Interested Article - The Beach Boys
- 2021-02-26
- 1
The Beach Boys ( рус. «Бич бойз» МФА: /biːʧ bɔɪz/ ) — американская рок-группа . Основу ансамбля в годы творческой активности составляли братья Уилсоны — Брайан (бас-гитара, вокал), Деннис (ударные) и Карл (соло-гитара, вокал), их двоюродный брат Майк Лав (вокал) и их общий друг Алан Джардин (ритм-гитара, вокал); позже к группе присоединился Брюс Джонстон . На становление музыкального стиля группы повлияли ранний рок-н-ролл и вокальные группы 1950-х гг.
Успех группе принесли гармоничные песни в жанре сёрф-рока , описывающие море, солнечные пляжи и спортивные автомобили (« Surfin’ U.S.A. », « Surfer Girl », « Little Deuce Coupe »); пик популярности The Beach Boys в Америке пришёлся на середину 1960-х годов, когда вышли такие хиты, как « », « », « », « California Girls », рассказывающие о жизни калифорнийской молодёжи.
В условиях « британского вторжения » лидер коллектива Брайан Уилсон стал менять звучание и тематику песен; кульминацией этого развития стал один из самых первых концептуальных альбомов — « Pet Sounds » (1966), имевший переломное значение в рок-музыке того времени. Следующий проект — альбом « Smile » (1967) — оказался незавершённым; единственная выпущенная песня с него — « Good Vibrations » (1966) стала одним из крупнейших хитов группы. Неудача со «Smile», отказ выступить на Монтерейском рок-фестивале (1967) и неуверенность в дальнейшем музыкальном направлении в итоге настроили негативно музыкальную прессу и стали причиной резкого падения популярности группы в США. Синглы и альбомы конца 1960-х — начала 1970-х гг. в большинстве своём терпели коммерческое фиаско. После того, как Брайан Уилсон стал отдаляться от дел группы после неудачи со «Smile», остальные члены ансамбля стали вникать в тонкости студийной работы; к началу 1970-х гг. лидером коллектива стал Карл Уилсон.
Широкая популярность в Америке вернулась к The Beach Boys после выхода сборника « Endless Summer » (1974), и группа обратилась к своим рок-н-ролльным корням, записав альбом « 15 Big Ones » (1976). К концу 1970-х гг. популярность группы снова спала, и после альбома « Keepin’ the Summer Alive » (1980) The Beach Boys перестали регулярно записывать студийные альбомы. В 1983 году погиб Деннис Уилсон, а с середины 1980-х гг. Брайан Уилсон перестал принимать участие в деятельности группы, появляясь в студии и на концертах лишь в исключительных случаях. В 1988 году коллектив был принят в Зал славы рок-н-ролла ; в том же году « » стал четвёртым синглом группы, возглавившим американский хит-парад. В 1998 году от рака умер Карл Уилсон. Оставшиеся члены группы продолжают давать концерты — как под именем The Beach Boys, так и под другими названиями.
У The Beach Boys вышло 29 студийных альбомов, более 70 синглов (из них 36 входили в «Топ-40», а 4 заняли 1-е места). Всего же в мире продано более 65 миллионов альбомов группы [ источник не указан 4096 дней ] . В 2001 году The Beach Boys получили награду « Грэмми » за жизненные достижения. 5 июня 2012 года вышел альбом « That’s Why God Made the Radio », который стал первой студийной работой группы за последние 16 лет. В том же году группа отметила своё пятидесятилетие концертами в рамках мирового турне с участием всех членов оригинальных составов группы, включая Брайана Уилсона .
История
Возникновение
Группа была основана в 1961 году в Хоторне (отдалённое предместье Лос-Анджелеса ) тремя братьями Уилсонами: 19-летним Брайаном , 14-летним Карлом и 16-летним Деннисом ; их 20-летним двоюродным братом Майком Лавом и школьным другом Брайана 20-летним Аланом Джардином . Отец Уилсонов Мюррей был джазовым музыкантом и профессиональным композитором, имевшим однако достаточно скромный успех. В семье им была установлена жёсткая дисциплина: сыновья наказывались за любую провинность (по утверждению Брайана, он потерял слух в правом ухе именно из-за отца ). Под впечатлением от концерта вокальной группы The Four Freshmen в 1954 году Брайан разучил все их гармонии и затем вместе с родителями и своим братом Карлом часто их исполнял дома. Помимо них, будущие музыканты The Beach Boys увлекались рок-н-роллом ( Элвис Пресли , Чак Берри ), группами ду-вопа и др. В 1957 году Карл стал учиться играть на гитаре вместе со своим другом 9-летним Дэвидом Марксом (вошедшем позже в состав The Beach Boys). В 1959 году Брайан и Карл приняли участие в школьном концерте их двоюродного брата Майка Лава. В 1960 году Деннис стал брать уроки игры на барабанах в школе. К этому времени Брайан, Майк и Карл с друзьями стали эпизодически играть вместе на вечеринках — Брайан называл это предприятие Carl & The Passions , таким образом, стараясь больше увлечь Карла; позже, с присоединившимся товарищем Брайана по школе Аланом Джардином, они называли себя Kenny & The Kadets ; репертуар состоял, в основном, из песен The Coasters и .
