Спасти рядового Райана
- 1 year ago
- 0
- 0
«Спасти́ рядово́го Ра́йана» ( англ. Saving Private Ryan ) — американская эпическая военная драма 1998 года режиссёра Стивена Спилберга , описывающая события во время Нормандской операции Второй мировой войны .
По некоторым данным, картина основана на реальных событиях, произошедших с братьев Салливан были приняты правила о распределении членов одной семьи по разным подразделениям и об отзыве последнего оставшегося в живых из них с фронта .
, когда после одновременной смерти пятерыхФильм удостоен пяти премий «Оскар» за лучшую режиссуру, работу оператора , звук, монтаж и монтаж звука. В декабре 2014 года внесён в Национальный реестр фильмов США, обладающих культурным, историческим или эстетическим значением. Лента принесла популярность актёру Мэтту Деймону .
Старик ( Харрисон Янг ) с многочисленной семьёй приходит на кладбище американских солдат в Кольвиль-сюр-Мер , Нормандия , Франция . Воспоминания уносят его в далёкое прошлое, начало высадки в Нормандии в 1944 году…
Американские солдаты, высадившись на Омаха-бич , попадают в ад: немецкие пулемётчики и миномётчики расстреливают их с обрывистого берега. Капитану Джону Миллеру ( Том Хэнкс ), командиру роты 2-го батальона рейнджеров , удаётся собрать уцелевших и прорвать немецкую линию обороны.
…Тем временем в США в Вашингтоне одна из машинисток департамента ВС обнаруживает, что некая семья Райан из Айовы получит сразу три извещения в один день, так как два брата погибли в одном бою при высадке в Нормандии и ещё один погиб примерно в это же время в боях на Тихом океане . Чтобы смягчить боль матери от потери погибших сыновей, командующий генерал Джордж Маршалл приказывает разыскать и отправить на родину её последнего оставшегося в живых сына — рядового Джеймса Френсиса Райана, парашютиста из 101-й воздушно-десантной дивизии , высадившегося в тылу противника. Сейчас парашютисты ведут бои в тылу противника, многие из них выброшены далеко от запланированных зон высадки, связь с ними потеряна.
…Именно капитану Джону Миллеру даётся задание найти Райана и доставить его в штаб. Капитан набирает отряд из бойцов своей роты во главе с сержантом Майклом Хорватом ( Том Сайзмор ) — опытным бойцом, с которым они уже воевали в Северной Африке и Италии. Поскольку в отряде нет никого, кто знал бы французский и немецкий языки , Миллер берёт с собой штабного клерка капрала Тимоти Апхэма ( Джереми Дэвис ), ещё ни разу не участвовавшего в бою. Апхэм пытается наладить отношения внутри уже слаженной группы бойцов, наблюдая их привычные разговоры, шутки и даже ссоры. Миллер выступает не только командиром, но и настоящим лидером группы, его уверенность в себе, смелость, человечность и юмор поддерживают его парней, которые тщетно пытаются разобраться, кем их командир был до войны и даже устроили что-то вроде тотализатора на этот счёт.
В первом же городке, куда отряд приходит в поисках Райана, от пули снайпера погибает рядовой Адриан Капарзо ( Вин Дизель ). Среди окружённых в городе десантников Миллер находит солдата по фамилии Райан ( Нейтан Филлион ), однако он оказывается всего лишь однофамильцем разыскиваемого.
Отряд Миллера находит разбившийся планер с телом заместителя командующего 101-й дивизии. Чудом оставшийся в живых лётчик рассказывает, что кому-то из штабных пришла в голову мысль усилить защиту планера стальными листами. В результате планер оказался слишком тяжёл и камнем рухнул на землю. Среди раненых и убитых Райана также не оказывается. Миллер расспрашивает бойцов из проходящей мимо колонны. В их числе оказывается контуженный однополчанин Райана, который видел, как некий офицер забрал Райана и других бойцов в город Рамелль на реке для охраны стратегически важного моста.
