Этническая иерархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Этни́ческая му́зыка ( этника , этно-музыка ; музыка народов мира , национальная музыка ; англ. ethnic music, world music ) — направление современной музыки , объединяющее традиционную народную и популярную музыку, использующую элементы народной ( фолк-музыку ). Считается аналогом известного английского термина « world music » (музыка мира) . Не стоит путать с национальной музыкой , под которой подразумеваются как музыкальный фольклор, так и музыка, написанная в духе нации и приобретшая в ней популярность : популярная, духовная, академическая музыка, традиционная музыка театров и церемоний, городской музыкальный фольклор.
Это музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи , а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов , инструментов, манер исполнения и т. п. Распространено семплирование народных инструментов и пения.
Английский термин « world music » (музыка мира) относится ко всей музыке, берущей начало вне сферы культурных влияний Западной Европы и Северной Америки . World music можно определить как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка» .
Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:
Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» звучит в переводе непонятно. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии [ источник не указан 2575 дней ] ).
Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко . Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки . При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака , написавшего « Славянские танцы » под влиянием народной музыки народов Центральной Европы и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки .
На классической, а позднее джазовой сцене XX века музыкальная архаика утверждается как самостоятельное направление в виде неофольклоризма . «Танец семи покрывал» из оперы Р. Штрауса «Саломея» называют одним из первых и самых ярких образцов авторской эстетизации фольклора . В 1913 году Игорь Стравинский поэтизировал язычество в балете « Весна священная », который явился своеобразным манифестом неофольклоризма. Его влияние заметно сказалось на произведениях Сергея Прокофьева , Родиона Щедрина и других в России , а за рубежом — Бартока и Кодая в Венгрии , Мартину в Чехии , де Фалья в Испании , Вила-Лобоса в Бразилии , Чавеса в Мексике и многих других .
Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлла , Джона Кейджа , и Аланa Хованессa .
В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар .
В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги , берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли .
В 1980-х годах на Западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка была перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции « Voice of America », «D.N.A: DestiNation Africa» на « BBC Radio 1Xtra », шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие); фестивали ( WOMAD ), лейблы («Real World» Питера Гэбриела , основанный в 1988, « », , «Luaka Bop» Дэвида Бирна ), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: , , и другие (в связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music).
Произошло её пересечение с такими стилями, как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта , « Рада и Терновник », Ят-ха ), поп-музыка (например: т. н. latin pop , Шакира ), электронная музыка ( этно-электроника : «Волга» , Theodor Bastard , Токэ-Ча , Deep Forest , , «Иван Купала» ), Ят-ха , State of Bengal ). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — « », хотя её творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient); многие треки проекта являются примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.
Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна , который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть шамана Западная Тывы , исполняющего традиционную музыку своего народа, в том числе горловое пение .
В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как « Рада и Терновник », «Мельница» , Инна Желанная , Заман , Theodor Bastard , ТЛ « », « », Намгар , «Волга», , «ВеданЪ КолодЪ», « », Сергей Старостин , Булат Гафаров , , Иван Смирнов , Степанида Борисова ( Якутия ), , Нино Катамадзе , Пелагея , , , .
Проникновением этнических мотивов в жанровую музыку ( классику , рок , джаз ) присутствие музыкального фольклора на профессиональной сцене не ограничилось. По сей день важную роль здесь играют академические народные коллективы, хоры и оркестры , а также индивидуальные исполнители народной музыки и песен . Старейший, исполняющий славянский фольклор, коллектив — Кубанский казачий хор образован ещё в 1811 году. Во второй половине XIX века появился «Первый Великорусский оркестр балалаечников В. В. Андреева », который представлял Россию на Всемирной выставке 1900 года в Париже , где выступил в Елисейском дворце . Благодаря изобретению звукозаписи , на рубеже столетий в концертной жизни Москвы заметным событием становится деятельность Музыкально-этнографической комиссии . С ней связаны выступления олонецких сказителей Ивана Трофимовича Рябинина из знаменитой династии Рябининых и Ирины Андреевны Федосовой .
Среди музыкантов двадцатого столетия наиболее видное место занимают хор Пятницкого (образован в 1911 году) и его прославленная воспитанница Людмила Георгиевна Зыкина . В 1977 году Людмила Зыкина создаёт ансамбль «Россия» . Широкое признание у знатоков в России и за её пределами получают Оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова (образован в 1919 году ) и Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радиокомитета , созданный в 1945 году Петром Алексеевым. Из недавно созданных можно выделить ансамбль театра танца « Казаки России », который выступал уже дважды перед английской королевой Елизаветой II .
Инструменты этнической музыки: ситар , диджериду , калимба , варган , тар , кеманча , саз , зурна , , бубен , кото , перкуссия и другие.
Этнический вокал: горловое пение , русское народное пение , йодль , мугам , мейхана и другие.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|