К середине 1961 года Деннис, Майк, и Алан уговорили Брайана более серьёзно взяться за музыку и создать полноценный ансамбль. Теперь они играли под названием The Pendletones, которое намекало на фирму Pendleton Woolen Mills, изготовлявшую шерстяные рубашки в клетку, модные в то время в среде сёрфингистов . В начале августа родители Уилсонов улетели в отпуск в Мексику, дав детям по сто долларов на еду. Эти деньги братья потратили на аренду музыкальных инструментов и все пять дней провели дома, репетируя. Результаты были записаны на плёнку, которую дали прослушать отцу по его возвращении. Впечатлённый, Уилсон-старший связался со своим издателем Хайтом Морганом, и тот пригласил The Pendletones на прослушивание. Кавер-версии хитов того времени его не впечатлили, и он спросил, есть ли у музыкантов собственные композиции. У них была лишь полузаконченная песня « Surfin’ », которую музыканты обещали доделать. Тему сёрфинга группе задал Деннис, являвшийся большим любителем этого вида спорта (остальные музыканты хоть и пробовали кататься на волнах, но без особого успеха ). К тому времени сёрфинг стал массовым развлечением в южной Калифорнии, и такие музыканты как Дик Дейл и The Del-Tones стали определять музыкальный стиль субкультуры сёрфингистов.
Первые записи (1961—1962)
3 октября 1961 года под руководством Мюррея Уилсона состоялась первая профессиональная запись группы в студии «World Pacific» в Лос-Анджелесе: Алан Джардин на контрабасе, Карл Уилсон — на гитаре, Брайан — на самодельном барабане (днище мусорного бака), Майк Лав исполнил ведущую вокальную партию. Денниса играть на ударных не пустил Уилсон-старший, считавший его слабым музыкантом. Итогом работы стал сингл « Surfin’» / «Luau », вышедший 8 декабря на небольшом лос-анджелесском лейбле Candix Records. Руководителям лейбла не нравилось название The Pendletones, и они самолично, без ведома музыкантов, поменяли их имя на The Beach Boys ( «пляжные ребята» ) на ярлыке пластинки . Сингл тут же был отправлен на три местные радиостанции, где его беспрерывно крутили каждый день. В результате «Surfin’» возглавил местные хит-парады, а к концу марта 1962 года достиг 75-го места в общенациональном хит-параде журнала « Биллборд ». К концу 1961 года было продано около 40 000 экземпляров пластинки, однако сами музыканты получили с неё лишь 200 долларов каждый .
Дебютный концерт The Beach Boys состоялся 23 сентября 1961 года Ньюпорт-Биче в составе программы, которая включала Дика Дейла , , и . После этого группа стала регулярно выступать по небольшим клубам, школам и отелям. В середине февраля 1962 года из группы ушёл ритм-гитарист Алан Джардин , разочарованный скромным доходом от сингла и репертуаром группы в целом. На его место в коллектив в апреле пришёл 13-летний Дэвид Маркс . До его прихода Брайан Уилсон, Карл, их мать Одри и Вэл Поллуто вместе с Джардином записали сингл «Barbie» / «What Is the Young Girl Made Of», который был выпущен 19 апреля под именем Kenny & The Kadets .
В мае 1962 года лейбл Candix Records закрылся, и Мюррей Уилсон стал искать новую фирму звукозаписи. Из крупных компаний лишь Capitol Records проявила интерес — в основном, благодаря менеджеру лейбла Нику Венету, который 19 мая уговорил своего начальника приобрести за 300 долларов плёнку с новыми записями группы. 4 июня Capitol выпустили сингл «409» / «Surfin’ Safari», а 16 июля с группой был подписан контракт (переписан 13 ноября того же года сроком на 7 лет). The Beach Boys приступили к работе над дебютным альбомом, записи которого проходили в течение августа. Формально Венет стал продюсером группы, однако Брайана Уилсона и Мюррея, контролировавшего процесс записи в студии, Венет как продюсер не устраивал. «Брайан делал всё, — вспоминал позже Дэвид Маркс, — играл, делал аранжировки… ему не нужна была ничья помощь», поэтому когда Уилсон-старший стал всё настойчивее также вмешиваться в аранжировки и настройки звука, это стало приводить Брайана Уилсона в раздражение.
