Пехотный взвод
- 1 year ago
- 0
- 0
«Взвод» ( англ. Platoon ) — американский фильм 1986 года режиссёра и сценариста Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме . Главную роль исполняет Чарли Шин . Фильм посвящён военнослужащим, погибшим во время войны; он был снят ветераном Вьетнама, непосредственно принимавшим участие в военных действиях. По сюжету фильма рядовой Крис Тейлор добровольно отправляется служить во Вьетнам. Во время службы молодой человек сталкивается со внутренними конфликтами в своём взводе, в частности, с противостоянием между двумя сержантами. Сценарий к фильму Стоун написал в 1976 году, однако долгое время не мог реализовать свой проект. Съёмки проводились на Филиппинах , актёров консультировал отставной офицер морской пехоты Дейл Дай.
Фильм удостоился четырёх премий « Оскар » в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший звук» и «Лучший монтаж», приза «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру 37-го Берлинского кинофестиваля и других наград. В 2019 г. включён в Национальный реестр фильмов . По мнению кинокритиков, «Взвод» близко соответствует реальным событиям Вьетнамской войны. «Взводом» Стоун начал запланированную трилогию о вьетнамской войне, которую позже продолжил лентами « Рождённый четвёртого июля » и « Небо и Земля ».
Действие происходит в 1967—1968 в Южном Вьетнаме на границе с Камбоджей . Основной сюжетной линией является история одного взвода из состава 25-й пехотной дивизии США , куда попадают Крис Тейлор , бросивший учёбу в колледже и добровольно отправившийся служить во Вьетнам, и ещё несколько новобранцев . Патрулируя окрестные территории и подвергаясь тяжёлым физическим нагрузкам, Тейлор постепенно начинает жалеть о своём решении . Однажды группа солдат под командованием штаб-сержанта Барнса устраивает засаду в джунглях. Ночью они вступают в бой с солдатами Северного Вьетнама, в ходе которого погибает новобранец Гарднер . Джуниор обвиняет Тейлора в том, что тот заснул на посту и подпустил противника близко. Впоследствии Тейлор налаживает отношения с солдатами своего отделения, которым командует сержант Элайас .
Обследуя окрестности, взвод обнаруживает оставленные вражеские позиции. Сэл и Сэнди погибают, активировав мину-ловушку, а позднее солдаты обнаруживают мёртвым ещё одного бойца, Мэнни. Взвод получает приказ выдвигаться в сторону близлежащей деревни, где был замечен противник. Добравшись туда, солдаты обнаруживают тайники с оружием. Пытаясь выяснить у старосты деревни местоположение противника, Барнс убивает местную жительницу и угрожает убить маленькую девочку. Увидевший это Элайас набрасывается на Барнса с кулаками, но сослуживцы разнимают их. Солдаты сжигают деревню и уводят оттуда её жителей. Тейлор предотвращает изнасилование двух девочек. Элайас докладывает вышестоящему начальству о действиях Барнса .
Во время очередного патрулирования взвод попадает в засаду, в ходе боя многие бойцы оказываются ранены. Группа Элайаса занимает оборону, чтобы не допустить прорыва противника с флангов, а сам сержант выдвигается на другую позицию. Барнс приказывает взводу отступить, после чего отправляется на поиски Элайаса. Обнаружив его в джунглях, Барнс стреляет в Элайаса и уходит , а встретившемуся ему на пути Тейлору сообщает, что Элайас погиб. Взвод погружается в вертолёты и улетает. Уже в воздухе Тейлор обнаруживает раненого Элайаса, убегающего от вьетнамских солдат. Благодаря вертолётному огню удаётся вынудить противника отступить, но Элайас погибает от полученных ранений . После возвращения на базу Тейлор, будучи уверенным в том, что Барнс ответственен за смерть Элайаса, предлагает отомстить за него. Рамуччи выступает против этого, а затем в дело вмешивается и сам Барнс. Между ним и Тейлором завязывается драка, в ходе которой Барнс оставляет отметину на лице Тейлора .
