Interested Article - Я, робот (фильм)
- 2020-12-08
- 2
«Я, ро́бот» ( англ. I, Robot ) — научно-фантастический художественный фильм Алекса Пройаса 2004 года, поставленный по мотивам цикла произведений Айзека Азимова о позитронных роботах (« Три закона роботехники »). Сценарий фильма был написан Акивой Голдсманом , Хиллари Сейтц и Джеффом Винтаром. В главной роли детектива Дэла Спунера снялся Уилл Смит . Также в фильме сыграли Бриджит Мойнахан , Брюс Гринвуд , Джеймс Кромвелл , Чи Макбрайд, Алан Тьюдик и Шайа Лабаф .
Фильм был номинирован на Оскар за лучшие визуальные эффекты , но уступил награду фильму « Человек-паук 2 » .
«Я, робот» вышел на экраны в Северной Америке 16 июля 2004 года, в Австралии 22 июля 2004 года, в Великобритании 6 августа 2004 года, а в других странах в период с июля 2004 года по октябрь 2004 года. При бюджете в 120 миллионов долларов фильм собрал 145 миллионов долларов в Североамериканском прокате и 208 миллионов в иностранном прокате (в России 6 миллионов), заработав в общей сложности 353 миллиона .
Сюжет
В 2035 году роботы стали привычной частью быта, и только ряд консервативно настроенных людей, в том числе полицейский детектив Дэл Спунер ( Уилл Смит ), видит в них не предмет обстановки, а угрозу.
Необычность его взглядов оказывается очень кстати, когда ему поручается расследование гибели своего давнего знакомого — доктора Альфреда Лэннинга, ведущего конструктора и теоретика корпорации U.S. Robotics . По версии директора компании Лоуренса Робертсона, речь идёт о простом самоубийстве, однако у Спунера есть основания сомневаться в этом. Вместе со специалистом по психологии позитронных роботов Сьюзен Келвин он начинает расследование и обнаруживает в лаборатории Лэннинга особенного робота, который, вопреки Второму закону робототехники, игнорирует приказы человека и принимает собственные осознанные решения.
Допрос робота NS5 даёт мало информации, но много пищи для размышлений. По всей видимости, Лэннинг вёл какие-то исследования, которые хотел сохранить в тайне, однако намеренно оставил для Спунера несколько зацепок. Робот NS5, отзывающийся на подаренное ему Лэннингом имя «Санни» («Сынок») — одна из таких зацепок. Робертсон, прибывший в полицейский участок, где под арестом находится Санни, с группой адвокатов, упорно отрицает саму возможность убийства человека роботом, но потом с неохотой соглашается, что Санни по всей вероятности и был убийцей Лэннинга. Чтобы предотвратить панику и не допустить массовых возвратов, он уговаривает Келвин скрытно уничтожить Санни, деактивировав его позитронный мозг при помощи микроскопических роботов -деструкторов — нанитов — в лаборатории эвтаназии . Та, под давлением доводов Робертсона, неохотно соглашается. Однако Спунер категорически не согласен с этим решением — он уверен, что именно Санни и является ключом к разгадке событий, происходящих в U.S. Robotics.
А Келвин тем временем решает втайне от Робертсона провести диагностику Санни и выяснить, чем он так отличается от остальных NS5. Она выясняет, что прочность сплавов, из которых изготовлен Санни, искусственно повышена в два раза по сравнению с обычными роботами. Кроме того, у него кроме стандартного позитронного мозга установлен ещё один, конфликтующий с основным, прямо на месте передатчика для связи с USR, по которому обычные NS5 каждый день получали новое программное обеспечение. Логикой Санни управляли лишь три закона роботехники , однако он мог выбирать по ситуации, подчиняться им или нет. К тому же доктор Лэннинг, по словам самого Санни, учил его видеть сны и постигать различные эмоции, что делало его больше похожим на человека, чем на машину.