Дебютный альбом The Beach Boys « Surfin’ Safari » вышел 1 октября 1962 года. Половина песен для него была написана в соавторстве с музыкантом Гэри Эшером (1938—1990), специализировавшимся на тематике сёрфинга и гоночных автомобилей. К тому времени песня «Surfin’ Safari» достигла 14-го места, став, таким образом, первым хитом группы. Альбом был менее успешен, заняв лишь 32-е место.
Пик популярности (1963—1965)
Январь и первую половину февраля 1963 года ансамбль провёл в студии, записывая второй альбом. Под конец работы, по требованию Брайана Уилсона, Ник Венет был отстранён от работы с The Beach Boys. « Surfin’ U.S.A. » — первый сингл с сессий, давший название всему альбому — вышел 4 марта и занял 3-е место, демонстрируя, таким образом, тот факт, что популярность The Beach Boys вышла за пределы круга сёрфингистов и достигла общенационального масштаба. Это же подтвердил и выпущенный 25 марта альбом Surfin’ U.S.A. , который достиг 2-го места. Этот успех был вскоре омрачён судебным иском Чака Берри , мелодию песни « Sweet Little Sixteen » которого полностью заимствовал Брайан Уилсон для «Surfin’ U.S.A.»; техника игры Карла Уилсона того периода также была обязана гитаре Берри.
2 марта The Beach Boys впервые выступили по национальному телевидению в передаче «Шоу Стива Аллена», а 27 апреля группа отправилась в первое турне за пределами Калифорнии. Брайан Уилсон стал всё чаще пропускать выступления на сцене, предпочитая сочинять музыку дома и работать в студии. В таких случаях на концертах его партии исполнял Дэвид Маркс, а вскоре, в качестве дополнительной помощи, в группу был обратно приглашён Алан Джардин. Помимо работы со своей группой Уилсон также продюсировал и писал музыку для других исполнителей: (участница которой — Мэрилин — стала его женой), The Survivors, The Castells, Jan & Dean (именно под влиянием The Beach Boys дуэт переключился на сёрф-рок; их хит № 1 «Surf City», вышедший в июне 1963 года, был также написан совместно с Уилсоном).
С записи сингла «Surfer Girl» / «Little Deuce Coupe» 12 июня 1963 года началась работа над третьим альбомом, по окончании которой группа отправилась в гастроли по Америке; довольно быстро The Beach Boys стали отлаженной концертной машиной, и одни турне тут же сменялись другими ежегодно на протяжении последующих десятилетий. 30 августа Дэвид Маркс заявил о своём уходе: к тому времени раздражение между ним и Мюреем Уилсоном достигло апогея, к тому же, 15-летний Дэвид был уверен, что сможет продолжить успешную карьеру самостоятельно.
16 сентября 1963 года вышел третий альбом « Surfer Girl »: он стал первой долгоиграющей пластинкой The Beach Boys, на которой Брайан Уилсон указан в качестве продюсера. Альбом достиг 7-й позиции в хит-параде, а предваривший его одноимённый сингл занял 5-е место. К тому времени группой был уже записан четвёртый альбом — « Little Deuce Coupe », — с него Уилсон начал отход от темы сёрфинга, особое внимание теперь стало уделяться автомобильной тематике («Little Deuce Coup», «Car Crazy Cutie», «Cherry Cherry Coup»); многие из песен этого периода были написаны в соавторстве с поэтом-песенником Роджером Кристианом (1934—1991). В студии работа над новым материалом обычно начиналась с записи инструментальных дорожек, следом записывался вокальный аккомпанемент, затем песня дорабатывалась путём добавления партий электрооргана, гитары или вокала. Постепенно Уилсон, по совету Джана Берри из дуэта Jan & Dean , стал всё чаще привлекать сессионных музыкантов, таким образом, получая возможность безотлагательно записываться в студии в отсутствие группы. В свою очередь, это привело к более отшлифованному и богаче аранжированному звуку на пластинках The Beach Boys.
Альбом « Little Deuce Coupe » вышел 7 октября 1963 года и занял 4-е место. Алан Джардин стал полноправным членом группы, впервые приняв участие в записи альбома. Вышедший из альбома сингл «Be True to Your School» вышел 28 октября и достиг 6-го места. Автомобильную тему продолжил следующий альбом — « Shut Down Volume 2 », — выпущенный 2 марта 1964 года. Он занял 13-е место, а сингл «Fun, Fun, Fun», выпущенный 3 февраля, достиг 5-й позиции. В перерыве между записями этого альбома — с 13 января по 1 февраля 1964 года — The Beach Boys гастролировали в Австралии и Новой Зеландии в рамках коллективного турне «Surfside 64», включавшего, помимо прочих, Роя Орбисона , дуэт Paul & Paula и группу .