На следующий день взвод отправляется в ту же долину для занятия там обороны. Ночью солдаты вступают в бой с превосходящими силами противника. Тейлор и Фрэнсис с боем отходят со своей позиции, а Банни и Джуниор погибают. Капитан Харрис вызывает авиационный удар на свои позиции. Тейлор обнаруживает Барнса, отбивающегося от вражеских солдат, но тот в пылу боя набрасывается на Криса. Перед тем, как Барнсу удаётся нанести удар, самолёт сбрасывает напалмовые бомбы и уничтожает всё в округе. Утром Тейлор приходит в себя после потери сознания, и обнаруживает раненого Барнса. Тот сначала просит найти врача, но, увидев в руках Тейлора автомат, говорит ему: «Давай, стреляй…». Крис убивает Барнса . Затем его, а также выживших Фрэнсиса, О’Нила и Рамуччи обнаруживают солдаты союзного подразделения и забирают с собой. В заключительной сцене Крис Тейлор, которому теперь положена демобилизация в связи с получением второго ранения, покидает Вьетнам .
Стоун записал несколько альтернативных концовок, не вошедших в итоге в прокатный вариант картины. В частности, были вырезаны сцена под названием « Barnes lives » («Барнс остаётся в живых»), в которой Тейлор не расстреливает Барнса, а оставляет того одного в джунглях, несмотря на просьбы вызвать медика — Стоун впоследствии сожалел, что не использовал эту двусмысленную сцену вместо сцены убийства Барнса Тейлором — кроме всего прочего, она оставляла зрителей в неведении относительно дальнейшей судьбы Барнса, что Стоун рассматривал как отсылку к мелвилловскому « Моби Дику », где после финальной схватки кит исчезает в пучине неизвестности, а Барнс — во вьетнамских джунглях. Другая отсылка к «Моби Дику» — моряка Измаила спасает судно «Рахиль» ( Rachel ), а улетающий Тейлор отдаёт воинское приветствие своему сослуживцу по прозвищу «Ра» ( Rhah ). Сцена расстрела Барнса прямо противоречила сценарию. Кроме того, она обессмыслила высказывание Рамуччи о том, что «убить Барнса может только сам Барнс». Также не вошла в фильм сцена под названием « Later » («Позже»), в которой после проводов Кинга к вертолёту Тейлор, возвращаясь обратно, встречает неизвестного солдата, голова которого покрыта зелёным полотенцем, как покрывалом, скрывающим лицо. Незнакомец обращается к Тейлору с просьбой «дать огоньку» (что в сценарии звучит как: « Got a light? », а в заснятом отрезке: « You’ve got a light? », — может быть истолковано как будничное «Огоньку не найдётся?» или более глубокомысленное «Есть ли в тебе свет?»). Прикурив, он откидывает голову назад и обращает лицо к солнечному свету. Лицо подкурившего солдата оказывается лицом Элайаса, исполосованным шрамами, точно такими же, как у Барнса. Широко улыбаясь, он говорит: «Позже…», после чего уходит — зрителям предлагается самим решить, то ли это выживший Элайас, то ли это его реинкарнация, или же видения самого Тейлора, поскольку сам он оказывается совершенно оторопелым от произошедшего. В сценарии нет никаких намёков на то, что роль «прикурившего» должен был сыграть Дефо, кроме упоминания о том, что у незнакомца «глубокий западновиргинский говор», — ещё один намёк на святость, борьбу ангелов и демонов за его душу (англ. virgin — «девственный», «чистый», «непорочный»), отсылка к ещё одному из вырезанных эпизодов, в котором на вопрос Криса откуда Барнс, Рамуччи отвечает: «Барнс прибыл из ада!» .
