Пол Муни
- 1 year ago
- 0
- 0
Пол Муни ( англ. Paul Muni , при рождении Мешилем Мейер Вайзенфройнд — англ. Meshilem Meier Weisenfreund ; 1 (22) сентября 1895 , Лемберг — 1 (25) августа 1967 , Монтесито ) — американский актёр театра и кино. Лауреат премии « Оскар » (1937). Наиболее известная работа актёра — чикагский гангстер из фильма Говарда Хоукса « Лицо со шрамом » (1932). Сыграл главные роли в фильмах-биографиях « Повесть о Луи Пастере » (1935), « Жизнь Эмиля Золя » (1937) и « Хуарес » (1939).
Актёр родился 22 сентября 1895 года в Лемберге (ныне Львов) на территории Австро-Венгерской империи в семье Натана и Салли Вайзенфрейнд — актёров еврейского театра, спектакли которого проходили на идише . В 1900 году его родители переехали в Лондон , а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде , а затем в 1908 году поселились в Чикаго . Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году в возрасте двенадцати лет, сыграв 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время он был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайзенфрайнд . Вскоре им заинтересовался , директор Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theater) на Второй авеню Манхеттена , и подписал с юным актёром контракт. В 1921 году Муни женился на еврейской театральной актрисе Белле Финкель, сестре бродвейского режиссёра Эйба Финкеля и дочери антрепренёра Мориса Финкеля , и прожил с ней в браке до конца жизни.
В 1926 году Муни дебютировал на Бродвее в постановке «Мы — американцы». В 1929 году, когда актёру было уже тридцать четыре года, кинокомпания Fox Studios предложила ему контракт, и в том же году Муни снялся в двух фильмах — драме « » и мелодраме « ». Несмотря на то, что за роль в «Храбреце» он получил номинацию на премию « Оскар », киноиндустрия разочаровала Муни, и он вернулся на сцену театра.
Только в 1932 году Муни вновь появился на киноэкране (незадолго до этого его рассматривали на роль Дракулы, но актёр отказался). В паре с Энн Дворак он снялся в фильме « Лицо со шрамом », а затем в криминальном фильме « Я — беглый каторжник », за который снова был номинирован на « Оскар ». После этого на одарённого актёра обратили внимание продюсеры из Warner Bros. и подписали с Муни долгосрочный контракт, по условиям которого актёр имел право принимать сценарии по своему усмотрению и получал по 50 тысяч долларов за фильм .
После драмы 1933 года « » и комедии 1934 года « » кинокарьера Муни стала развиваться быстрыми темпами. В 1935 году вышло сразу четыре фильма с его участием — фильм-нуар « », в котором он играл в паре с Бетт Дейвис ), криминальные драмы « » и « », а также фильм-биография Уильяма Дитерле « Повесть о Луи Пастере », где Муни исполнил роль прославленного французского микробиолога и химика Луи Пастера и был удостоен за её блестящее исполнение премии « Оскар » и награды Венецианского кинофестиваля .
В 1938 году Муни был вновь номинирован на « Оскар » — на этот раз за исполнение роли французского писателя-классика Эмиля Золя в картине « Жизнь Эмиля Золя ». В 1939 году вышла ещё одна картина-биография с участием Муни — мелодрама « Хуарес » о жизни мексиканского национального героя Бенито Хуареса , где в паре с актёром снова играла Бетт Дейвис.
Помимо таланта актёр был известен своими эксцентрическими привычками. Между дублями Муни играл на скрипке , чтобы успокоить нервы, и панически боялся одежды красного цвета ( ходит легенда, что иронизируя над страхом партнера по площадке фильма «Ангел на моём плече», игравший чёрта Клод Рейнс нарочно надевал темно-красный костюм, который впоследствии был представлен на афише фильма [ источник не указан 2641 день ] ). Он был очень стеснительным по характеру и кроме того настороженно относился к незнакомым людям, в разговоре с которыми предпочитал молчать или обходиться несколькими короткими фразами . Муни высоко ценил мнение жены и переснимал сцены, если Белле казалось, что дубль получился неудачным.
19 июля 1940 года закончился контракт Муни с Warner Bros . Далее он продолжал играть в театре и время от времени снимался в кино (в 1940-х годах вышло всего пять фильмов с его участием). В 1950-х годах он снимался на телевидении, а в 1955 году получил премию « Тони » за исполнение роли Генри Драммонда в спектакле «Пожнешь бурю» ( англ. Inherit the Wind ; см. также Обезьяний процесс ). В том же году у актёра обнаружили опухоль около глаза, и летом он перенес операцию по ампутации глаза. В 1959 году в прокат вышел последний фильм с участием Муни — драма Дэниэла Манна « », — за роль в котором он получил шестую номинацию на премию « Оскар ». После этого Муни ушёл из кино и 25 августа 1967 года скончался на семьдесят втором году жизни. Похоронен на кладбище Hollywood Forever в Лос-Анджелесе.
Год | На русском | На языке оригинала | Роль |
1959 | The Last Angry Man | доктор Сэм Абельман | |
1952 | Imbarco a mezzanotte | незнакомец с пистолетом | |
1946 | Angel on My Shoulder | Эдди Кэгл / судья Фредерик Паркер | |
1945 | Counter-Attack | Алексей Кульков | |
A Song to Remember | профессор Джозеф Элснер | ||
1942 | Commandos Strike at Dawn | Эрик Торсен | |
1941 | Hudson’s Bay | Пьер Эсприт Рэдиссон | |
1939 | We Are Not Alone | доктор Дэвид Ньюком | |
Хуарес | Juarez | Бенито Хуарес | |
1937 | Жизнь Эмиля Золя | The Life of Emile Zola | Эмиль Золя |
The Woman I Love | лейтенант Клод Мори | ||
Благословенная земля | The Good Earth | Ван Лан | |
1935 | Повесть о Луи Пастере | The Story of Louis Pasteur | доктор Луи Пастер |
Dr. Socrates | доктор Ли Кардвелл, он же доктор Сократ | ||
Black Fury | Джо Радек | ||
Bordertown | Джонни Рамирес | ||
1934 | Hi, Nellie! | Брэд Брэдшоу | |
1933 | The World Changes | Орин Нордхольм | |
1932 | Я — беглый каторжник | I Am a Fugitive from a Chain Gang | Джеймс Аллен |
Лицо со шрамом | Scarface | Антонио Камонте | |
1929 | Seven Faces | папа Чибу / Диаблеро / Вилли Смит / Франц Шуберт / Дон Жуан / Джо Ганс / Наполеон | |
Храбрец | The Valiant | Джеймс Дайк |
Актёр был удостоен звезды на голливудской «Аллее славы» .
Пол Муни пять раз номинировался на получение премии « Оскар » за лучшую мужскую роль: