Песни Бетт Мидлер
- 1 year ago
- 0
- 0
Бетт Де́йвис ( англ. Bette Davis ), полное имя Рут Эли́забет Де́йвис ( англ. Ruth Elizabeth Davis ; 5 апреля 1908 , Лоуэлл , Массачусетс , США — 6 октября 1989 , Нёйи-сюр-Сен , Франция ) — американская актриса. В 1999 году Американский институт кино поставил Бетт Дейвис на второе место в списке величайших актрис в истории Голливуда . Первый человек в истории мирового кинематографа , номинированный на 10 « Оскаров ».
Дейвис родилась на Честер-Стрит, 22, в лоуэллском районе Хайландз у Харлоу Моррелла Дейвиса (1885—1938), студента юридического факультета из Огасты , штат Мэн , и Рут Огасты Фавор (1885—1961) из Тингзборо, штат Массачусетс. У неё была младшая сестра Барбара Харриет, которая родилась 25 октября 1909 года на 55, Уорд-Стрит, в Сомервилле в Массачусетсе, где их отец был тогда патентным поверенным. Имя «Бетт», которое Дейвис в будущем взяла в качестве псевдонима, было её детским прозвищем, но писалось оно как «Betty».
В 1915 году родители развелись, и сёстры Дейвис оказались в Лэнесборо в закрытой школе «Крэсталбан» с очень строгими порядками. В 1921 году сёстры с матерью переехали в Нью-Йорк , где Рут стала работать фотографом-портретистом. В этот же период Дейвис, под впечатлением от романа Оноре де Бальзака « Кузина Бетта » , поменяла правописание своего прозвища на «Bette».
Позже Дейвис училась в Академии Кушинга и в интернате в Эшбернхеме, где встретила своего будущего мужа Хармона Нельсона.
В 1926 году Дейвис увидела спектакль « Дикая утка » по пьесе Генрика Ибсена , где главные роли сыграли актрисы Бланш Юрка и Пег Энтуисл . Как Дейвис позже утверждала, именно Энтуисл произвела на неё такое впечатление, что она решила попробовать себя на сцене. Она прошла прослушивание в театральной компании «Civic Repertory Theatre», принадлежащей Еве Ле Гальенн , но та забраковала её кандидатуру, назвав поведение Дейвис «неискренним» и «легкомысленным». Тогда Дэйвис отправилась в Рочестер на прослушивание в труппу Джорджа Кьюкора , который аналогично не впечатлился её кандидатурой, но всё же взял её на одну неделю в качестве хористки в пьесу «Бродвей» .
Свою первую полноценную роль Дэйвис получила в 1929 году, когда сыграла в пьесе Вирджила Геддеса «The Earth Between» для труппы «Provincetown Players». В тот же год Бланш Юрка утвердила Дэйвис на ту же роль в той же пьесе «Дикая утка», которую раньше играла сама, и после выступлений в Филадельфии, Вашингтоне и Бостоне Дейвис дебютировала на Бродвее в постановке «Broken Dishes» .
В 1930 году 22-летняя Дейвис вместе с матерью на поезде отправилась в Голливуд на кинопробы для « Universal Studios ». Дейвис было заявлено, что её будут там ждать, но к её удивлению в студии её никто не встретил — сотрудник, который должен был её встретить, увидев Дейвис, проигнорировал её и ушёл, потому что не увидел в Дейвис актрисы и решил, что это не она. Первый персональный скрин-тест Дейвис провалила, но её затем использовали в парных скрин-тестах для других актёров. Этот опыт был для Дейвис очень шокирующим — её положили на диван, после чего около 15 парней поочерёдно должны были ложиться на неё сверху и страстно целовать. Второй полноценный скрин-тест для Дейвис был организован для фильма 1931 года «Разделённый очаг» . Будучи поспешно одетой в совершенно неподходящий по размеру костюм с низким вырезом на груди, Дейвис и здесь была забракована режиссёром Уильямом Уайлером, который при всей съёмочной группе сравнил её с девицей лёгкого поведения, которая рассчитывает получить роль в кино благодаря своему телу.
Хотя глава студии Карл Леммле собирался объявить Дейвис, что она им не подходит, в самый последний момент режиссёр Карл Фройнд , заявив что у Дейвис прекрасные глаза, утвердил её в свой фильм « Плохая сестра » — так в 1931 году у Дейвис всё же состоялся кинодебют. Правда, в какой-то момент Дейвис услышала, как Лемле-младший заявил одному из руководителей студии, что в Дейвис совершенно нет никакой сексуальной привлекательности. Как и большинство других лент студии того времени, фильм не получил успеха, а её следующая роль в вышедшем в тот же год фильме « Семя » была слишком короткой, чтобы привлечь внимание публики. Впрочем, студия всё же продлила с Дэйвис контракт ещё на три месяца, тем не менее она снялась только в одном её фильме в небольшой роли, после чего студия одолжила её для ещё двух фильмов двух других студий.