Актёр | Роль |
---|---|
Чарли Шин | рядовой Крис Тэйлор |
Том Беренджер | штаб-сержант Роберт "Боб" Барнс |
Уиллем Дефо | сержант Гордон Элайас |
Джон Макгинли | сержант Ред О’Нил |
Кит Дэвид | Кинг |
Кевин Диллон | Банни |
Текс | |
Менни | |
Гарднер | |
Кроуфорд | |
Джонни Депп | рядовой Гейтор Лернер |
Тони Тодд | сержант Уоррен |
Фрэнсис | |
Марк Мозес | лейтенант Вулф |
Реджи Джонсон | Джуниор Мартин |
рядовой Рамуччи (Ра) | |
Форест Уитакер | Большой Гарольд |
капитан Харрис |
Оливер Стоун добровольно отправился служить во Вьетнам в сентябре 1967 года и проходил службу в составе 25-й пехотной дивизии . Во время войны он познакомился с Хуаном Энджелом Элайасом, который впоследствии послужил прототипом сержанта Гордона Элайаса . В период прохождения службы Стоун обратил внимание на то, что во взводах часто имеют место разделение солдат на неформальные группы по различным признакам, расизм , употребление наркотиков, фрэггинг , напряжённость в отношениях между опытными солдатами и новобранцами. Как и главный герой фильма, будущий режиссёр первое время сожалел о том, что отправился во Вьетнам. Стоун провёл во Вьетнаме 15 месяцев, был дважды ранен, после чего вернулся в Америку .
Сценарий к фильму «Взвод» Оливер Стоун написал в 1976 году. Написанный им сценарий носил автобиографический характер — в образе Криса Тейлора режиссёр изобразил самого себя . «Взвод» был первым сценарием Стоуна, на который обратили внимание. Неизвестному молодому автору позвонил Рон Мардигиан, сотрудник агентства William Morris . Он сообщил Стоуну, что сценарий заинтересовал Мартина Брегмана и он делает автору сотрудничество и аванс. Для работы над предложением Бергмана Стоун вернулся в Нью-Йорк, где встречался с Алем Пачино — кандидатом на главную роль и режиссёром Сидни Люметом . Однако претворить проект в жизнь не удалось — представители киностудий предполагали, что фильм, в котором война изображена таким образом, не будет иметь финансового успеха .
Первая попытка начать съёмки была сделана в 1976 году, вторая — в 1984. В том же году режиссёр познакомился с Чарли Шином, которому впоследствии досталась главная роль в фильме . Изначально проектом заинтересовался продюсер Дино Де Лаурентис , однако затем отказался от участия в нём . Только в 1986 году Стоун договорился о финансировании фильма с британской компанией Hemdale Film Corporation , ранее финансировавшей другой фильм Оливера Стоуна — « Сальвадор » . Успех «Сальвадора» способствовал тому, что создателям удалось собрать необходимые финансовые средства для работы над «Взводом» .
Оливер Стоун рассказывал, что решил заняться съёмками «Взвода», потому что полагал, что правда о Вьетнамской войне не была показана ни в одной из снятых ранее картин, и считал своим долгом продемонстрировать, как в действительности проходила война. Наиболее правдоподобными режиссёр посчитал фильмы Пьера Шёндёрффера « » и « 317-й взвод » . К числу более ранних фильмов о Вьетнамской войне на тот момент относились « Зелёные береты » (1968), « » (1978) и « Апокалипсис сегодня » (1979) . При создании фильма он полагался на собственный опыт войны во Вьетнаме . Стоун говорил, что ключевые моменты фильма основаны на реальных событиях, в которых он принимал участие, а образы героев — на личностях реальных людей, с которыми Стоун вместе воевал . Сопродюсером картины стал Алекс Китман Хо, который, по его словам, хотя и не любил военные фильмы, но был так восхищён энтузиазмом Оливера Стоуна, что включился в работу над картиной. Он же внёс некоторые корректировки в сценарий. При выборе места съёмок создатели посетили Мексику и Филиппины . Предпочтение отдавалось Филиппинам, так как это было более выгодно с финансовой точки зрения . По первоначальному замыслу режиссёра сержант Элайас должен был быть коренным индейцем .
