Interested Article - Ключ (музыка)
![](/images/008/252/8252798/1.jpg?rand=52929)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0f65015d6407a6165630a4250ff4a4c5.jpg)
- 2021-06-17
- 1
Ключ ( итал. chiave , исп. clave от лат. clavis ; в других языках — нем. Schlüssel , фр. clef , англ. clef ) — знак линейной нотации , определяющий звуковысотное значение нот . Относительно линейки нотоносца , на которую указывает центральный элемент ключа, рассчитываются все другие высотные позиции нот.
![](/images/008/252/8252798/1.jpg?rand=636058)
Использование ключей
Хотя совокупный диапазон звучания различных голосов и инструментов в музыке составляет около восьми октав , диапазон отдельно взятого голоса или отдельного музыкального инструмента, как правило, гораздо у́же, что и отражено в названиях ключей: сопрановый — для сопранового регистра, альтовый — для альтового , теноровый — для тенора , басовый — для баса (сокращённо SATB).
В академической музыке Нового времени ключ используется безотносительно к «природным» вокальным или «историческим» инструментальным тесситурам . Профессиональный композитор по ходу развёртывания музыки меняет ключ произвольно (например, в фортепианной музыке — скрипичный на басовый), если такая замена кажется ему практичной. Таким образом, в разнообразие ключей продиктовано удобством расположения нотных знаков в пределах стандартного 5-линейного нотоносца и облегчением визуального восприятия нотированного текста.
Ключ позволяет располагать ноты так, чтобы центр нотируемого регистра (голоса или инструмента) по возможности приходился на центральную линейку нотного стана, а добавочные линейки были бы сведены к минимуму. В некоторых исторических видах нотации добавочные линейки полностью исключались, что достигалось бо́льшим, чем это принято в классической нотации, разнообразием применения ключей.
Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане соответствующей типу ключа высоты ноты. Для ключа соль центральный элемент — центр спирального завитка — указывает местоположение высоты соль первой октавы. Для ключа фа жирная точка и двоеточие — местоположение фа малой октавы. Для ключа до место стыковки (расположенных одна над другой и инвертированных) букв C — местоположение до первой октавы.
![](/images/008/252/8252798/2.jpg?rand=370977)
Добавление к ключу сверху или снизу индексов 8 (октавное перемещение) или 15 (двухоктавное перемещение) указывает, что нотированную музыку следует исполнять на октаву/две октавы вверх/вниз:
Ключ «соль»
Произошёл от латинской буквы G , обозначающей ноту « соль ». Центральная завитушка ключа обозначает размещение ноты «соль» первой октавы .
Скрипичный ключ
![](/images/008/252/8252798/8.jpg?rand=686850)
Скрипичный ключ помещает ноту «соль» первой октавы на вторую линейку нотоносца. Является самым распространённым ключом. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники , большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ. Женские вокальные партии сегодня также записывают в скрипичном ключе (хотя в прошлые века для их записи применяли особый ключ). Партии тенора и ноты для гитары также записываются в скрипичном ключе, но исполняются на октаву ниже написанного, что иногда обозначается восьмёркой под ключом.
Старофранцузский ключ
![](/images/008/252/8252798/9.jpg?rand=109053)
Старофранцузский ключ помещает ноту «соль» первой октавы на первую строку нотоносца. Использовался во Франции в XVII—XVIII вв. (период барокко ) в музыке для скрипки и флейты. Другие названия — французский ключ, французский скрипичный ключ. Этот ключ определяет самую высокую тесситуру среди остальных ключей.
Ключ «фа»
![](/images/008/252/8252798/10.jpg?rand=8371)
Завитушка и две точки (произошедшие от двух перекладинок буквы F ) окружают линейку, на которую помещается нота «фа» малой октавы . Обычно понятия «ключ „фа“» и «басовый ключ» используются как синонимы, но в истории существовали и другие ключи «фа».
Басовый ключ
![](/images/008/252/8252798/11.jpg?rand=60929)
Басовый ключ помещает ноту «фа» малой октавы на четвертую линейку нотоносца. Второй по распространённости ключ после скрипичного. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель , фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано . Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе. Партия контрабаса , записанная в басовом ключе, исполняется на октаву ниже.
Баритоновый ключ
![](/images/008/252/8252798/12.jpg?rand=264530)
Баритоновый ключ помещает ноту «фа» малой октавы на третью (среднюю) линейку нотоносца.