В итоге после одного года и целых шести неудачных фильмов Леммле принял решение не продлевать контракт с Дэйвис и та готовилась уже вернуться в Нью-Йорк, когда актёр Джордж Арлисс выбрал её в качестве партнёрши в картину « Человек, который играл бога » студии « Warner Brothers ». Это была первая главная роль Дэйвис, а сам фильм возымел такой успех, что «Warner Brothers» заключила с ней пятилетний контракт и в дальнейшем продлевала его почти на 18 лет. На протяжении следующих двух лет в её репертуаре преобладали традиционные для Голливуда тех лет роли роковых соблазнительниц.
Прорыв Дейвис на новый уровень актёрского мастерства произошёл в 1934 году, когда она исполнила главную роль в киноверсии романа Сомерсета Моэма « Бремя страстей человеческих ». Более психологически сложной роли ещё не доставалось ни одной голливудской кинозвезде. Хотя с высоты сегодняшнего дня работа Дейвис в этом фильме кажется одним из её крупнейших свершений, соперничество между студиями привело к тому, что актриса, номинированная за неё на « Оскар », осталась без статуэтки , уступив награду актрисе Клодетт Кольбер .
Получив наконец самую престижную награду американской киноиндустрии за роль алкоголички в фильме «Опасная» (1935), Дейвис, однако, сочла, что «Warner Brothers» предлагают ей довольно посредственные роли и вступила в полосу судебных баталий со студией. Она требовала большей самостоятельности при выборе киноролей и, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, в нарушение контракта на некоторое время покинула Голливуд и уехала в Лондон , где приняла предложение сняться в двух британских фильмах.
Хотя победительницей в споре оказалась студия и Дейвис вынуждена была вернуться в Голливуд с долгами и без дохода, ей была предоставлена свобода исполнять её коронные партии. По определению БСЭ , это были роли «сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели». Такова южная красавица в « Иезавели » (1939), во многом спорной картине, за которую Дейвис получила свой второй «Оскар». Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе было не суждено сыграть в « Унесённых ветром ».
До конца своих дней Дейвис утверждала, что это именно она придумала имя статуэтке премии Киноакадемии — «Оскару». По её мнению это произошло из-за того, что задница статуэтки внешне напоминала ей зад её супруга, второе имя которого было «Оскар» .
В сороковые годы Дейвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 году она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд в своём первом цветном фильме — « Частная жизни Елизаветы и Эссекса ». Ещё более успешной в прокате была её следующая картина, «Всё это и небо в придачу» (1940). На студии « Warner Bros. » она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Кроме того, в январе 1941 года она была избрана президентом Американской академии киноискусства .
По мере того как актриса приближалась к сорокалетнему возрасту, ей становилось всё сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дейвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 году её второй муж умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дейвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь.
В 1950 году актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда — « Всё о Еве ». Многие из произнесённых ею строчек разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на 14 «Оскаров» и принесла Дейвис приз Каннского кинофестиваля . На волне успеха Дейвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнёра по фильму, Гэри Меррилла , однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.
Практически все последующие фильмы Дейвис не имели успеха. В 1961 году она была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и вскоре согласилась, хоть и неохотно, поработать с давней неприятельницей Джоан Кроуфорд в триллере « Что случилось с Бэби Джейн? », в котором они играли двух стареющих кинозвёзд. Выдвижение Дейвис на кинопремию «Оскар» за роль в этом фильме привело к ещё большему усилению вражды с Кроуфорд. Не складывались у неё отношения и со звёздами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 году Дейвис выпустила книгу мемуаров. Как и многие её интервью, книга отличалась редкой откровенностью.
В 1960-е годы актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в фильмах.
В начале 1970-х Дейвис была приглашена в Нью-Йорк, для участия в театральной презентации «Великие леди американского кино», где на протяжении шести вечеров такие актрисы Голливуда как Мирна Лой , Розалинд Расселл , Лана Тернер , Сильвия Сидни и Джоан Кроуфорд , рассказывали о своей жизни и карьере. Шоу оказалось довольно успешным, после чего Дейвис приняла участия в постановках на ту же тему в Австралии и Великобритании .