Снявшиеся в фильме актёры на тот момент были малоизвестны . Накануне начала съёмок Стоун провёл встречу с пятью актёрами, прибывшими из Нью-Йорка , но они отказались играть в фильме. Вскоре к проекту присоединились Форест Уитакер , Кевин Диллон , Джон Макгинли и другие . На роль Криса Тейлора режиссёр рассматривал кандидатуры Киану Ривза , Кайла Маклахлена и Джонни Деппа . Ривз отказался от роли, сочтя её слишком жестокой для себя. Деппу в фильме досталась эпизодическая роль рядового Лернера, так как режиссёр решил, что Депп на тот момент был не готов играть главную роль . Чарли Шин поначалу не был заинтересован в том, чтобы начинать актёрскую карьеру. Это было связано с тем, что у его отца, Мартина Шина , во время съёмок фильма « Апокалипсис сегодня » случился сердечный приступ. Позднее, однако, он передумал . В 1984 году главная роль была предложена брату Чарли Шина — Эмилио Эстевесу , потому что Стоун посчитал Шина, которому тогда было 17 лет, слишком молодым для роли Криса Тейлора. Однако спустя два года Эстевес оказался занят другими проектами, и режиссёр принял решение взять на главную роль повзрослевшего Шина. На роль сержанта Барнса рассматривались Микки Рурк и Кевин Костнер . Уиллемом Дефо Стоун заинтересовался после просмотра фильма « Жить и умереть в Лос-Анджелесе » и пригласил его на роль Элайаса . Сержанта О’Нила должен был сыграть Джон Спенсер , который, однако, предпочёл роль в другом проекте .
Перед съёмками «Взвода» Стоун отправил нас на две недели в джунгли вместе с ветеранами. Без всякой связи с внешним миром. Мы должны были изучить их опыт и научиться его уважать. Право притворяться кем-то на экране, сказал нам Стоун, нужно заслужить.
Съёмки фильма проводились на Филиппинах и продолжались 54 дня . К моменту прибытия съёмочной группы в стране произошёл военный переворот . Ещё до начала съёмок Стоун пригласил отставного капитана морской пехоты Дейла Дая, который выступил в качестве консультанта, следя за соблюдением исторической точности в фильме. В течение двух недель он обучал актёров основам солдатской жизни — они учились с оружием и снаряжением двигаться через джунгли, болота и скалы, ели армейскую еду, спали в окопах; Дай также обучил их солдатскому жаргону . Чарли Шин впоследствии рассказывал, что после тренировок он стал уважать ветеранов Вьетнамской войны ещё сильнее, а Том Беренджер почувствовал, насколько тяжело может быть на войне в реальности . Важность тренировок подчёркивал и Уиллем Дефо . В фильме Дай сыграл роль капитана Харриса. В качестве камео в фильме появился и сам Оливер Стоун — он исполнил роль офицера в бункере, который был взорван вражеским солдатом-самоубийцей . В массовке фильма снимались настоящие беженцы из Вьетнама . Правительство Филиппин оказывало поддержку съёмочной группе, предоставляя военную технику и оборудование . Финальная битва в фильме базируется на двух реальных сражениях — за базы огневой поддержки « Голд » и « Бёрт » . Премьера фильма «Взвод» в США состоялась в декабре 1986 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе . Распространением занималась компания Orion Pictures . В качестве слогана к фильму была выбрана фраза The first casualty of war is innocence ( рус. «Первая жертва войны — невинность» ) . «Взвод» стал первым фильмом во «вьетнамской трилогии» Стоуна, за ним последовали « Рождённый четвёртого июля » и « Небо и Земля » .
«Взвод» отличается от многих фильмов о Вьетнамской войне тем, что война изображена как дело группы лиц, а не отдельно взятого человека. Для главного героя война является своеобразным обрядом инициации . Он отправился во Вьетнам, выражая социальный протест против неравенства между богатыми и бедными. Однако его товарищи, узнав об этом, сочли такой жест бессмысленным . В начале фильма Крис Тейлор сравнивает место, куда он попал, с адом . Сьюзен Макки-Каллис писала о том, что место действия является для солдат взвода одновременно раем и адом, так как оно невероятно красиво, но вместе с тем стремится забрать души героев фильма . Главный герой первое время был недоволен тем, что никому из его сослуживцев даже не интересно знать его имя. Профессор Джеймс Роман по этому поводу писал, что подобное отношение к новичкам обусловлено высокой вероятностью их гибели в первые дни пребывания во Вьетнаме . После возвращения из госпиталя Тейлор, уже приобретший некоторый боевой опыт, вместе с Кингом отправляется в бункер, именуемый во взводе «подземным миром», и после его посещения становится «своим» среди сослуживцев . Упоминаемая в слогане потеря невинности заключается в осознании главным героем реалий настоящей войны .
