Преториус, Джеки
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаэль Прето́риус (Praetorius; настоящая фамилия Шульц ; 15 февраля , Кройцбург , близ Эйзенаха — 15 февраля 1621 , Вольфенбюттель ) — немецкий теоретик музыки, композитор и органист. Автор крупнейшего в Германии XVII века музыкального трактата «Устройство музыки» (« Syntagma musicum »).
Учился в Латинских школах Торгау (1573) и Цербста (1584), на теологическим факультете в университете Франкфурта-на-Одере (с 1582). С большой вероятностью, во Франкфурте Преториус познакомился с кантором Бартоломеем Гезием и брал у него уроки музыки. Гезию, как считается, Преториус обязан своим ревностным отношением к протестантской вере и живейшим интересом к протестантской музыке, которые отличали его на протяжении всей жизни. В 1587—1590 Преториус — органист франкфуртской Мариенкирхе. В 1595 году органист, в 1604 капельмейстер при дворе в Вольфенбюттеле . В 1613—1616 годах служил при саксонском дворе , где познакомился с Шютцем . Работал также в других городах Германии. Похоронен в церкви св. Марии в Вольфенбюттеле .
Писал, в основном, музыку для протестантского богослужения ( мотеты , псалмы , «Духовные концерты», обработки лютеранских церковных песен), опубликованную большей частью в составе девяти сборников под названием «Сионские музы» («Musae Sioniae», 1605 - 1610). Опубликовал также ряд других сборников духовной вокальной музыки: «Eulogodia Sionia», «Hymnodia Sionia», «Megalynodia Sionia», «Missodia Sionia» (все — 1611), «Полигимния» ("Polyhymnia exercitatrix seu tyrocinium"; 1619), «Урания» ("Urania, oder Urano-Chorodia"; 1613) и др.
Из светских сочинений сохранился только сборник танцевальной музыки (312 пьес) для инструментального ансамбля «Терпсихора, пятая из аонийских муз » ("Terpsichore, musarum aoniarum quinta", 1612).
Фундаментальный трактат «Устройство музыки» ( лат. Syntagma musicum ; задуман в четырёх томах, вышло три тома), написанный в жанре энциклопедии, охватывает все (кроме теории новейшей композиции) стороны современной Преториусу музыкальной теории и практики. Наибольшую ценность имеет второй том «De organographia», представляющий собой систематическое описание (со многими иллюстрациями) музыкальных инструментов, включая подробности исполнительской техники. Рассматривал проблемы музыкальной акустики, был сторонником среднетоновой темперации . Трактат Преториуса выполнял роль надёжного энциклопедического справочника для немецких музыкантов и теоретиков музыки XVII — первой четверти XVIII веков.