Феминистская эстетика
- 1 year ago
- 0
- 0
Фемини́стская эсте́тика
— совокупность подходов
феминистской философии
для рассмотрения таких вопросов
эстетики
, как
субъект
творца, женское
искусство
, культ женственности, каноны нормативной эстетики и т .п.
.
Начиная с XVIII века, философы пытались дать определение «
вкуса
». Например,
И. Кант
и
Д. Юм
утверждали, что существует универсальный хороший вкус, который вызывает эстетическое удовольствие. Феминистский подход заключается в том, что поскольку
изобразительное искусство
было досуговой деятельностью в это время, те, кто мог позволить себе заниматься искусством или создавать предполагаемые универсальные истины о том, что нравится, будут делать это таким образом, чтобы создать
классовое
и гендерное разделение
. Даже когда эти универсальные эстетисты обращались к
гендеру
, они делили эстетику на две категории: красоту и возвышенность; с красотой, маленькой и деликатной (женственной), а возвышенность велика и впечатляющая (мужская)
.
Феминистки утверждают, что, несмотря на кажущуюся нейтральную или всеобъемлющую роль, люди воспринимают искусство и эстетику под влиянием гендерных ролей . Хотя единого набора принципов феминистской эстетики не выделено, существуют три основных подхода к их определению.
Первый подход был предложен Кристиной Беттерсби, которая предлагает заново оценить критерии и стандарты, определяющие произведение искусства, для более точного толкования «феминистской эстетики» . Так, например, она предлагает переосмыслить значимость таких тем, как «женская дружба , воспитание детей, домашние хлопоты, традиционно присущих женской литературе, однако не считающихся такими универсальными и уважаемыми как противостояние человека и природы, отшельника и мира, а также включить их в художественный канон» . В конечном итоге это предположительно должно привести к осознанию ценности и богатства женского искусства, а также выделению черт, характерных женским жанрам и художественным традициям. Более того, возрастёт число художниц и увеличится ценность женского искусства .
Однако Рита Фелски нашла весомый контраргумент в ответ на подход Кристины Беттерсби: по каким критериям отделять выдающиеся художественные произведения от менее выдающихся? Действительно, остается непонятным, какие критерии оценки искусства используются для феминистской эстетики, потому как любые попытки переоценить женское искусство опираются на критерии и канон патриархальной культуры . Вместе с тем нет определённого ответа на вопрос, почему феминизм нуждается в «высоком» искусстве .
Второй подход феминистской эстетики сформулирован Ритой Фелски в её программном тексте «Почему феминизму не нужна эстетика и почему он не может игнорировать эстетику?». В этой статье Фелски называет обращение к художественной ценности «признаком элитарного и патриархального мировоззрения ». Вместо этого поощряются любые проявления креативности женщин, способствующие их самоутверждению . «На практике такая позиция приводит к подрыву традиционных систем оценки произведений, а сам процесс создания начинает цениться больше, чем конечный результат, который может быть раскритикован за своё логичное построение, структуру и продуманность как признаки маскулинной эстетики, ориентированный на продукт» .
Третий подход предложен Сарой Уорт. В отличие от понимания теории феминистской эстетики Кристины Беттерсби, в своей версии Сара Уорт не делает различий между искусством, созданным женщиной, и созданным мужчиной. Кроме того, Уорт отрицает закономерное сходство между видами и течениями женского искусства. Взамен большую роль играют различные виды переживания произведений, зависящие от гендера, социального положения и т. п. Поэтому произведение искусства необходимо представлять в его контексте, а не изолируя для показа в музее . В отличие от традиционной теории эстетики, которая подчиняет женское и принимает белого привилегированного мужчину в качестве гендерно-нейтрального идеального зрителя, феминистская эстетика настаивает, что эстетика не должна быть гендерно-нейтральной , а наоборот обязана признавать, каким образом гендер оказывает влияние и предоставляет привилегии художникам и их произведениям .