В этот момент охватившая США битломания бросила серьёзный вызов популярности The Beach Boys, к тому времени ставшей крупнейшей группой страны . Члены ансамбля были под большим впечатлением от саунда The Beatles . «„ I Want to Hold Your Hand “ совершенно потрясла меня, — вспоминал позже Брайан Уилсон. — Я знал, что как группа мы были достаточно хороши, но лишь по прибытии The Beatles я понял, что нужно двигаться дальше… В каком-то смысле The Beatles побили нас. Их песни были более самобытными» . Композиции британского коллектива теперь возглавляли американский хит-парад, в то время как у самих The Beach Boys ещё не было своего хита номер один. Уилсон и Лав поставили себе задачу написать самый лучший, насколько можно, материал, чтобы продемонстрировать миру, что у The Beatles есть с кем соперничать. Было решено не ограничивать себя рамками сёрфинга и спортивных автомобилей и не записывать больше «проходной» материал .
Этот качественно новый подход проявился во время записи альбома « All Summer Long », начатой 2 апреля 1964 года. В тот же день Мюррей Уилсон был уволен с поста менеджера: его постоянное вмешательство в процесс создания музыки всё чаще вызывало раздражение у Брайана Уилсона и, наконец, достигло предела терпения. Работа над альбомом продолжалась до 19 мая. Усилия Брайана Уилсона оправдали себя: вышедший 11 мая сингл « » занял 1-е место, став первой песней The Beach Boys, возглавившей американский хит-парад. Альбом вышел 13 июля и занял 4-е место. 27 сентября The Beach Boys исполнили две песни из альбома («I Get Around» и «Wendy») в популярной телепередаче « Шоу Эда Салливана ».
С 18 по 30 июня 1964 года проходили записи рождественского альбома (вышел 9 ноября), после чего The Beach Boys отправились в масштабное турне «Summer Safari» по 36 городам США, длившееся до 8 августа. Записи с выступления 1 августа в Сакраменто стали основой для концертного альбома « Beach Boys Concert », вышедшего 19 октября. Альбом поровну сочетал собственные композиции группы с кавер-версиями и демонстрировал типичную концертную программу The Beach Boys середины 1960-х гг. (Брайан Уилсон, стремясь добиться совершенства, специально наложил на оригинальные записанные дорожки дополнительные партии гитар, баса и вокала). «Beach Boys Concert» занял 1-е место.
C августа 1964 по февраль 1965 группа работала, с перерывами на гастроли, над восьмым альбомом « The Beach Boys Today! ». Все три вышедшие с него сингла пользовались значительным, но несколько меньшим успехом, чем предыдущие записи: «When I Grow Up (To Be a Man)» — 9 место (вып. 24 августа 1964), «Dance Dance Dance» — 8-е место (26 октября 1964), «Do You Wanna Dance?» (кавер-версия хита Бобби Фримана 1958 года) — 12-е место (15 февраля 1965). Сам альбом вышел 8 марта 1965 года и занял 4-е место.
С 1 по 18 ноября 1964 года прошло первое европейское турне; The Beach Boys выступили во Франции, Италии, ФРГ и Скандинавии. Большая часть поездки была проведена в Великобритании в выступлениях на телепередачах. На вопрос прессы о том, как группа относится к тому, что её считают родоначальниками сёрф-рока , Брайан Уилсон с раздражением ответил: «Мы не играем сёрф. Нам надоело, что на нас навешивают ярлык зачинателей сёрф-рока. Мы просто делаем музыку, которую понимают подростки, и к ней можно приложить любую тему. Тема сёрфинга уже исчерпала себя. С автомобилями также покончено. Да и с „хондами“ тоже. Мы просто будем отталкиваться от жизни социально активного тинейджера» .
23 декабря 1964 года в самолёте, летевшем в Хьюстон , у Брайана Уилсона произошёл нервный срыв. Отыграв в тот день концерт, Уилсон вернулся в Лос-Анджелес; больше с группой он не выступал (лишь во второй половине 1970-х гг. Уилсон вернулся к регулярным гастролям в составе ансамбля, однако не надолго). Его место на сцене занял Глен Кемпбелл (род. 1936), участвовавший в этот период в записях группы в качестве сессионного гитариста. Однако весной 1965 года Кемпбелл был вынужден отказаться от выступлений с The Beach Boys из-за гастрольных обязательств с The Righteous Brothers . Вместо него Майк Лав в последнюю минуту пригласил Брюса Джонстона (род. 1944), сессионного музыканта и студийного менеджера Columbia Records , у которого к тому времени уже были собственные сольные записи и в составе дуэта Bruce & Terry. Первый концерт в составе The Beach Boys им был сыгран 9 апреля 1965 года. В отличие от Кемпбелла, Джонстон вскоре станет постоянным членом ансамбля.