Фильм фокусируется не столько на противостоянии между американскими и вьетнамскими вооружёнными силами, сколько на внутренних конфликтах во взводе американских солдат . Сержанты Элайас и Барнс олицетворяют собой добро и зло соответственно. Оба героя имеют противоположные взгляды на жизнь и методы ведения войны . Барнс изображён как безжалостный убийца, готовый пойти на всё ради уничтожения врага и верящий в правильность своих действий. Элайас же сохраняет человечность, порядочность и сострадание как по отношению к своим подчинённым, так и к мирным жителям Вьетнама. В отличие от Барнса, он предполагает, что Америка проиграет войну . По ходу сюжета Крис Тейлор вбирает в себя качества обоих своих «отцов», и к концу фильма остаётся неясным, кто из сержантов победил в «битве за душу» главного героя . Оливер Стоун комментировал, что два героя его фильма представляют собой два абсолютно разных взгляда на войну, а самих персонажей сравнил с Ахиллом и Гектором . Идея режиссёра состояла в том, чтобы изобразить философскую концепцию «идеализм против реализма» . Фильму во многом свойственен символизм , в нём присутствуют аллегории на христианство : «перерождение» главного героя после посещения бункера и первого приёма наркотиков, предательство Барнсом Элайаса, напоминающий распятие жест Элайаса перед смертью . Главного героя Криса Тейлора режиссёр сравнивал с — «наблюдателем, который оказывается зажатым между двумя великими силами» . Исследователи отмечали наличие в сюжете отсылок к таким произведениям, как « Илиада », « Моби Дик », « И восходит солнце » . Некоторые специалисты увидели намёк на гомосексуальный акт в сцене, где Тейлор вдыхает наркотик из дула винтовки, которую ему протягивает Элайас .
Произведение, являющееся основной музыкальной темой фильма, называется « Адажио для струнного оркестра », его написал Сэмюэл Барбер ещё в 1936 году. Данная музыкальная композиция сопровождает многие моменты в фильме. Френк Бивер подчёркивал, что в сочетании с видеорядом данное произведение способно «или добавить трагичности в образ военных людей, или отдалить зрителя от осознания ужасов войны» . Бад Карр, отвечавший за музыку, принял решение включить в саундтрек песни периода 1960-х годов с целью передачи атмосферы того времени . Так, например, накуренные солдаты в одной из сцен фильма подпевают звучащей из магнитофона песне «Tracks of My Tears» группы Smokey Robinson & the Miracles . Также в фильме звучат композиции « White Rabbit » группы Jefferson Airplane и «Okie From Muskogee» в исполнении Мерла Хаггарда .
Аудиосемплы некоторых диалогов из фильма использованы в песне «Flashback» из альбома «The Land of Rape and Honey» (1988) группы Ministry .
Многие критики отмечали реалистичность фильма «Взвод», где война была показана «такой, какой она на самом деле была» . Рецензенты часто говорили о том, что подобного реализма удалось добиться благодаря личному военному опыту Оливера Стоуна . Некоторые из них признавали фильм «Взвод» лучшим художественным произведением о Вьетнамской войне из существовавших на тот момент, а также одним из лучших военных фильмов . Положительные отзывы о фильме оставляли не только кинокритики, но и режиссёры, такие как Вуди Аллен и Брайан Де Пальма . Об исторической достоверности картины говорили и ветераны Вьетнамской войны, в частности, отставные военнослужащие 25-й пехотной дивизии . Критики выражали мнение, что сцена в деревне была создана под влиянием массового убийства в Сонгми . Однако сам режиссёр утверждал, что сцена основана на его собственном опыте, когда он во время службы предотвратил изнасилование двух девочек, а его сослуживец убил женщину . Стивен Минц и Рэнди Робертс утверждали, что благодаря фильму «Взвод» Оливер Стоун вошёл в число передовых кинорежиссёров Америки, а кассовый успех ленты открыл ему новые возможности .