По дороге к городу взвод Миллера натыкается на разрушенный налётом авиации немецкий радар, перед которым лежат трупы десантников из 82-й воздушно-десантной дивизии. Опасаясь за жизнь тех, кто пойдёт этой дорогой позднее, Миллер приказывает своему отряду уничтожить вражескую пулемётную точку и лично возглавляет атаку. Пулемётный расчёт уничтожен, но медик Ирвин Уэйд ( Джованни Рибизи ) смертельно ранен и через несколько минут умирает. Миллер заставляет пленного немца рыть могилу для себя и погибших товарищей. Немец отчаянно пытается спасти свою жизнь, выкрикивая невпопад английские фразы: « Пароходик Вилли », «Я люблю Америку», — и даже пытаясь петь американский гимн. Затем он произносит: «Проклятый Гитлер!» — и на немецком языке пытается сообщить, что он не виноват в смерти медика. Апхэм заступается за него. Миллер решает соблюсти правила войны и запрещает казнь немца, он приказывает отправить его разоруженного по дороге с тем, чтобы он сдался первой же группе союзных войск. Рядовой Ричард Райбен ( Эдвард Бёрнс ) возмущается и отказывается далее исполнять приказы Миллера, порываясь уйти. Сержант Хорват наставляет на Райбена пистолет. В ту минуту, когда ссора практически переходит в перестрелку, Миллер неожиданно разряжает ситуацию, поинтересовавшись, сколько составляет ставка на то, кем он был до войны. Затем он признаётся, что до войны был школьным учителем и что война слишком сильно его изменила. Он говорит, что с каждым новым убитым он оказывается всё дальше от дома. Он хочет только выполнить приказ, вернуть Райана и получить внутреннее моральное право вернуться домой. Он не будет отдавать Райбена под трибунал и даже поможет ему оформить перевод, если тот так хочет. Райбен, видя, как его товарищи хоронят тело погибшего Уэйда, решает остаться.
Люди Миллера встречаются с десантниками, подорвавшими бронетранспортёр, среди них оказывается рядовой Райан ( Мэтт Деймон ). Он отводит их в Рамелль, но, даже узнав о смерти братьев, категорически отказывается возвращаться в тыл, поскольку не может бросить друзей перед лицом опасности:
- А что сказать твоей матери, если ей доставят ещё один сложенный американский флаг? — Скажете ей, что нашли меня и что я остался здесь, со своими новыми братьями, я не мог их бросить. Я остаюсь защищать этот мост.
Миллер не чувствует себя вправе настаивать и, по предложению Хорвата, решает организовать и возглавить оборону моста. Небольшая группа американских солдат устраивают засаду на немцев.
Через несколько часов к мосту подходит подразделение из 2-й танковой дивизии СС в составе которой более полусотни немецкой пехоты в сопровождении двух Panzerkampfwagen VI «Tiger I» , двух самоходных установок Marder III и двух бронетранспортёров Sd Kfz 251 . В ходе битвы гибнут почти все защитники моста, сумев, однако, нанести противнику большие потери, а также вывести из строя один из «тигров» и почти всю лёгкую технику. Оставшиеся в живых американские солдаты отступают за мост, намереваясь взорвать его, однако осколок танкового снаряда перебивает провод, идущий к взрывателю, и взрыва не происходит. Испуганный Апхэм видит из укрытия, как немец, которого они оставили в живых утром, убивает выстрелом в спину солдата из подразделения Райана и скашивает пулей капитана Миллера.
Из всего отряда целыми остаются только Райбен, Апхэм и Райан. Раненый Миллер, привалившись к разрушенному мотоциклу, из последних сил стреляет из пистолета в приближающийся к нему немецкий танк. Внезапно танк взрывается — в него попадает реактивный снаряд с подоспевшего на помощь самолёта P-51 Mustang . Через мост на противоположную сторону устремляются американские солдаты. Апхэм выскакивает из воронки и останавливает группу немцев, где был и тот самый «пароходик Вилли», которому он и капитан подарили жизнь. Немец узнаёт и радостно приветствует Апхэма, но тот, решившись, убивает его, а остальных пленников отправляет дальше.
Умирающий капитан шепчет выжившему Райану: «Джеймс, будь достоин этого…» Приведённый Райбеном медик уже бессилен ему помочь.
Оказывается, что старик в начале фильма — это Райан, приехавший с детьми и внуками на могилу своего спасителя — капитана Миллера. С трудом сдерживая слёзы, Райан шепчет, что постарался изо всех сил прожить достойную жизнь и оправдать все те жертвы и лишения, которые капитан и его отряд претерпели ради спасения его — простого рядового американской армии.