12 мая 1965 года компания Paramount Pictures выпустила художественный фильм « Девочки на пляже » в котором принимала участие группа. В фильме они исполнили «Girls on the Beach», «Lonely Sea» и «Little Honda» . С конца марта до начала июня 1965 года проходили записи девятого альбома « Summer Days (And Summer Nights!!) ». Во время этих сессий Брайан Уилсон решил переписать песню « », уже вышедшую к тому моменту в альбоме « The Beach Boys Today! ». Новая версия вышла на сингле 5 апреля и стала второй песней группы, занявшей 1-е место в США; 16 мая группа исполнила её во время своего второго телевыступления в « Шоу Эда Салливана ». Альбом вышел 5 июля и занял 2-е место. Вышедший следом сингл « California Girls » занял 3-е место. Вступление к этой песне Уилсон считал своим наибольшим творческим достижением («я искал вступление, которые было бы совершенно отличным от песни в целом, но которое бы подводило к ней; песня стала большим хитом, но мне нравилось лишь это вступление») .
У Брайана Уилсона в это время начал созревать план качественно нового альбома; тогда же Capitol Records довели до сведения группы, что от них ожидают альбом к октябрю. В этой ситуации, понимая, что задуманные идеи уже невозможно воплотить за оставшееся время, Уилсон придумал идею записи альбома в духе вечеринки в режиме прямого эфира. Результатом стал альбом « Beach Boys’ Party! », выпущенный 8 ноября 1965 года: почти все песни, записанные за четыре дня в сентябре в упрощённых, акустических аранжировках, являлись кавер-версиями; среди них песни The Beatles , Фила Спектора , Боба Дилана и др. Альбом занял 6-е место в США, а в Великобритании — 3-е, впервые достигнув большего успеха в стране The Beatles, чем на родине музыкантов. Большой популярностью пользовался вышедший из альбома 20 декабря сингл «Barbara Ann» (в оригинале исполненный группой The Regents), занявший 2-е место. К этому времени Брайан Уилсон был всецело занят работой над совершенно другим материалом: ещё в середине октября в качестве пробы он записал несколько инструментальных композиций с оркестром из 43-х человек; теперь он намеревался использовать этот опыт для построения качественно новых композиций. Сингл «The Little Girl I Once Knew» (вып. 27 ноября) отразил искания музыканта в структуре и звуке. Однако он занял 20-е место, не в последнюю очередь, как пишет биограф Кит Бэдман, из-за убийственных для радиопроигрыша нескольких 3-секундных пауз в песне .
В декабре была завершена работа над народной песней «Sloop John B», инструментальная дорожка к которой была записана ещё в июле 1965 года. Композиция была выпущена на сингле 21 марта 1966 года и заняла 3-е место (2-е место в Великобритании). При подготовке выпуска следующего альбома « Pet Sounds » (1966), Capitol Records включили песню в состав пластинки к неудовольствию Уилсона: для него композиция выпадала из общего настроения остального альбомного материала.
«Pet Sounds» (1965—1966)
Вторую половину 1965 года Брайан Уилсон провёл дома, работая над концепцией нового альбома. По его требованию в столовой его виллы была построена громадная песочница, в которую был поставлен рояль. «Я хочу играть в песке. Я хочу чувствовать себя ребёнком, — говорил Уилсон. — Когда я пишу эти песни, я хочу ощущать то, что я пишу». В песочнице Уилсон также проводил деловые встречи. «Я просидел пять месяцев дома, планируя каждую ступень нашего следующего альбома, — вспоминал позже музыкант. — У меня был большой испанский стол, и я сидел час за часом за ним, придумывая мелодии в голове. Я принимал множество наркотиков, мутил с таблетками, и на какое-то время это всё порядочно засорило мне мозги. Я сделался более интроспективным».
Дополнительным стимулом к поиску нового звучания для Брайана Уилсона стал альбом The Beatles « Rubber Soul », вышедший в начале декабря 1965 года в США. «Этот альбом поразил меня, — позже вспоминал Уилсон, — так как он целиком состоял из первоклассного материала… Тут я понял, что музыкальная индустрия становится очень раскованной и изощрённой. Теперь можно было браться за новые вещи — струнные квартеты, цитры и инструменты из других культур. Я тогда же решил: вот, что нужно попробовать, чтобы от всего альбома исходило электричество, — я создам величайший альбом в истории рок-н-ролла!»
Для выполнения своих замыслов Уилсон пригласил британского поэта-песенника Тони Эшера (род. 1938). В течение двух месяцев ими был написан цикл песен к новому альбому. Каждый раз перед тем как приступить к работе над песней, Уилсон и Эшер подолгу обсуждали темы жизни и любви. До того большинство композиций сочинялось Уилсоном в соавторстве с Майком Лавом (однако имя Лава не указывалось на пластинках вплоть до 1990-х гг., когда он отсудил у Уилсона права на авторство значительного количества ранних песен; всё это произошло из-за того, что Мюррей Уилсон — владелец музыкального издательства группы — решил указывать Брайана как единоличного автора песен).