Басо-профундовый ключ
![](/images/008/252/8252798/13.jpg?rand=624612)
Басо-профундовый (от итал. basso profundo ), или большой басовый ключ — самый низкий ключ, помещает ноту «фа» малой октавы на верхнюю линейку нотоносца. В основном применяется в старинной музыкальной литературе и сейчас уже вышел из употребления.
Ключ «до»
Произошёл от латинской буквы C , обозначающей ноту « до ». Средняя часть ключа между двумя завитками определяет расположение ноты «до» первой октавы .
Альтовый ключ
![](/images/008/252/8252798/14.jpg?rand=157687)
Альтовый ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линейку нотоносца. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов , иногда вокальные партии.
Теноровый ключ
![](/images/008/252/8252798/15.jpg?rand=801841)
Теноровый ключ помещает ноту «до» первой октавы на четвёртую линейку нотоносца. Используется для фаготов , виолончелей , тромбонов и контрабасов .
Баритоновый ключ
![](/images/008/252/8252798/16.jpg?rand=721095)
Баритоновый ключ помещает ноту «до» первой октавы на пятую линейку нотоносца. Ноты в этом ключе совпадают с нотами в баритоновом ключе «фа».
Меццо-сопрановый ключ
![](/images/008/252/8252798/17.jpg?rand=352573)
Меццо-сопрановый ключ помещает ноту «до» первой октавы на вторую линейку нотоносца.
Сопрановый (дискантовый) ключ
![](/images/008/252/8252798/18.jpg?rand=770342)
Сопрановый , или дискантовый ключ помещает ноту «до» первой октавы на первую линейку нотоносца.
Ключи для нотации ударных инструментов
![](/images/008/252/8252798/19.jpg?rand=758759)
![](/images/008/252/8252798/20.jpg?rand=232073)
Для ударных инструментов без определённой высоты звучания применяется специальный «нейтральный» ключ. Его назначение отличается от назначения остальных ключей в том смысле, что он не показывает высоту ноты, а просто назначает стан для обозначения партии того или иного ударного инструмента. См. также Ударная установка .
Ключ диатонического кнопочного аккордеона
![](/images/008/252/8252798/21.jpg?rand=616722)
как бисонорный инструмент, производящий различные высоты звука в зависимости от направления движения сильфона, имеет свою нотацию, в том числе и ключ .
Табулатурный ключ
![](/images/008/252/8252798/22.jpg?rand=558929)
Для обозначения табулатуры может использоваться специальный ключ, выглядящий как вертикально расположенные буквы TAB .
Исторический очерк
![](/images/008/252/8252798/23.jpg?rand=673276)
Ключи появились одновременно с возникновением линейной нотации , в связи с необходимостью связать линейку с некой «контрольной» высотой звука, по отношению к которой рассчитывались все остальные высоты. Первоначально в качестве ключей выступали графемы дасийной нотации (в трактатах Псевдо-Хукбальда , IX—X вв.). Гвидо Аретинский (около 1020 г.) предложил использовать в качестве ключей буквы латинской нотации (для уточнения высотных значений невменной нотации ). С того момента как на Западе повсеместно распространился нотоносец (приблизительно с XII в.), ключи стали обязательным элементом линейной нотации (см., например, Квадратная нотация ).
В вокальной многоголосной музыке второй половины XVI и в XVII веках (редкие примеры встречаются и в музыке XVIII века) композиторы использовали стандартные комбинации ключей, для удобства нотации регистровых диапазонов голосов ( амбитусов ) без использования добавочных линеек. Наиболее распространёнными были 2 комбинации: обычные ключи ( итал. chiavi naturali ) и высокие ключи ( итал. chiavette букв. «ключики»); гораздо реже встречались низкие ключи ( итал. chiavi in contrabasso ):
![](/images/008/252/8252798/24.jpg?rand=216438)
Так, более двух третей всех сочинений Палестрины нотировано в высоких ключах, менее одной трети — в обычных.
