Губная гармоника системы Рихтера
- 1 year ago
- 0
- 0
Губнáя гармо́ника (разг. « губнáя гармóшка ») — музыкальный инструмент семейства гармоник . Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.
Существуют и клавиатурные разновидности губных гармоник , например мелодика , на которой воздух только выдувают в канал мундштука, а звуками управляют нажатием клавиш.
Сконструирована в 1821 году берлинским мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом (1805—1864) на основе губного камертона . Имела 15 язычков. Первоначально называлась «аурой» или «губной эолиной» ( нем. Mundäoline ) . По другим источникам изобретена в 1806 году мастером Эшенбахом из Гамбурга .
Хроматическая губная гармоника с заслонкой изобретена немецкой фирмой Hohner в начале XX века и представлена в 1912 году.
Составные части:
Сольные губные гармоники, за исключением хроматической , являются диатоническими инструментами, то есть набор производимых ими звуков составляют ноты чаще всего мажорной гаммы в какой-либо тональности (в основном это « До мажор »). Диапазон звучания от 1 до 4 октав .
Звукоряд гармоник в тональностях от «Соль» до «Си» начинается с соответствующей ноты малой октавы , в остальных тональностях с ноты первой октавы . Слово «Low» (с англ. — низкий ) в названии тональности гармоники означает, что у неё пониженный на октаву звукоряд: например, звукоряд гармоники «C» начинается от ноты «до» первой октавы, а гармоники «Low C» — от «до» малой октавы.
Распределение нот по отверстиям и направлению воздуха устанавливается каким-либо строем, из которых общепризнанными являются строй Рихтера , «Азиатский» и «Соло». Их основу составляют две повторяющиеся последовательности нот (на примере гармоник в тональности «До мажор») :
Строй | Особенности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В нижней октаве на вдохе вместо DFAH располагается последовательность DGH для возможности воспроизводить доминантовое трезвучие GHD и
доминантсептаккорд
GHDF вместе с тоническим трезвучием на выдохе CEG в качестве
аккомпанемента
, в то время как мелодия играется в средней и высокой октаве
:7
.
Это стандартный строй для губной гармоники Рихтера , также он используется на гармониках тремоло и октавных. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Полностью соответствует общему описанию. Используется в Китае и Японии для тремоло , октавных и некоторых хроматических гармоник. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Расположение последовательностей относительно друг друга остаётся постоянным, так как количество нот в них одинаковое. Это достигнуто повтором
тоники
(ноты C) в последовательности на выдох.
Стандартный строй для хроматических гармоник. Редко используется для гармоники Рихтера и тремоло. |
C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 | E 4 | G 4 |
D 1 | G 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 | H 3 | D 4 |
В отличие от гармоник в строе «Рихтер», у гармоник с «Азиатским» и «Соло» строем в нижней октаве присутствует тоника параллельной минорной тональности (для гармоники «До мажор» это будет нота «ля»), что в определённых случаях может быть более подходящим или даже необходимым условием для исполнения мелодий в натуральном миноре . Существуют и специально настроенные в минорную тональность гармоники.
Имеет 10 отверстий, в каждом из которых находится по два язычка: нижний язычок звучит на вдох, верхний на выдох. Виды строя: «Рихтер» и его разновидности. Применяя технику бендов , на некоторых язычках можно понижать ноту, на которую они настроены, от 1 до 3 полутонов .
бенд 2 | H 3 | |||||||||
бенд 1 | E 3 | G 3 | H 3 | |||||||
Выдох | C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Вдох | D 1 | G 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 |
бенд 1 | D 1 | G 1 | H 1 | D 2 | A 2 | |||||
бенд 2 | F 1 | A 1 | ||||||||
бенд 3 | A 1 |
В тремоло-гармонике каждую ноту одновременно издают два язычка (верхний и нижний), настроенные с очень небольшой разницей в частоте колебаний, вследствие чего появляется волнообразный эффект звучания ( биение , разлив ), как у некоторых ручных гармоник . Внешне она отличается удлинённым корпусом и большим количеством отверстий, расположенных в два ряда. Количество нот 14—30 (28—60 язычков). Каждый язычок располагается в отдельном отверстии ( венская система ). Виды строя : в основном «Рихтер» или «Азиатский», редко «Соло».