Запись нового альбома, получившего название « Pet Sounds », началась 18 января 1966 года в студии Western Recorders; в это время ансамбль был на гастролях в Японии; вся инструментальная сторона работы выполнялась сессионными музыкантами, которые следовали чётким указаниям Уилсона. Несмотря на то, что песни записывались на многоканальной аппаратуре, Уилсон намеренно решил выпустить альбом в монофоническом звучании (стереоверсия была создана лишь в 1997 году). Приехавших с гастролей The Beach Boys Уилсон не сразу ознакомил с результатами своей деятельности, — лишь 9 февраля члены группы явились в студию на запись вокала для готовых дорожек. Новое звучание, структура и тексты песен привели музыкантов в недоумение . Особенно подозрительно отнёсся к новому материалу Майк Лав, прямо заявивший Уилсону: «Не мудри с нашей формулой». Уилсон в ответ на протесты со стороны группы заметил, что это лишь один альбом, и что можно будет потом записать ещё альбомы в более обычном стиле, но что ему важно доказать миру, что группа способна создавать хорошую музыку . Требования Уилсона к вокальному аспекту новых песен казались членам группы слишком мудрёными. В итоге большинство вокальных партий альбома было исполнено самим Брайаном Уилсоном . Запись альбома была завершена 13 апреля 1966 года. Ранее, 7 марта, вышел первый сингл из альбома — «Caroline No»; он вышел под именем Брайана Уилсона, а не группы, и занял 32-е место к разочарованию лейбла и Уилсона.
« Pet Sounds » вышел 16 мая 1966 года. Для раскрутки альбома Брайан Уилсон пригласил на должность пресс-агента The Beach Boys ливерпульца , до того работавшего с The Beatles . Тейлор провёл широкую кампанию в музыкальных кругах США и Великобритании; именно он первым стал популяризовать эпитет «гений» по отношению к Брайану Уилсону. Американские критики дали высокую оценку «Pet Sounds», однако среди любителей музыки ажиотажа по поводу альбома не наблюдалось: пластинка раскупалась плохо, юные поклонники ожидали обычный рок-н-ролльный альбом, а не богато раскрашенную симфонию о переживаниях взрослого человека. К июлю альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и выше не поднимался, к разочарованию Уилсона, ожидавшего 1-е место. Как замечает биограф Кит Бэдман, у себя на родине The Beach Boys оказались на острие перелома музыкальных вкусов в поп-музыке; прочная прежде популярность группы среди американских подростков пошла к тому времени на убыль, одновременно тон стала задавать новая молодёжь, более продвинутая и модная, для которой The Beach Boys стали казаться чем-то допотопным . 18 июля вышел третий сингл « Wouldn’t It Be Nice » с « God Only Knows » на обратной стороне; он занял 8-е место. Ввиду крайне сдержанного успеха альбома Capitol Records тогда же выпустили сборник The Beach Boys, состоявший из пляжных хитов; он занял 8-е место и намного опередил по продажам «Pet Sounds». Многие видели в этом сборнике саботаж нового творчества группы со стороны Capitol.
Однако в Великобритании, где коллектив становился с каждым годом всё популярнее, пластинку встретили с гораздо большим интересом. Дереком Тейлором и Брюсом Джонстоном было организовано эксклюзивное публичное прослушивание альбома в одной из гостиниц Лондона 17 мая 1966 года; послушать пластинку пришли Джон Леннон и Пол Маккартни . «„Pet Sounds“ вытолкнули меня из моей стихии, — Маккартни сказал позже. — Мне настолько понравился этот альбом. Там была одна вещь, которая меня потрясла — это партии баса. Это, безусловно, совершенно классический альбом.» Под свежим впечатлением от прослушивания Ленноном и Маккартни была сочинена песня « Here, There and Everywhere »; позже концепция альбома оказала влияние на создание « Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band ». В Великобритании «Pet Sounds», вышедший в конце июня, занял 2-е место.
С момента выхода «Pet Sounds» неоднократно возглавлял списки лучших альбомов крупнейших музыкальных журналов (« Роллинг Стоун », « Нью-Мюзикл-Экспресс », « Моджо » и др.); ему периодически посвящаются детальные критические разборы и трибьюты . В 1997 году вышел бокс-сет , состоящий из четырёх дисков, в который вошли две версии альбома (моно и стерео) и различные дубли.
