Рэп-баттлы в России
- 1 year ago
- 0
- 0
Рэп-баттл ( англ. Battle rap ), также известный как рэп-баттлинг ( rap battling ) — состязание в речитативном стиле рэп , исполняемое двумя или более исполнителями, которое включает в себя хвастовство, оскорбления и игру слов . Рэп-баттл часто осуществляется или исполняется фристайлом спонтанно во время живых баттлов, «где MC выступают на одной сцене, чтобы посмотреть, у кого куплеты лучше», хотя он также может появляться на студийных альбомах .
Согласно теории, выдвинутой профессором Ференцем Сасом, рэп-баттлы берут свое начало от каледонского вида искусства, именуемого «flyting», который имел определённую популярность в XVI веке в питейных заведениях Шотландии . Суть заключалась во взаимном оскорблении двумя поэтами друг друга и реализовывалась в стихотворной форме. После данный вид развлечения был перенят американскими рабовладельцами , которые устраивали подобные баталии среди своих рабов . Спустя несколько веков данное направление видоизменилось и приобрело привычное название «рэп-баттл» .
Первые рэп-баттлы начали проводиться в начале 1980-х . Один из самых ранних баттлов состоялся в декабре 1982 года в Нью-Йорке ( США ) между американскими рэперами Kool Moe Dee и Busy Bee Starski . В 1980-х рэпер Big Daddy Kane в книге « How to Rap » сказал: «…будучи MC из 80-х, ты мыслишь в формате рэп-баттла… ты сосредотачиваешься на поиске убойной рифмы, когда тебе нужно кого-то забаттлить… уже не думая о рифме для песни» .
Также рэп-баттл ассоциируется с олдскулом в хип-хопе . Расцвет баттлов на открытых площадках пришёлся в период 1980—1990-х годов в США. Наиболее известные баттлы были включены в книгу «Book of Rap Lists»: Roxanne Wars (1984—1985), Juice Crew против Boogie Down Productions (1986—1988), Kool Moe Dee против LL Cool J (1987—1991), MC Serch против MC Hammer (1989—1994), Dr. Dre и Snoop Dogg против Luke (1992—1993), Common против Айс Кьюба (1994—1996), MC Pervis и Brand New Habits и LL Cool J против Canibus .
В 1990-х в США популярность обрели фристайл-баттлы . Данный вид баттлов состоит из трёх раундов и позволяет выявить наиболее харизматичных и артистичных рэп-исполнителей. Фристайл-баттл происходит из афроамериканского обычая устной игры « дюжины » ( англ. Dozens ) . Исконный принцип фристайл-баттла заключался в полной импровизации во время выступления, однако в настоящее время в основном текст для баттлов пишется и заучивается заранее .
С начала 2000-х рэп-баттлы появились на американском телевидении . Состязания проводились в различных телешоу на таких телеканалах как HBO , BET и MTV . Фристайл-баттлам был посвящён фильм « 8 миля » с Эминемом .
Первый турнир, посвящённый рэп-баттлам, был организован в 2006 году в Лондоне ( Великобритания ) под названием Jump Off TV’s World Rap Championships, в котором состязались рэп-исполнители из Великобритании и США . В настоящее время наиболее известными турнирами по рэп-баттлам являются King of the Dot (Канада), Don’t Flop (Великобритания), Ultimate Rap League (США), GrindTimeNow (США), FlipTop (Филиппины), Versus Battle (Россия).
Классический — баттл проводится в определённом помещении, участники выступают вживую перед аудиторией. Данный формат является наиболее сложным для МС, так как помимо дикции необходимо обладать харизмой, чтобы суметь заинтересовать людей, перед которыми ведётся выступление, а также обладать хорошей памятью, чтобы запомнить написанный текст. Сейчас большинство офлайн-баттлов проходит в виде мероприятий, выступления на которых записываются и после выкладываются в Интернет. К этому формату относятся лиги King of the Dot , Don’t Flop, Versus Battle , Slovo , RBL и другие.
Онлайн-баттл — данные баттлы чаще всего проходят в формате лестницы, каждая ступень которых именуется раундом. Участники записывают трек на заданную тему под свободный бит. После чего судейская коллегия выставляет участникам баллы, руководствуясь имеющимися в их распоряжении критериями. Таким образом участники, набравшие наибольшее количество баллов, проходят на ступень выше в следующий раунд, где меняется тема трека — остальные участники выбывают. Ярким примером такого формата служат баттлы, которые проводились на интернет-портале hip-hop.ru .
Текстовый онлайн-баттл — имеет схожие правила с простым онлайн-баттлом, однако разница заключается в том, что участники не записывают треки, ограничиваясь лишь текстом. В таком случае внимание уделяется не дикции и техничности чтения, а соблюдению слогов и качеству рифмовки.
Фристайл-баттл — подразумевает под собой выступление МС без заготовленного текста. Таким образом оценивается не только количество рифм и качество ударных линий (панчей), но и умение быстро импровизировать, рифмуя буквально на ходу. В России одними из лучших фристайл-МС считаются Noize MC , RE-pac , Змей , и Abbalbisk .
Комплиментарный баттл — воспевание противника. В комплиментарных баттлах важны не столько сами комплименты, сколько колкость их подачи, наличие сарказма, юмор и некая абсурдность комплиментов.