пара нот | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Выдох | G м | C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 | E 4 |
Вдох | D 1 | F 1 | A 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 | H 3 |
пара отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
выдох (+) | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − |
Верхний ряд | G м | D 1 | C 1 | F 1 | E 1 | A 1 | G 1 | H 1 | C 2 | D 2 | E 2 | F 2 | G 2 | A 2 | C 3 | H 2 | E 3 | D 3 | G 3 | F 3 | C 4 | A 3 | E 4 | H 3 |
Нижний ряд | G м | D 1 | C 1 | F 1 | E 1 | A 1 | G 1 | H 1 | C 2 | D 2 | E 2 | F 2 | G 2 | A 2 | C 3 | H 2 | E 3 | D 3 | G 3 | F 3 | C 4 | A 3 | E 4 | H 3 |
пара нот | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Выдох | C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 | |
Вдох | D 1 | F 1 | A 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 |
пара отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
выдох (+) | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − |
Верхний ряд | D 1 | C 1 | F 1 | E 1 | A 1 | G 1 | H 1 | C 2 | D 2 | E 2 | F 2 | G 2 | A 2 | C 3 | H 2 | E 3 | D 3 | G 3 | F 3 | C 4 | A 3 |
Нижний ряд | D 1 | C 1 | F 1 | E 1 | A 1 | G 1 | H 1 | C 2 | D 2 | E 2 | F 2 | G 2 | A 2 | C 3 | H 2 | E 3 | D 3 | G 3 | F 3 | C 4 | A 3 |
В октавной гармонике венской системы все язычки находятся в отдельных камерах. Каждый звук образуют два язычка (верхний и нижний), настроенных с разницей в одну октаву .
Гармоники книтлингеновской системы отличаются широкими камерами, так как в одной камере располагается два язычка, звучащих на вдох и выдох. Гармоника звучит интервалами в одну или две октавы .
Внешне отличается двумя рядами отверстий и во многих случаях дугообразной формой мундштучной стороны. Строй по Рихтеру.
пара нот | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Выдох | C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 | E 4 | G 4 |
Вдох | D 1 | G 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 | H 3 | D 4 |
пара отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
выдох (+) | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − | + | − |
Верхний ряд | C 1 | D 1 | E 1 | G 1 | G 1 | H 1 | C 2 | D 2 | E 2 | F 2 | G 2 | A 2 | C 3 | H 2 | E 3 | D 3 | G 3 | F 3 | C 4 | A 3 | E 4 | H 3 | G 4 | D 4 |
Нижний ряд | C м | D м | E м | G м | G м | H м | C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 | E 2 | D 2 | G 2 | F 2 | C 3 | A 2 | E 3 | H 2 | G 3 | D 3 |
Здесь также имеется два ряда отверстий, половина которых закрыта заслонкой. Открытые отверстия образуют диатонический строй «Соло» , как правило в тональности До мажор. При нажатии на заслонку она сдвигается и закрывает эти отверстия, а другую их половину открывает. Открывшиеся отверстия звучат на полутон выше соответствующих закрытых, то есть если без нажатия на заслонку звуки составляют гамму До мажор, то с нажатой заслонкой это будет гамма До-диез мажор . При отпускании заслонки она возвращается в исходное положение. Так образуются все 12 нот в октаве хроматического звукоряда .
Хроматические гармоники бывают с клапанами (установленными на проёмы голосовых планок для предотвращения тока воздуха через неработающий язычок) и без клапанов. В гармониках с клапанами два язычка на вдох и выдох находятся в одной камере. За каждым отверстием в мундштуке располагаются две камеры (верхняя и нижняя) с четырьмя язычками. Количество отверстий в мундштуке может быть от 8 до 16, камер от 16 до 32, а количество язычков от 32 до 64 соответственно. Диапазон гармоники с 12 отверстиями составляет три октавы — от «до» первой октавы до «до» четвёртой октавы. У гармоники с 16 отверстиями диапазон начинается от «до» малой октавы.
В бесклапанных гармониках каждый язычок размещается в отдельной камере. За каждым отверстием в мундштуке находятся две или четыре камеры.
Выдох | C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 |
Вдох | D 1 | F 1 | A 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 | H 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
С нажатой
клавишей |
C 1 | E 1 | G 1 | C 2 | C 2 | E 2 | G 2 | C 3 | C 3 | E 3 | G 3 | C 4 |
D 1 | F 1 | A 1 | H 1 | D 2 | F 2 | A 2 | H 2 | D 3 | F 3 | A 3 | H 3 |
отв. мунд. | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
выдох (+) | + | − | + | − | + | − | + | − |
Верхний ряд | C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
Нижний ряд | C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
+ | − | + | − | + | − | + | − |
C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
1 (1, 2) | 2 (3, 4) | 3 (5, 6) | 4 (7, 8) | ||||
+ | − | + | − | + | − | + | − |
C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
C 1 | D 1 | E 1 | F 1 | G 1 | A 1 | C 2 | H 1 |
Существуют редко используемые в настоящее время хроматические гармоники без заслонки, с «фортепианным» порядком расположения отверстий .
Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента .
Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов : C б —C м , E к —C 1 .
Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд . На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды . На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды . Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C 1 до H 1 (всего 48 аккордов) .
В медицинской системе Мичиганского университета (США) существует класс реабилитации , в котором студенты с хронической обструктивной болезнью лёгких играют на губной гармонике для улучшения своего дыхания .
Энциклопедические статьи