Экспериментальная музыка
(
англ.
experimental music
) —
музыкальные
произведения, использующие необычный инструментарий или новые композиционные принципы. Характеризуется неустоявшейся
эстетикой
, которая с точки зрения перспектив и ценности является достаточно неопределённой и спорной
.
Содержание
Общая характеристика
Как и в случае с «
музыкальным авангардом
», термин «экспериментальная музыка» зачастую используется для характеристики радикальных композиторов и их работ
. Нет ясного различия между описываемыми данными терминами областями музыки, представляющими собой передний край современной музыкальной мысли и практики
. Некоторые музыковеды проводят границу между авангардом и экспериментальной музыкой с точки зрения их соотношения с евроцентричной музыкальной традицией. По их мнению, в самом общем виде, авангардная музыка занимает экстремальные позиции в пределах традиции, в то время как экспериментальная музыка лежит за её пределами
.
Термин «экспериментальная музыка» используется в музыкальной критике для характеристики образцов той новой музыки, эстетика которой явным образом нарушает существующие в музыкальном искусстве традиционные нормы и правила. В то же время, в случае плодотворности описываемых музыкальных экспериментов, в музыкальной журналистике и публицистике данное определение может использоваться также и в позитивном значении.
Примеры экспериментальной музыки
Одним из примеров экспериментальной музыки можно считать
Венский овощной оркестр
. Помимо того, что они играют на
овощах
, их интерпретации очень необычны.
Примечания
Benitez J. M.
Avant-Garde or Experimental? Classifying Contemporary Music // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, 1978. Vol.9, no. 1 (June): 53-77.
↑
Nicholls D.
// The Cambridge History of American Music.— Cambridge University Press, 1998.— pp. 517—534.
«…very generally, avant-garde music can be viewed as occupying an extreme position within the tradition, while experimental music lies outside it» (
David Nicholls
, 1998, 318).
Boulez, Pierre. 1986. «Experiment, Ostriches, and Music», in his
Orientations: Collected Writings
, translated by Martin Cooper, 430-31. Cambridge: Harvard University Press.
ISBN 0-674-64375-5
Originally published as «Expérience, autriches et musique».
Nouvelle Revue Française
, no. 36 (December 1955): 1, 174-76.
Ballantine, Christopher. 1977. «Towards an Aesthetic of Experimental Music».
The Musical Quarterly
63, no. 2 (April): 224-46.
Benitez, Joaquim M. 1978. «Avant-Garde or Experimental? Classifying Contemporary Music».
International Review of the Aesthetics and Sociology of Music
9, no. 1 (June): 53-77.
Broyles, Michael. 2004.
Mavericks and Other Traditions in American Music
. New Haven: Yale University Press.
Cameron, Catherine. 1996.
Dialectics in the Arts: The Rise of Experimentalism in American Music
. Westport, Conn.: Praeger.
Ensemble Modern. 1995. «Was ist experimentelles Musiktheater? Mitglieder des 'Ensemble Modern' befragen Hans Zender».
Positionen: Beiträge zur Neuen Musik
22 (February): 17-20.
Bailey, Derek.
1980. «Musical Improvisation: Its Nature and Practice in Music». Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall; Ashbourne: Moorland.
ISBN 0-13-607044-2
. Second edition, London: British Library National Sound Archive, 1992.
ISBN 0-7123-0506-8
Experimental musical instruments (magazine). 1985—1999. A periodical (no longer published) devoted to experimental music and instruments.
Gligo, Nikša. 1989. «Die musikalische Avantgarde als ahistorische Utopie: Die gescheiterten Implikationen der experimentellen Musik».
Acta Musicologica
61, no. 2 (May-Aug): 217-37.
Henius, Carla. 1977. «Musikalisches Experimentiertheater. Kommentare aus der Praxis».
Melos
/
Neue Zeitschrift für Musik
3, no. 6:489-92.
Henius, Carla. 1994. «Experimentelles Musiktheater seit 1946».
Bayerische Akademie der Schönen Künste: Jahrbuch
8:131-54.
Holmes, Thomas B. 2008.
Electronic and Experimental Music: Pioneers in Technology and Composition
. Third edition. London and New York: Routledge.
ISBN 978-0-415-95781-6
(hbk.)
ISBN 978-0-415-95782-3
(pbk.)
Lucier, Alvin. 2002. «An einem hellen Tag: Avantgarde und Experiment», trans. Gisela Gronemeyer.
MusikTexte: Zeitschrift für Neue Musik
, no. 92 (February), pp. 13-14.
Piekut, Benjamin. 2011.
Experimentalism Otherwise: The New York Avant-Garde and its Limits
. Berkeley: University of California Press.
ISBN 978-0-520-26851-7
.
Saunders, James. 2009.
The Ashgate Research Companion to Experimental Music
. Aldershot, Hants, and Burlington, VT: Ashgate.
ISBN 978-0-7546-6282-2
Schnebel, Dieter. 2001. «Experimentelles Musiktheater». In
Das Musiktheater: Exempel der Kunst
, edited by Otto Kolleritsch, 14-24. Vienna: Universal Edition.
ISBN 3-7024-0263-2
Shultis, Christopher. 1998.
Silencing the Sounded Self: John Cage and the American Experimental Tradition
. Boston: Northeastern University Press.
ISBN 1-55553-377-9
Smith Brindle, Reginald. 1987.
The New Music: The Avant-Garde Since 1945
, second edition. Oxford and New York: Oxford University Press.
ISBN 0-19-315471-4
(cloth)
ISBN 0-19-315468-4
(pbk.)
Sutherland, Roger, 1994.
New Perspectives in Music
. London: Sun Tavern Fields.
ISBN 0-9517012-6-6