Нижеследующая таблица показывает (терцовую) разницу в диапазонах «стандартного» четырёхголосия (сопрано, альт, тенор, бас — SATB) при нотации в «обычных» и «высоких» ключах:
голос | обычные | высокие |
---|---|---|
S | h-e 2 | d 1 -g 2 |
A | e-a 1 | g-c 2 |
T | c-f 1 | e-a 1 |
B | F-h | A-d 1 |
Ряд западных ( З. Хермелинк , Б. Майер , Г. Пауэрс ) и отечественных (Г. И. Лыжов, Ю. Н. Холопов ) музыковедов толкуют ту или иную комбинацию ключей как важное (хотя и не единственное) указание на автентическое или плагальное понимание (композитором) лада целостной композиции.
Например, если голос сопрано нотирован в «обычном» ключе до на первой линейке (то есть сопрановом ключе, сокращённо с 1 ), а тенор — в «обычном» ключе до на четвёртой линейке (с 4 ), альт — в ключе c 3 , а бас в ключе F 4 , то всё сочинение считается принадлежащим к плагальному ладу. Если же используется «высокая» комбинация ключей (известная как chiavette) g 2 -c 2 -c 3 -F 3 , то такой лад целого объявляется автентическим . Указанную трактовку «ключевания» учёные, как правило, ограничивают вокальным многоголосием XVI века (отчасти также XVII) и не распространяют её на инструментальную музыку того же времени ( пассамеццо , романеска , испанские вариации diferencias и другие светские инструментальные жанры).
Согласно некоторым теоретикам XVI—XVII вв. ( , А. Банкьери , М. Преториус и др.), использование «нестандартных» ключей (высоких или низких) означало запись вокальной музыки в транспозиции (таким образом, ключи, использовавшиеся в определённой комбинации, уподоблялись ключевым обозначениям, бемольным/диезным «сигнатурам»). Например, если пьеса была нотирована с бемолем при ключе и при этом использованы высокие ключи (chiavette), следовало петь такую пьесу квартой ниже написанного. Другие теоретики ( Т. Морли ) выступали против транспонирующих ключей. Мнения современных исследователей относительно «транспонирующей» семантики ключей также разделились. Например, Х. Федерхофер полагает, что использование ключей как маркеров транспозиции сомнительно, во всяком случае, в вокальной музыке, предполагающей участие инструментов с фиксированной высотой звука, например, органа или клавесина (из-за ограничений, накладываемых тогдашними системами темперации ) . Другие учёные, например К. Крейтнер, полагают, что chiavette вполне можно трактовать как указание на транспозицию на терцию или кварту вниз . Дополнительными аргументами в пользу транспозиционной гипотезы служит то, что в разных исторических памятниках одна и та же пьеса записана в разных ключах (например, мотет А. Вилларта «Johannes Apostolus»), а также факт нотации партии органа на кварту ниже хоровых партий (как в нескольких публикациях Г. Шютца ) .
Юникод
|
|
См. также
- (англ.)
- Табулатура
Примечания
- . Дата обращения: 16 апреля 2019. 16 апреля 2019 года.
- В статье от 6 марта 2016 на Wayback Machine .
- Немецкие музыковеды используют для этого короткий и удобный термин нем. Schlüsselung , английские соответственно англ. cleffing — букв. «ключевание».
- Неслучайно, в нотации (чисто) инструментальной музыки понимание «низких» и «высоких» ключей как маркеров транспозиции не наблюдается. Если такие ключи встречались, они использовались в прямом значении, то есть in C.
- Причиной, по которой музыка не записывалась in C , Крейтнер называет избегание ключевых диезов/бемолей (сигнатур). В самом деле, если записать музыку, нотированную с набором ключей chiavatte без сигнатур (самый распространённый в практике того времени случай), в реальной тесситуре, то есть на терция ниже, придётся ставить три ключевых диеза во всех голосах. См.: Kreitner K. Renaissance pitch // Companion to medieval and Renaissance music, ed. T. Knighton and D. Fallows. London, 1992, p.279-281.
- См. статью А. Менделя в библиографии.
Литература
- Mendel A. Pitch in the 16th and early 17th centuries // Musical Quarterly 34 (1948), pp.28-45, 199—221, 336—357, 575—593.
- Federhofer H. Chiavette // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967, S.158-159.
- Kreitner K. Renaissance pitch // Companion to medieval and Renaissance music, ed. T. Knighton and D. Fallows. London, 1992, p.275-283.
- Barbieri P. Chiavette // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
Ссылки
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0f65015d6407a6165630a4250ff4a4c5.jpg)
- 2021-06-17
- 1