Актёр | Роль |
---|---|
Том Хэнкс | капитан Джон Миллер |
Эдвард Бёрнс | рядовой Ричард Райбен |
Мэтт Деймон | рядовой Джеймс Райан |
Том Сайзмор | сержант первого класса Майкл Хорват |
Джереми Дэвис | капрал Тимоти Апхэм |
Адам Голдберг | рядовой Стэнли Меллиш |
Барри Пеппер | рядовой Даниель Джексон |
Джованни Рибизи | медик Ирвин Уэйд |
Вин Дизель | рядовой Адриан Капарзо |
Тед Дэнсон | капитан Хамилл |
Пол Джаматти | штаб-сержант Уильям Хилл |
Деннис Фарина | подполковник Уолтер Андерсон |
Нейтан Филлион | рядовой Джеймс Фредерик «Минесотта» Райан |
немецкий солдат «Пароходик „Вилли“» | |
Харрисон Янг | постаревший Джеймс Райан |
Лиленд Орсер | лейтенант Де Уиндт |
Кори Джонсон | радист Мэйки |
Райан Хёрст | десантник Мэндельсон |
Брайан Крэнстон | полковник из военного министерства |
Шейн Джонсон | американский солдат на пляже |
Винсент Вентреска | американский солдат на пляже |
Эрих Редман | немецкий солдат |
* Основная часть съёмок фильма была перенесена с территории Великобритании на ирландские земли. Британское министерство обороны отказалось оказать съёмочной группе необходимую помощь, чтобы предоставить в качестве статистов своих бойцов. В фильме снимались ирландские солдаты (около 250 человек). [ источник не указан 687 дней ]
* Роль Капарзо была написана специально для Вина Дизеля после того, как Спилберг ознакомился с предыдущей работой актёра — фильмом «Бродяги» . [ источник не указан 687 дней ]
* Во время съёмок Спилберг показывал отснятый материал ветеранам высадки в Нормандии с целью добиться наиболее точного воспроизведения событий. Во многом именно их консультации помогли фильму быть очень достоверным даже в деталях. Например, оглушённая взрывами и выброшенная на пляж «Омаха» масса рыбы — это подсказка непосредственных участников десанта. [ источник не указан 687 дней ] * В оригинальной версии сценария речь персонажа Тома Хэнкса , обращённая к остальным участникам боевого подразделения, была намного длиннее (в ней герой рассказывает о том, что он готов сделать, чтобы вернуться обратно домой). Воспротивился сам Хэнкс, посетовав на то, что его персонажу не стоит так разглагольствовать. Спилберг согласился, и монолог был серьёзно урезан. [ источник не указан 687 дней ]
Премия | Категория | Имя | Результат |
---|---|---|---|
Оскар | Лучший фильм | Стивен Спилберг , Йен Брайс , Марк Гордон , Гэри Левинсон | Номинация |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Победа | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучший оригинальный сценарий | Роберт Родэт | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Януш Камински | Победа | |
Лучшая работа художника-постановщика | Томас Сандерс, Лиза Дин | Номинация | |
Лучший монтаж | Майкл Кан | Победа | |
Лучший грим | Луи Бёрвелл, Конор О’Салливан, Дэниел Стрипик | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Лучший звук | Гэри Райдстром , Рон Джадкинс, Гэри Саммерс, Энди Нельсон | Победа | |
Лучший звуковой монтаж | Гэри Райдстром, Ричард Химнс | Победа | |
BAFTA | Лучший фильм | Стивен Спилберг, Йен Брайс, Марк Гордон, Гэри Левинсон | Номинация |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Януш Камински | Номинация | |
Лучшая работа художника-постановщика | Томас Сандерс | Номинация | |
Лучшие визуальные эффекты | Стефан Фангмейер , Роджер Гайетт, Нил Корбоулд | Победа | |
Лучший монтаж | Майкл Кан | Номинация | |
Лучший грим | Луи Бёрвелл, Жанетт Фримен | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Лучший звук |
Гэри Райдстром, Рон Джадкинс, Гэри Саммерс,
Энди Нельсон, Ричард Химнс |
Победа | |
Золотой глобус | Лучший фильм — драма | Победа | |
Лучшая режиссура | Стивен Спилберг | Победа | |
Лучшая мужская роль в драме | Том Хэнкс | Номинация | |
Лучший сценарий | Роберт Родэт | Номинация | |
Лучшая музыка к фильму | Джон Уильямс | Номинация | |
Премия Гильдии
киноактёров США |
Лучший актёрский состав | Номинация | |
Лучшая мужская роль | Том Хэнкс | Номинация | |
Грэмми |
Лучшая инструментальная композиция
для кино или ТВ |
Джон Уильямс | Победа |
|
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности
неэнциклопедичного характера
.
|
Оригинальный негатив фильма снят на 35-мм киноплёнке Kodak EXR 5293 в кашетированном формате с соотношением сторон кадра 1,85:1 . Для съёмки использованы сферические объективы Panavision и киносъёмочные аппараты того же производителя . Прокатные фильмокопии отпечатаны контактным способом в том же формате. Длина фильма — 3649 метров . Совмещённая фонограмма фильмокопий содержала три цифровых дорожки: SDDS , Dolby Digital на киноплёнке и DTS на отдельном компакт-диске .