Джон Уэйн
- 1 year ago
- 0
- 0
Уэйн Шортер ( англ. Wayne Shorter ; 25 августа 1933 , Ньюарк , Нью-Джерси — 2 марта 2023 , Лос-Анджелес , Калифорния ) — американский джазовый саксофонист и композитор.
Шортер обрёл известность как саксофонист и композитор коллектива Арта Блэйки в 1950-х годах. В 1964 он присоединился к квинтету трубача Майлза Дейвиса , для которого также писал музыку. Один из основателей джаз-фьюжн коллектива Weather Report , с 2000 года лидер собственного джазового квартета. Часто выступал и записывался с Херби Хэнкоком , а также со многими другими известными джазовыми и рок-музыкантами. 11 премий «Грэмми», в том числе в престижной номинации «За достижения всей жизни» (2015). В 2017 году был награждён премией Polar Music Prize .
Уэйн Шортер родился в афроамериканской семье в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси). Посещал Высшую школу искусств в Ньюарке . Любил музыку и воодушевившись отцом стал изучать кларнет ; его старший брат Алан играл на альт-саксофоне , прежде чем поступил в класс трубы в колледж. В старшей школе Уэйн играл с коллективом Nat Phipps Band . Окончил музыкальный факультет Нью-Йоркского университета в 1956 , затем служил 2 года в армии , которые свели его с пианистом Хорасом Сильвером . После армии играл с Мейнардом Фергюсоном . В молодости Уэйн Шортер получил прозвище «Mr. Gone», которое впоследствии дало название одному из альбомов группы Weather Report . В 1958 году Шортер присоединился к Арта Блейки, где пробыл четыре года и в конце концов стал музыкальным директором коллектива. Вместе они совершили поездку по США, Японии и Европе, записали несколько признанных альбомов, а также сочинили множество произведений. За это время Шортер «зарекомендовал себя как один из самых одарённых молодых саксофонистов» и получил международное признание .
В раннем возрасте на Шортера повливяли Сонни Роллинз , Джон Колтрейн и Коулмен Хокинс .
В 1964 году Майлзу Дейвису удалось привлечь Шортера в свой квинтет, хотя ещё в 1960-м Джон Колтрейн предлагал кандидатуру Уэйна Шортера на своё место после ухода из группы Майлса. В 1967 году Шортер стал участником квинтета вместе с Херби Хэнкоком , Роном Картером и Тони Уильямсом , и этот состав впоследствии получил название Второго великого квинтета (чтобы отличать его от квинтета с Колтрейном). Коллектив снискал мировую славу, во многом благодаря композициям Уэйна Шортера (таким, как «Prince of Darkness», «E.S.P.», « », «Sanctuary», «Nefertiti» и другим). Шортер некоторое время продолжал работать с Майлзом после распада квинтета в 1968 году . Его можно услышать на ранних и ключевых пластинках Майлса в стиле джаз-фьюжн, как «In a Silent Way» и « Bitches Brew » (обе — 1969 года ). Последние концертные выступления и студийные записи с Дэвисом прошли в 1970 году .
Хэнкок говорил о роли Шортера в коллективе: «Мастером-писателем для меня в этом коллективе был Уэйн Шортер, и он все ещё мастер. Уэйн был одним из немногих людей, которые давали музыку Майлзу, которая не менялась» . Дэвис говорил: «Уэйн — настоящий композитор, он записывает части для всех так, как этого бы хотели музыканты…»
Ян Карр, музыкант и автор путеводителя Rough Guide , утверждает, что с Дэвисом Шортер нашёл свой собственный голос в качестве исполнителя и композитора. «Жесткие ритмы Блейки вызвали мускулистость в теноровом исполнении Шортера, но большая свобода ритм-секции Дэвиса позволила ему исследовать новые эмоциональные и технические аспекты» .
До 1968 года Шортер играл исключительно на тенор-саксофоне . Заключительным альбомом, в котором он играл на теноре в регулярной последовательности альбомов Дэвиса, был Filles de Kilimanjaro . В 1969 году он сыграл сопрано в альбоме Дэвиса In a Silent Way и в своём собственном Super Nova (записанным тогдашними сайд-менами Девиса — Чиком Кориа и Джоном Маклафлином ). Во время концертов с Дэвисом, а также на записях с лета 1969 года до начала весны 1970 года он играл как на сопрано, так и на теноре; к началу 1970-х годов он главным образом играл сопрано.
Будучи участником квинтета Майлса Дейвиса, Уэйн Шортер также работал над сольными записями. Ими стали несколько альбомов, изданные на лейбле Blue Note Records и включающие в себя в основном композиции авторства Шортера, записанные разными составами, включая таких фаворитов лейбла как Фредди Хаббард . Первым таким альбомом стал Night Dreamer , записанный на «базе» джазовой музыки, известной студии Руди Ван Гельдера в 1964 году с Ли Морганом (труба), Маккоем Тайнером (фортепиано), (контрабас) и Элвином Джонсом (барабаны) . К тому же времени относятся одни из самых известных альбомов Шортера Juju и Speak No Evil .
В 1970 году Уэйн Шортер издаёт альбом Odyssey of Iska и основывает группу Weather Report вместе с пианистом Джо Завинулом , который также продолжительное время сотрудничал с Майлзом Дейвисом. Первоначальный состав включал в себя таких музыкантов, как (контрабас), Аирто Морейра (перкуссия) и (барабаны). После ухода Витоуша в 1973 году Шортер и Завинул возглавили группу вплоть до её распада в конце 1985 года . Weather Report стала плацдармом для многих музыкантов, среди которых был и бас-гитарист Джако Пасториус .