BPM-баттл — разновидность, присущая только оффлайн-баттлам, особенность которой заключается в том, что участники выступают не акапельно , а под выбранное или случайное музыкальное сопровождение. Название BPM взято от одноименной единицы измерения в музыке.
Тематический баттл — баттл, в котором участники читают свой текст от лица вымышленных персонажей. В большинстве случаев такие баттлы являются постановочными.
С развитием рэп-баттлов вышеперечисленные виды смешивались, образуя форматы фристайл-BPM-баттлов, комплиментарных-BPM-баттлов и других.
В рэп-баттлах используется множество приёмов из рэпа и поэзии. Помимо простых рифм широко используются двойные (даблрайм) , тройные (триплрайм) рифмы, панторифмы и так далее. В отличие от поэзии правила рифмовки в рэп-баттлах более упрощённые .
Существует несколько приёмов рифмовки: разбиения (квадратные, обычные, сложные) и дублирование. Разбиение — это приём рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких. Пример квадратных разбиений: сосна = со сна, доводы = до воды, пистолет = спи сто лет . Обычные разбиения основаны на созвучии отдельных словосочетаний. Пример: с долгами канитель = Парламент на бите . Сложные разбиения основаны на созвучии нескольких словосочетаний в строке . Пример:
Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец.
(Oxxxymiron)
Дублирование подразумевает использование омоформ в рифмовке. Пример:
Я вам ударом снёс пол-оскала.
По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала.
Твоя мамаша себе точно горло полоскала
После того, как она меня поласкала.(Oxxxymiron)
Пример чистой панторифмы , где созвучны все гласные и большинство согласных звуков:
Водопад в головах. Паковал толпу,
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган. Дам бунт,
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!(Lawanda)
Примеры панторифмы, завязанной в основном на одну согласную, со вспомогательными гласными, за счёт чего достигается эффект каскадных рифм (слова также рифмуются между собой в одной строчке):
Историями, стройными сворами, пробираются в стороны
Дабы стать скормлёнными скромно, с кровью в гриме, криво(Gillia)
Святая свастика, окрась мир в красный свет
Небесный Сталин, подари нам смерть.(babangida)
Примеры полнострочной панторифмы, где созвучно большинство гласных и меньшее количество согласных звуков:
Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,
И в жизни психика надломится из-за тролля и домового.(Svyat)
В одной строфе встречаются и сложные совмещённые рифмы, например панторифма + каскадная + перекрёстная (слова рифмуются в двух строках по типу AB/BA). Это позволяет привнести в текст больше осмысленности и стройности мысли, что трудно сделать со сплошной панторифмой:
Не знаю, что ты делал прошлым летом,
Но знаю, что загадочные микрофоны и мониторы
Без названий стоят на студии у Влади
Не для нас с вами, а бойня стала промо к рок-альбому Вани.(Gillia)
Панч, панчлайн (выпад, колкость) — фрагмент текста, основанный на двойном (иногда тройном) смысле и/или игре слов, как правило, нацеленный на оскорбление оппонента . Следствием панча является восторженная реакция аудитории, которая и определяет успешность панча . Панчи бывают личными и общими. Личные панчи основываются на высмеивании фактов из биографии или личной жизни оппонента . Общие панчи строятся на высмеивании оппонента вне контекста его личной жизни, например, на высмеивании его внешнего вида или псевдонима .
Техника читки, активно практикуемая в рэпе и в культуре хип-хопа в целом. Флоу базируется на сочетании скорости читки и интонации. В рэп-баттлах флоу используется для демонстрации артикуляционной техники . Фастфлоу — стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях .
Техника, основанная на полной импровизации и исключении заранее написанного и выученного текста. С фристайла зародились рэп-баттлы изначально, однако в последнее время от этой техники на современных турнирах отказываются. Наиболее известным российским фристайлером считается Noize MC . Также фристайл активно практикуют Walkie (скончался) и Abbalbisk .
Читка вдвое быстрее ритма музыки. Используется в баттлах под музыкальный бит .
Грайм — музыкальный жанр, исходящий от гэриджа . Сочетает в себе электронную музыку и минималистичный брейкбит под малые барабаны и глухие басы. Существует в связке с читкой под бит 140 ударов в минуту в стиле R&B с набором пауз и сменой ритма и интонации во время исполнения . На слух грайм напоминает художественное чтение стихов, но в более высоком темпе и агрессивной интонации . В России популяризатором грайма считается Oxxxymiron .
«Бра!» ( англ. Braap ) — характерное восклицание, которое произносят участники баттла или зрители в зале во время исполнения читки под грайм .
Вставка вокального напева при читке. В баттлах под музыкальный бит иногда используется для эпатажа или разнообразия. Среди российских баттл-рэперов дэливери практикуют Drago , Маша Hima , Knownaim, Marul, Alphavite.
Ответ после раунда оппонента. Пока оппонент зачитывает свой текст, исполнитель подмечает из его текста какие-то факты и обдумывает на них ответные строки. Флип чаще всего используется в начале раунда, но также практикуется привязка флипа к любому месту в тексте прямо во время баттла. Флип считается удачным, если удалось подловить оппонента на лжи или исполнить панчи по фактам из его текста. В России самыми известными рэперами, удачно использующими флип, считаются Oxxxymiron , Витя СД , Rickey F , Гнойный .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Рэп-баттл иногда используется при записи музыкальных альбомов и клипов . Часто практикуется на концертах рэп-исполнителей при коллаборации , обычно демонстрируется в виде показательного выступления .