Interested Article - Бачата
- 2020-12-13
- 1
Бача́та ( исп. bachata ) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики , получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского моря , а также в тех из латиноамериканских общин США , где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.
История
Как правило, возникновение бачаты связывают с напряжённой социальной обстановкой, сложившейся в Доминиканской Республике к началу 60-х годов XX века после свержения диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо Молины . Однако отдельные исследователи утверждают, что существуют источники, упоминающие бачату и в более ранее время — в 1922 и 1927 годах .
В те времена бачатой или кумбанчатой ( исп. bachata, cumbanchata ) называли шумные вечеринки бедняков с непременными обильными возлияниями. Эти сборища бедноты устраивались буквально где угодно — во внутренних двориках домов или же просто в тени деревьев на улицах. Музыка таких сборищ-бачат считалась вульгарным порождением низших классов, песнями нищих кварталов, повествующими о проблемах бедняков, неразделённой любви и прочих жизненных невзгодах. Именно поэтому бачату называют « música de amargue » — музыка горечи.
В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона , при этом характерной особенностью бачаты является отсутствие в ней ритма « клаве », что подтверждает её оригинальное доминиканское происхождение. Тем не менее, на развитие бачаты оказали влияние такие исполнители и композиторы, как трио «Лос Панчос» ( Los Panchos ), трио «Матаморос» ( Matamoros ) и Хулио Харамильо ( Julio Jaramillo ).
Долгое время в Доминиканской Республике существовал негласный запрет бачаты как «низкого жанра»: песни в этом стиле не ставились на дискотеках и не передавались по радио (исключение составляла лишь станция «Радио Гуарачита» ( Radio Guarachita )), записи не продавались в магазинах грамзаписи.
Переломным временем в истории бачаты стали 80-е годы XX века. До этого бачату в своём творчестве использовали лишь исполнители так называемой « альтернативной музыки », которые напевали эти печальные песни на ночных вечеринках в качестве своего рода эмоциональной разрядки. Со временем музыканты поняли, что бачата прекрасно подходит для передачи таких чувств, как ностальгия , меланхолия и тоска и стали шире использовать эту её экспрессивную сторону.
Пионером современной бачаты можно по праву назвать Луиса Диаса ( Luis Díaz ). Бачата привлекла его внимание в 1970-е годы , когда он пристально занимался изучением доминиканского фольклора. Вместе с группой «Конвите» ( Convite ) Диас начал записывать песни этого стиля различных форм и содержания; однако значение бачаты как важной составляющей культуры доминиканского общества оценил лишь в 1984 году . В 1985 году Диас записал альбом, который назвал «Опечаленный Луис Диас» ( Luis Díaz amargado ), а в 1987 году — спродюсированный Диасом диск певицы Соньи Сильвестре ( Sonia Silvestre ) «Сердце Вильонеры» ( Corazón de Villonera ), ставший «первой ласточкой» нового стиля, получившего название «необачаты» ( neobachata ) или «техно-амарге» ( techno-amargue ). Вскоре Соньа Сильвестре стала популярной исполнительницей необачаты, а её репертуаре появилась новая песня «Я хочу движения» ( Yo quiero andar ), автором которой, помимо Луиса Диаса, был другой реформатор бачаты — Мануэль Техада ( Manuel Tejada ) (именно он ввёл в аранжировку бачат аккордеон и синтезатор , ещё одним примером чего может служить песня Виктора Виктора ( Víctor Víctor ) «Такова моя любовь» ( Así es mi amor ) 1993 года ).
Но основной вехой в современной истории бачаты стал альбом Хуана Луиса Герры «Розовая бачата» ( ). Выпущенный в 1990 году , он имел огромный успех и сломил бытующее в Доминиканской Республике предубеждение против бачаты; теперь она стала популярна даже в высших слоях доминиканского общества.
К началу 1990-х годов в бачате сложились три основных направления, связанные с «продвигавшими» их музыкантами: стиль Луиса Диаса, Хуана Луиса Герры и Виктора Виктора. Именно эти исполнители разрушили стереотипно отрицательное отношение к бачате и способствовали её дальнейшему развитию.
Экономические, социальные и культурные преобразования в Доминиканской Республике привели к тому, что бачата приобрела известность и популярность не только у себя на родине, но и за её границами. Новые исполнители, такие как Антони Сантос ( Antony Santos ), Раулин Родригес ( Raulín Rodríguez ) и Луис Варгас ( Luis Vargas ), внесли свои изменения в традиционную бачату, которые коснулись не только музыки, но и текстов: слова песен стали более вольными, иногда даже дерзкими, а музыка — более быстрой, соответствующей ритму города.
Сейчас бачата стала настолько популярна в Доминиканской Республике, что без неё не обходится ни одна дискотека , вечеринка или праздник. С появлением новых исполнителей бачаты, чья музыка более приближена к западным стандартам, — Франка Рейеса ( Frank Reyes ), Мончи и Александры ( Monchy y Alexandra ), Луиса Мигеля дель Амарге ( Luis Miguel del Amargue ), Роме́о Са́нтос ( Romeo Santos ) и других, популярность бачаты стремительно растёт за границами Доминиканской республики; её слушают теперь не только на родине, но и в США, Мексике , Испании и многих других странах.
Музыкальные инструменты
Главная роль в бачате отведена акустической гитаре , или же её ближайшему «родственнику», карибской гитаре , которая отличается резким металлическим звучанием. Техника игры на рекинто — перебор струн, значительно более энергичный, чем на обычной гитаре. Сходная манера игры на гитаре существует во многих жанрах африканской музыки, что может косвенно свидетельствовать об их общих корнях. В качестве ударного инструмента в бачате используется бонго́ . Мараки иногда выступают как второй ударный инструмент, хотя в настоящее время предпочтение отдается гуире .
Библиография
- Austerlitz, Paul : Merengue: Dominican Music and Dominican Identity. — Temple University Press, Philadelphia, 1997. — ISBN 1-56639-484-8
- Batista Matos, Carlos : Bachata, historia y evolución. — Banco Intercontinental (BANINTER), Santo Domingo, 2002.— ISBN 99934-0-250-8
- Gómez Sotolongo, Antonio : Los cien músicos del siglo. — Editorial Cañabrava, Santo Domingo, 2000.
Ссылки
- от 14 мая 2014 на Wayback Machine
- 2020-12-13
- 1