В 1972 году актриса сыграла главные роли в телефильмах «Судья» и «Джейк Уайлер и Мадам Мин», которые должны были стать пилотными сериями одноимённых телесериалов, но в обоих случаях телеканалы отказались от дальнейших планов на их выпуск. Вскоре после этого Дейвис появилась в театральной постановке «Мисс Моффат», музыкальной адаптации фильма с её участием «Кукуруза зелёная». После того как постановка в Филадельфии в рамках предпоказа на Бродвее подверглась резкой критике, актриса заявила, что получила травму спины и отказалась от дальнейшего участия в ней. Четыре года спустя она получила небольшие роли в фильме ужасов « Сожжённые приношения » с Карен Блэк и телевизионной драме «Исчезновение Эйми» с Фэй Данауэй , однако во время съёмок у Дейвис постоянно случались конфликты с ведущими актрисами, из-за того что она обвиняла их в не профессионализме, высокомерном поведении, а также в неуважении к её возрасту .
В 1977 году Дэйвис стала первой женщиной, получившей почётную награду Американского института кино за достижения всей жизни. Мероприятие транслировалась по телевидению и включало комментарии от коллег актрисы, включая Уильяма Уайлера , Джейн Фонду , Генри Фонду , Натали Вуд и Оливию де Хэвилленд , которые высоко отзывались о профессионализме и карьере Дейвис. После этого события актриса вновь оказалась довольно востребована на экране, и ей порой приходилось даже выбирать между несколькими предложениями. В следующем году Дейвис приняла предложения на съёмки в мини-сериале «Тёмный секрет праздника урожая», киноадаптации романа Агаты Кристи « Смерть на Ниле », а также в приключенческом фильме студии « Walt Disney » «Возвращение с ведьминой горы». В 1979 году Дейвис была удостоена премии « Эмми » за свою роль в телефильме «Незнакомцы: История матери и дочери», где её партнёршей по экрану была Джина Роулендс , а также получила ещё две номинации за роли в телефильмах «Белая мама» (1980) и «Малышка Глория… Наконец счастлива» (1982).
В 1981 году возник новый виток интереса к персона Дейвис, после того как хит-парады США возглавила песня кантри -исполнительницы Ким Карнс « Bette Davis Eyes » .
В 1983 году, после съёмки экспериментального эпизода для телесериала «Отель», Дейвис был поставлен диагноз рак молочной железы и назначена мастэктомия. В течение двух недель после хирургии она перенесла четыре инсульта , которые вызвали паралич правой стороны её лица и левой руки, став также причиной нечленораздельной речи. Дейвис начала долгий период физиотерапии, частично избавившись от паралича.
В 1985 году она отправилась в Англию , где снялась в телевизионном фильме по роману Агаты Кристи «Убийство с зеркалами». После возвращения в США она узнала, что её дочь Би Ди Хайман опубликовала мемуары «Мамин хранитель», где рассказала о её трудных взаимоотношениях с матерью, а также властном характере Дейвис и её пристрастию к алкоголю. После этого отношения Дейвис с дочерью сошли на нет . Многие друзья актрисы выступили в своих интервью в её защиту, обвиняя Хайман в жестокости и жадности к деньгам.
В 1987 году Дейвис снялась в драме Линдсея Андерсона « Августовские киты », где сыграла слепую сестру героини Лиллиан Гиш . Фильм получил хорошие отзывы критиков и был отмечен рядом номинаций на кинопремии. Последний раз на большом экране Дейвис появилась в комедии Ларри Коэна «Злая мачеха» в 1989 году. К тому времени у актрисы были серьёзные проблемы со здоровьем, и после разногласий с режиссёром она покинула проект. В результате сценарий был переписан, чтобы вместить в себя весь отснятый материал с Дейвис .
В течение 1987—1989 годов Дейвис чествовали за её карьерные достижения: она была удостоена ордена Почётного легиона во Франции , премии Кампионе-д’Италия в Италии и награды киносообщества за заслуги в Линкольн-центре. В 1989 году у актрисы вновь был диагностирован рак. Поправив здоровье, к концу лета актриса отправилась в Испанию , где была удостоена премии на кинофестивале в Сан-Себастьяне , но во время этой поездки её здоровье стало быстро ухудшаться. Будучи слишком слабой, чтобы совершить перелёт в США, она отправилась во Францию, где 6 октября 1989 года умерла в американской клинике в городе Нёйи-сюр-Сен в возрасте 81 года. Актриса похоронена на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе рядом с матерью и сестрой.
После её смерти обе статуэтки «Оскар», принадлежавшие актрисе, были выкуплены на аукционе за 207500 $ и 578000 $ соответственно Стивеном Спилбергом , который возвратил их Американской киноакадемии .
Весной 2017 года на экраны вышел телесериал « Вражда », сюжетом которого стало закулисное соперничество Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис во время съёмок их фильма « Что случилось с Бэби Джейн? » в 1962 году. Роль Дейвис исполнила Сьюзан Сарандон .
Ильф и Петров описали свою встречу с Дейвис в 1935 году в книге « Одноэтажная Америка »:
Ещё в каком-то павильоне мы увидели артистку Бетти Дейвис, которую наши зрители знают по картине «Преступление Марвина Блейка». Она сидела в кресле и негромко, но сердито говорила, что вот уже десять дней не может найти часа, чтобы вымыть волосы. Некогда! Надо «выстреливать» картину.