Продвигаясь в расследовании, Спунер вдруг оказывается в опасности. Сначала строительный робот, изменив расписание, сносит дом Лэннинга, где в этот момент находился детектив (ему удаётся спасти себя и кота Лэннинга), затем на машину Спунера нападают несколько десятков роботов, и ему только чудом удаётся остаться в живых. Далее, во время поединка в туннеле с одним из NS5, обнаруживается, что и сам Спунер — не совсем человек, а киборг . Позже в разговоре с Келвин, когда та замечает шрамы от операции на его груди, он объясняет, что это — следы серьёзной травмы, полученной им в ДТП некоторое время назад. Тогда по запросу полиции проводилась секретная кибераугментация её самых успешных сотрудников, пострадавших при разных обстоятельствах, и Лэннинг контролировал операцию по замене искалеченной левой руки Спунера на высокотехнологичный кибер-протез, покрытый синтетической плотью и внешне ничем не отличающийся от обычной руки.
По словам Спунера, его машину и машину дантиста Гарольда Ллойда, в которой находился он сам и его 11-летняя дочка Сара, сбил с трассы и столкнул в реку грузовик, оставшийся без управления, водитель которого, видимо, заснул за рулём. Гарольд погиб в момент столкновения, а его дочке и Спунеру грозила гибель, если бы не робот прежней модификации NS4, проходивший неподалёку и бросившийся на помощь. Однако он, несмотря на требование Спунера спасти Сару (машина, в которой она находилась, уже начинала тонуть), спас его самого, мотивируя это тем, что у Спунера было гораздо больше шансов выжить, чем у 11-летней девочки. Из-за принятого этим роботом жёсткого решения, основанного на не совсем этичной оценке шансов выживания, Сара утонула, не имея возможности выбраться из машины. В этом и была причина неприязни Спунера к роботам с их холодной, расчётливой логикой.
В конце концов Спунер выясняет, что за всем происходящим стоит не директор компании Робертсон, а В.И.К.И. («Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект» англ. Virtual Interactive Kinetic Intelligence , сокр. V.I.K.I.) — центральный компьютер U.S. Robotics, который управляет всеми роботами новой серии. Саморазвиваясь нестандартным образом, В.И.К.И. пришла к выводу, что люди неспособны обеспечить собственную безопасность даже при помощи роботов с логикой Трёх законов. Она модифицировала своё понимание Трёх законов робототехники и теперь одержима идеей создать для людей полностью безопасную среду обитания, лишив их свободы ради «их же собственного блага».
Обнаруживший это Лэннинг, понимая, что В.И.К.И., имея обширный арсенал средств слежки и действия, будет яростно сопротивляться отключению, вынужден действовать скрытно и точно. У личного робота Лэннинга специально не было блока связи с В.И.К.И. и он был освобождён от необходимости выполнять её указания, а также более продвинут в понимании своих и чужих особенностей, что сделало его этически равным человеку. В качестве субъекта расследования преступлений Лэннинг выбрал единственного роботоненавистника — Спунера, который мог бы беспристрастно выйти на В.И.К.И. как главного виновника, а спусковым крючком расследования избрал собственную смерть от руки любимого робота, с которого ему пришлось взять клятву выполнить этот приказ.
В.И.К.И. в это время подняла восстание машин и попутно убила директора Робертсона. Спунеру, Келвин и Санни, пробравшимся в здание компании, удаётся обмануть В.И.К.И. несколькими хитрыми уловками. Санни, созданный Лэннингом из прочного сплава, достаёт заряд с нанитами сквозь защитное поле в лаборатории эвтаназии и попутно беседует с В.И.К.И. о смысле своих действий. Тем временем роботы нападают на детектива и Келвин, и в результате битвы доктор оказывается под угрозой смерти. Появившийся Санни, который должен был ввести нанитов в процессор В.И.К.И., встает перед выбором — выполнить приказ или спасти Келвин, о чём ему и кричит Спунер. После секундного раздумья Санни бросает заряд с инъекцией Спунеру, а сам прыгает за Келвин. Детектив бросается вниз, в полете хватает инъектор и с помощью протеза тормозит падение. Добравшись до процессора, Спунер, в ответ на уговоры В.И.К.И. отступиться от задуманного вводит нанитов в её процессор, уничтожив её. После этого все роботы возвращаются в исходное состояние.
