно исполняют лёгкие, лирические «колоратуры». В российской традиции подобная дробность отсутствует.