– Я должна сниматься каждый день, – утомленно говорила она, по привычке улыбаясь ослепительной кинематографической улыбкой.
В ожидании съёмки актриса с отвращением, вернее – с полным безразличием, смотрела на «сэт»…
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1931 | ф | Плохая сестра | The Bad Sister | Лора Мэдисон |
1931 | ф | Way Back Home | Мэри Люси | |
1932 | ф | 20 000 лет в Синг-Синге | 20,000 Years in Sing Sing | Фэй Уилсон |
1932 | ф | Трое в паре | Three on a Match | Рут Весткотт |
1932 | ф | Хижина в хлопчатнике | The Cabin in the Cotton | Мэдж Норвуд |
1933 | ф | Ex-Lady | Хелен Бауэр | |
1934 | ф | The Big Shakedown | Норма Нельсон | |
1934 | ф | Бремя страстей человеческих | Of Human Bondage | Милдред Роджерс |
1934 | ф | Fog Over Frisco | Арлин Брэдфорд | |
1935 | ф | Опасная | Dangerous | Джойс Хит |
1936 | ф | Окаменелый лес | The Petrified Forest | Габриэль «Габби» Мэйпл |
1936 | ф | Сатана встречает леди | Satan Met a Lady | Валери Пёрвис |
1937 | ф | Кид Галахад | Kid Galahad | Луиза «Пышка» Филлипс |
1937 | ф | Меченая женщина | Marked Woman | Мери Дуайт |
1938 | ф | The Sisters | Луиза Эллиот Медлин | |
1938 | ф | Иезавель | Jezebel | Джули Марсден |
1939 | ф | Победить темноту | Dark Victory | Джудит Траэрн |
1939 | ф | Частная жизнь Елизаветы и Эссекса | The Private Lives of Elizabeth and Essex | Елизавета I |
1939 | ф | Хуарес | Juarez | императрица Шарлотта |
1940 | ф | Всё это и небо в придачу | All This, and Heaven Too | Генриетта Делюзи-Депорт |
1940 | ф | Письмо | The Letter | Лесли Кросби |
1941 | ф | Великая ложь | The Great Lie | Мэгги Паттерсон ван Аллен |
1941 | ф | Лисички | The Little Foxes | Реджина Гидденс |
1942 | ф | Вперёд, путешественник | Now, Voyager | Шарлотта Вейл |
1942 | ф | В этом наша жизнь | In This Our Life | Стэнли Тимберлейк Кингсмилл |
1943 | ф | Watch on the Rhine | Сара Мюллер | |
1944 | ф | Мистер Скеффингтон | Mr. Skeffington | Фанни Треллис |
1945 | ф | Кукуруза зелена | The Corn Is Green | мисс Лилли Моффат |
1946 | ф | Украденная жизнь | A Stolen Life | Кейт Босворт / Патрисия Босворт |
1946 | ф | Обман | Deception | Кристин Рэдклифф |
1949 | ф | За лесом | Beyond the Forest | Роза Молин |
1950 | ф | Всё о Еве | All About Eve | Марго Ченнинг |
1951 | ф | Яд другого человека | Another Man's Poison | Джанет Фробишер |
1952 | ф | Звезда | The Star | Маргарет Эллиот |
1952 | ф | Телефонный звонок от незнакомца | Phone Call from a Stranger | Мэри Хоук |
1956 | ф | Storm Center | Алисия Халл | |
1956 | ф | Свадебный подарок, или Всё как у людей | The Catered Affair | Агнес Хёрли |
1959 | ф | Джон Пол Джонс | John Paul Jones | Екатерина II |
1961 | ф | Пригоршня чудес | Pocketful of Miracles | Яблочная Энни |
1962 | ф | Что случилось с Бэби Джейн? | What Ever Happened to Baby Jane? | Бэби Джейн Хадсон |
1964 | ф | Двойник | Dead Ringer | Маргарет де Лорка / Эдит Филлипс |
1964 | ф | Тише, тише, милая Шарлотта | Hush… Hush Sweet Charlotte | Шарлотта Холлис |
1965 | ф | Няня | The Nanny | Няня |
1968 | ф | Годовщина | The Anniversary | миссис Таггарт |
1976 | ф | Сожжённые приношения | Burnt Offerings | тётушка Элизабет |
1978 | ф | Смерть на Ниле | Death on the Nile | Мари ван Схёйлер |
1986 | ф | На склоне лет | As Summers Die | Ханна Лофтин |
1987 | ф | Августовские киты | The Whales of August | Либби Стронг |
1989 | ф | Wicked Stepmother | Миранда Пирпойнт |