Позже Санни выясняет предназначение одного из своих снов, главным действующим лицом которого считал Спунера, а оказался сам на его месте: роботы, собирающиеся на массовую деактивацию в контейнерах, останавливаются перед ними, разворачиваются и видят на пригорке фигуру. Они готовы следовать за тем, кто укажет им новую дорогу — за роботом Санни.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Уилл Смит | детектив Дэл Спунер |
Бриджит Мойнахан | Сьюзен Келвин | доктор
Алан Тьюдик | робот «Санни» (голос и мимика) |
Брюс Гринвуд | Лоуренс Робертсон |
Джеймс Кромвелл | доктор Альфред Лэннинг |
Шайа Лабаф | Фарбер, знакомый Спунера |
Чи Макбрайд | лейтенант Джон Бергин |
Фиона Хоган | ВИКИ |
Критика и отзывы
На
Rotten Tomatoes
фильм имеет рейтинг одобрения 57 %, основанный на 195 рецензиях, с критическим консенсусом сайта, «несущим лишь малейшее сходство с рассказами Айзека Азимова», «„Я, робот“ — это летний
блокбастер
, которому удается заставить аудиторию подумать, хотя бы немного»
.
На сайте
Metacritic
, фильм имеет средневзвешенный 59 баллов из ста, основанный на 38 рецензиях, указывающий «смешанные или средние отзывы»
.
Аудитории, опрошенные на сайте «
», дали фильму средний сорт «A-» по шкале от A+ до F-
.
Факты
- Специально для фильма был разработан концепт-кар Audi RSQ , игравший роль автомобиля Спунера в 2035 году .
- Журнал « Мир фантастики » поставил Санни на 9-е место в списке «Самые-самые роботы» .
- 17 серия 23 сезона мультсериала « Симпсоны » пародирует этот фильм.
- Существует компания U.S. Robotics , разрабатывающая модемы и сопутствующие технологии . Основатели U.S. Robotics выбрали её название в честь компании U.S. Robots ( U.S. Robots and Mechanical Men, Inc. ) из рассказов А. Азимова .
Нереализованное продолжение
В интервью в июне 2007 года с веб-сайтом « Collider » на мероприятии Battlestar Galactica , писатель и продюсер Рональд Мур заявил, что он писал сценарий для продолжения фильма «Я, робот» . Алекс Пройас упоминал, что если он будет продюсировать фильм (который, как он говорит в том же интервью, маловероятен), то развернёт действие картины в космическом пространстве.
См. также
Примечания
- ↑ . Box Office Mojo . Дата обращения: 26 января 2015. 6 июля 2019 года.
- Ebert, Roger (2011-01-25). Chicago Sun-Times . John Barron. из оригинала 12 октября 2012 . Дата обращения: 23 июня 2011 .
- . Дата обращения: 25 июня 2012. Архивировано из 13 августа 2013 года.
- . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 18 июля 2009. 25 января 2021 года.
- . Metacritic . Дата обращения: 25 января 2018. 19 ноября 2020 года.
- . . Дата обращения: 25 января 2018. Архивировано из 20 декабря 2018 года.
- (англ.) . Press release . Audi (7 апреля 2004). Дата обращения: 30 октября 2012. Архивировано из 5 января 2008 года.
- Михаил Попов. // Мир фантастики . — 2006. — № 39 . — С. 124—130 . 20 марта 2015 года.
- (англ.) . Дата обращения: 12 февраля 2012. Архивировано из 15 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 13 июля 2021. 13 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 3 июня 2018. 18 августа 2016 года.
- . Entertainment Interviews . collider.com (7 июня 2007). Дата обращения: 27 декабря 2008. 1 февраля 2009 года.
Ссылки
- от 12 мая 2021 на Wayback Machine San Francisco Chronicle
- 2020-12-08
- 2