Роджер Эберт отмечал, что сюжет фильма доносится до зрителей при помощи происшествий. Сам сюжет критик назвал нечётким, отметив, что зритель оказывается так же дезориентирован, как и герои фильма. Также в фильме отсутствует явное деление на «своих» и «чужих» — Эберт посчитал, что это было сделано режиссёром для того, чтобы фильм не получился весёлым. Критик поставил фильму самую высокую оценку, составляющую 4 звезды . Дэйв Кер сравнил «Взвод» с фильмом Фрэнсиса Форда Копполы « Апокалипсис сегодня », отметив, что обе картины можно охарактеризовать как «галлюциногенную панораму», но при этом во «Взводе» война изображена не как светопреставление, а как серьёзный эмоциональный опыт. Сержантов Барнса и Элайаса критик сравнил с Ангелами Тьмы и Света, конфликт между которыми в значительной степени отражается на личности Криса Тейлора . Сравнение с «Апокалипсисом сегодня» провели также авторы книги The Oliver Stone Encyclopedia Джеймс Велш и Дональд Уэйли, обратившие внимание на схожесть структур обоих фильмов .
Тодд Маккарти в рецензии журнала Variety назвал сцену в деревне наиболее болезненной, так как в ней показана безосновательная жестокость американских солдат, из-за которой происходит окончательное разделение бойцов взвода на две противоборствующие группировки. Вместе с тем он отметил, что по своей форме «Взвод» напоминает военные фильмы 1950-х годов . Винсент Кенби назвал «Взвод», возможно, лучшим произведением о Вьетнамской войне . Высказывались также и отрицательные мнения. Джон Подхорец в публикации The Washington Times назвал «Взвод» одним из самых возмутительных американских фильмов. По его словам, фильм «чернит и принижает» всех американцев, воевавших во Вьетнаме . Журналист Том Тиэде был возмущён тем, что солдаты в фильме изображены «убийцами, насильниками и террористами, олицетворяющими только зло» . Генри Аллен из The Washington Post скептически отнёсся к утверждению о реалистичности картины. Он утверждал, что настоящая война в принципе не может быть правдиво показана через произведение искусства .
Фильм «Взвод» удостоился четырёх премий «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший звук» и «Лучший монтаж», премий «Золотой глобус» и BAFTA, приза «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру 37-го Берлинского кинофестиваля и других наград . В 1998 году фильм также вошёл в список « 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI » . В 2019 г. включён в Национальный реестр фильмов .
Год | Премия | Категория | Лауреаты и номинанты | Результат |
---|---|---|---|---|
1986 | Премия Общества кинокритиков Бостона | Лучший режиссёр | Оливер Стоун | Победа |
1986 | Премия Гильдии режиссёров Америки | Лучшая режиссура художественного фильма | Оливер Стоун | Победа |
1987 | « Оскар » | Лучший фильм | Арнольд Копельсон | Победа |
Лучшая режиссура | Оливер Стоун | Победа | ||
Лучший звук | Джон Уилкинсон, Ричард Д. Роджерс, Чарльз Гренцбах , Саймон Кэй | Победа | ||
Лучший монтаж | Клэйр Симпсон | Победа | ||
Лучший актёр второго плана | Том Беренджер | Номинация | ||
Уиллем Дефо | Номинация | |||
Лучший сценарий, созданный непосредственно для экранизации | Оливер Стоун | Номинация | ||
Лучшая операторская работа | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
1987 | « Золотой глобус » | Лучший драматический фильм | Победа | |
Лучший режиссёр | Оливер Стоун | Победа | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Том Беренджер | Победа | ||
Лучший сценарий | Оливер Стоун | Номинация | ||
1987 | « Серебряный медведь » | Лучшая режиссура | Оливер Стоун | Победа |
1987 | BAFTA | Лучший монтаж | Клэйр Симпсон | Победа |
Лучшая операторская работа | Роберт Ричардсон | Победа | ||
Лучшая режиссура | Оливер Стоун | Победа |
В 1986 году Дейл Дай написал новеллизацию сценария фильма «Взвод» . В том же году компанией Avalon Hill была выпущена настольная игра по мотивам фильма . Были также созданы две компьютерные игры с одноимённым названием. Первая вышла в 1987 году , вторая — в 2002 году .