«Good Vibrations» и «Smile» (1966—1967)
17 февраля 1966 года — во время записи альбома « Pet Sounds » — Брайан Уилсон начал работать над новой композицией — « Good Vibrations ». По мере того, как Уилсон открывал новые технологии записи, потенциал песни всё более расширялся, и стало очевидно, что планировать её для «Pet Sounds» было уже поздно. При записи «Good Vibrations» Уилсон привлёк такие нехарактерные для рок-музыки инструменты как виолончель и терменвокс . Композиция представляет собой несколько музыкальных тем, созданных из маленьких разрозненных фрагментов записей, сделанных в четырёх разных студиях. Такой скрупулёзный и новаторский монтаж был беспрецедентным и послужил образцом для работы над песнями следующего альбома группы — « Smile », — который по замыслу Уилсона должен был превзойти «Pet Sounds». Работа над «Good Vibrations» растянулась до сентября 1966 года и в итоге обошлась студии в 50 000 долларов, что в то время было рекордом для записи одной песни . Сингл с песней вышел 10 октября 1966 года и стал третьим хитом группы, занявшем 1-е место в хит-параде США; кроме того, «Good Vibrations» стал первым синглом The Beach Boys, возглавившим хит-парад Великобритании. Эта композиция настроила музыкальную индустрию на появление нового шедевра от Брайана Уилсона, чему способствовал пиар-менеджер Дерек Тейлор, который создавал атмосферу таинственности вокруг фигуры Уилсона и его нового альбома ). В конце 1966 — начале 1967 гг. о The Beach Boys стали писать как о самых главных конкурентах The Beatles; в частности, согласно ежегодному опросу британского журнала « Нью Мюзикл Экспресс », опубликованному 10 декабря 1966 года, The Beach Boys были признаны лучшей «вокальной группой мира» 1966 года, опередив The Beatles. В Америке в январе 1967 года «Good Vibrations» была номинирована на три награды « Грэмми ».
Ключевым моментом к началу работы над альбомом «Smile» послужила встреча Уилсона с поэтом и музыкантом Ван Дайком Парксом, состоявшаяся в конце зимы 1966 года. Сразу после завершения «Pet Sounds» в мае того же года Уилсон пригласил Паркса к участию в создании нового альбома. Записи в студии начались 3 августа 1966 года с песни «Wind Chimes», однако до конца сентября всё внимание Уилсона уделялось «Good Vibrations». Как и в «Pet Sounds», вся инструментальная часть композиций «Smile» выполнялась сессионными музыкантами, следовавшим указаниям Уилсона. Остальные участники The Beach Boys, проводя значительную часть времени на гастролях, приезжали в студию, лишь чтобы записать свои вокальные партии, дублируя более-менее готовые инструментальные дорожки. Майк Лав считал, что слова песен Паркса были слишком абстрактны и не имели никакого смысла . Лишь песня « » вселяла в группу уверенность, обещая стать новой «Good Vibrations», однако Брайан Уилсон, к раздражению коллектива и лейбла, никак не мог прийти к удовлетворительному для него варианту, каждый раз дополняя, убирая и изменяя элементы композиции, ставшей ключевой в программе «Smile». При этом, на процесс работы стало серьёзно отражаться резко увеличившееся употребление Уилсоном марихуаны, гашиша и ЛСД.
28 ноября 1966 года стал по мнению многих в окружении группы чёрным днём для альбома — моментом, когда стали очевидными признаки паранойи Брайана Уилсона, которые теперь тормозили работу над альбомом . В тот день в студии записывалась композиция «Fire» («Mrs O’Leary’s Cow») — один из элементов сюиты о четырёх стихиях; были также сделаны записи огня, а чтобы создать соответствующее настроение при записи Уилсон потребовал от музыкантов играть в пожарных касках. Спустя несколько дней в доме напротив студии случился пожар, здание выгорело дотла. Уилсон же решил, что это его песня каким-то образом повлияла на возникновение пожара, и что в этом инциденте было задействовано колдовство; в пожарной части он сверился со статистикой пожаров и когда увидел, что процент возгораний действительно был необычно высоким в то время, он прекратил всякую работу над этой композицией, веря в её мистическую связь с пожарами. В результате, всё более увеличающаяся творческая непредсказуемость и психическое состояние Уилсона, как и неприятие новой музыки членами группы и лейбла, в том числе, стали приводить к общему расшатыванию проекта. Позже Уилсон в интервью журналу « Роллинг Стоун » обрисовал картину того времени: «Я слишком увлекался наркотиками и стал создавать совершенно бредовые вещи. Слишком заумные для слушателей. Я стал слишком заумным, слишком претензиозным и стал делать вещи, которые в общем были далеки от духа The Beach Boys — это были вещи сугубо мои» .