Шортер продолжил выпускать альбомы в качестве бэндлидера, такие как Native Dacer , в записи которого приняли участие Хэнкок, а также бразильский композитор и вокалист .
В 1970-е и в начале 1980-х активно гастролировал с квинтетом Херби Хэнкока, который был сформирован фактически на основе Второго великого квинтета Майлса, однако место трубача занял Фредди Хаббард . Также Шортер, с бывшими товарищами по группе Дэвиса, участвовал в записи двойного альбома Карлоса Сантаны The Swing of Delight , в котором написал несколько пьес .
С 1977 по 2002 год Уэйн Шортер участвовал в записи десяти альбомов Джони Митчел . Играл расширенное соло в заглавном треке альбома группы Steely Dan на альбоме Aja (1977).
После ухода из Weather Report Шортер продолжил записывать и возглавлять коллективы, занимаясь джазовым синтезом. Участвовал в различных проектах, к примеру, гастролировал с гитаристом Карлосом Сантаной в 1988 году , который раннее появлялся на последнем альбоме Weather Report . В 1994 году вместе с Хэнкоком, Роном Картером и Тони Уильямсом записал альбом-посвящение Майлсу Дэвису, который ушёл из жизни несколькими годами ранее. Продолжал появляться в записях Митчелл в 1990-х годах и может быть услышан в саундтреке к фильму Харрисона Форда « Беглец » (1993) .
В 1995 году после семилетнего перерыва в сольной дискографии Шортер выпустил пластинку , которая получила премию Грэмми в 1997 году как лучший альбом в современном джазе. Это был его сольный дебют на Verve Records . Шортер сочинил все композиции в альбоме и сопродюсировал его с басистом Маркусом Миллером .
Также в очередной раз работал с Хэнкоком в 1997 году, участвуя в записи знаменитого альбома . Песня «Aung San Suu Kyi» (названная в честь бирманской активистки-демократа) выиграла премию «Грэмми».
В 2009 году был объявлен одним из главных артистов на Всемирном музыкальном фестивале Гнауа в Эс-Сувейре , Марокко . Его альбом Without a Net вышедший в 2013 году являлся первым на Blue Note Records, после перерыва с Odyssey of Iska .
В 2000 году Шортер собрал квартет, с которым долгое время гастролировал по всему миру. В его состав вошли: пианист , басист Джон Патитуччи и барабанщик . Квартет Шортера исполняет в основном классические хиты саксофониста. Квартетом было выпущено три записи живых концертов: Footprints Live! (2002), (2005) и Without a Net (2013). За альбом Beyond the Sound Barrier была получена премия Грэмми в 2006 за лучший инструментальный джазовый альбом.
Альбом 2003 года (первый студийный альбом в течение 10 лет, начиная с High Life ) получил премию Грэмми за лучший инструментальный джазовый альбом в 2004 году. В записи альбома участвовало много приглашенных музыкантов, в том числе пианист Брэд Мелдау , барабанщик Каррингтон и бывший перкуссионист Weather Report . Альбом состоит из композиций Шортера, часть из которых новые, некоторые же были переработаны со времени сотрудничества с Дэвисом. Используются сложные латинские ритмы, которые в большом количестве использовались в Weather Report .
В 2016 году было объявлено, что Шортер, Карлос Сантана и Хэрби Хэнкок начнут гастролировать под названием Mega Nova. Также в составе супер-группы был басист Маркус Миллер и барабанщица Синди Блэкман . Их первое шоу состоялось 24 августа 2016 года в Голливуд-боул .
Уэйн Шортер скончался 2 марта 2023 года в Лос-Анджелесе в возрасте 89 лет.
В 1961 году Шортер встречался с Теруко (Ирен) Накагами ( англ. Teruko (Irene) Nakagami ). Позже они поженились, и у них родилась дочь Мияко . Некоторые из его композиций защищены авторским правом как «Miyako Music», также дочери посвящены композиции «Miyako» и «Infant Eyes» ( рус. Младенческие глаза ). Пара развелась в 1964 году .
Встречались с Анной Марией Патрисио в 1966 году; они поженились в 1970 году . В 1985 году их дочь Иска умерла от в 14 лет . Анна Мария и племянница пары Далила погибли в июле 1996 года в катастрофе Boeing 747 под Нью-Йорком , во время полета в Италию . Далила была дочерью сестры Анны Марии Шортер и её мужа, джазового вокалиста .
В 1999 году Шортер женился на Каролине Дос Сантос, близкой подруге Анны Марии. Он практикует буддизм Нитирэн и является давним членом буддийской ассоциации .
Кузен Уэйна — композитор и продюсер , который умер в сентябре 2017 года .
17 сентября 2013 года Шортер получил премию за жизненные достижения в .
18 декабря 2014 года Национальная академия искусства и науки звукозаписи объявила, что Шортер был удостоен премии Грэмми «за музыкальные достижения всей жизни» в честь «плодовитого вклада в нашу культуру и историю» .
В 2016 году был награждён стипендией Гуггенхайма в области музыкальной композиции, став единственным джазовым артистом, получившим её в этом году .
В 2017 году был объявлен победителем премии Polar Music Prize .
В 2015 году продюсер и режиссёр Дорсай Алави начал снимать документальный фильм о жизни Уэйна Шортера под названием Wayne Shorter: Zero Gravity . Выход фильма планируется на 6 мая 2019 года в США .