Из-за давления лейбла, требовавшего новый сингл от группы, Уилсон в конце декабря 1966 года прервал общую работу над альбомом и сосредоточился на песне « », задействовав такой же скрупулёзный метод монтажа как и в «Good Vibrations». «Heroes and Villains» была, наконец, закончена 2 марта 1967 года, после чего Уилсон обратился к более развёрнутой работе над песней «Vega-Tables». К этому времени стали разрастаться разногласия между Уилсоном и Ван Дайком Парксом по поводу текстов песен; кроме того, Паркса не удовлетворяло отсутствие прогресса в работе. В итоге 14 апреля он порвал отношения с Уилсоном и всем проектом «Smile».
При постоянном давлении Capitol Records (на которых 28 февраля The Beach Boys подали в суд за недоплату гонораров), раздражении остальных участников группы и уходе Паркса, Брайан Уилсон стал терять уверенность в альбоме. К тому времени, стало очевидно, что Уилсон не в состоянии закончить работу. В итоге 6 мая 1967 года Дерек Тейлор сделал заявление в британской прессе, что материал со «Smile» запечатан, и что альбома не будет, несмотря на то, что Брайан Уилсон продолжал работать в студии вплоть до 18 мая. Лидер The Beach Boys погрузился в глубокую депрессию и отчуждённость, отдавая себе отчёт, что самый золотой момент группы, особенно на фоне выхода « Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band » The Beatles, им был упущен .
Падение популярности и новые поиски (1967—1970)
В это время у группы начались проблемы одна за другой. 26 апреля 1967 года перед самым концертом в Коммаке, шт. Нью-Йорк, Карл Уилсон был арестован за уклонение от призыва в армию. 1 мая он был освобождён под залог в 40 000 долларов; в это время группа уже гастролировала в Европе, и он был вынужден присоединиться к ансамблю позже; однако постоянные вопросы об армии на пресс-конференциях не способствовали снижению стресса. По приезде в Ирландию, музыканты обнаружили, что из-за отсутствия рабочих виз им нельзя будет выступать во Франции и Нидерландах. Гастроли по Ирландии и Великобритании сопровождались уничтожающими отзывами в музыкальной прессе. Репортёрам впервые бросился резкий контраст между совершенством аранжировок на пластинках группы и, по их мнению, примитивно-любительским исполнением на сцене (при этом британский профсоюз не разрешил использование американского камерного квартета, что ещё более обеднило звучание коллектива). « Мелоди Мейкер » отметил, что «The Beach Boys — это вокальная группа по большому счёту, однако то, как они играют, в конце концов, их погубит… Пришло время посвятить свою жизнь работе в студиях, а не концертным выступлениям» . Приговор « Нью Мюзикл Экспресс » был ещё более бескомпромиссным: «The Beach Boys кончены» . При этом, британских критиков в недоумение привело и то, что новый сингл ансамбля «Then I Kissed Her», вышедший в Великобритании как раз накануне турне, был выпущен ещё в 1965 году. Таким образом, вкупе с объявлением о прекращении работы над «Smile», в музыкальных кругах стало превалировать мнение, что группа выдохлась. И вскоре этому было дано ещё более яркое подтверждение.
На 17 июня 1967 года было запланировано выступление The Beach Boys в рамках первого международного рок-фестиваля в Монтерее, шт. Калифорния. В программе были также заявлены The Who , The Byrds , The Jimi Hendrix Experience , The Grateful Dead и др. Однако группа в последний момент отказалась от участия в фестивале, несмотря на то, что Брайан Уилсон являлся членом оргкомитета этого благотворительного мероприятия. Официальной причиной были названы юридические проблемы с Capitol Records и перестановки в программе фестиваля, однако в музыкальном мире было другое мнение. Джон Филлипс из группы The Mamas & the Papas , принявшей участие в фестивале, в интервью « LA Times » отметил, что «Брайан опасался, что хиппи из Сан-Франциско посчитают The Beach Boys старомодными и освистают группу» . Уилсон сам отдавал отчёт, что The Beach Boys должны показать себя с наиболее прогрессивной стороны, но последний альбом группы вышел более года назад, а разрекламированный новаторский «Smile» был объявлен несуществующим; играть же сёрф-рок на фоне остальных коллективов ему казалось неуместным. Для музыкальных журналистов отсутствие группы в Монтерее стало подтверждением бытовавшего мнения, что The Beach Boys более не модны; пресса отвернулась от коллектива, одновременно началось беспрецедентное падение популярности The Beach Boys в США.
После того, как тема со «Smile» была закрыта, в начале лета 1967 года встал вопрос, что делать дальше, так как контрактные обязательства Capitol Records требовали от группы новый материал. Было решено записать новый альбом, опираясь на песни «Smile». Однако в отличие от предыдущих сессий, было решено не тратить много времени в студии и упростить аранжировки. Записи проходили в доме Брайна Уилсона; для этого там специально была оборудована звукозаписывающая студия. Сам Уилсон хоть и участвовал в записи альбома, но проявлял мало интереса к собственно процессу студийной работы, будучи глубоко подавленным судьбой «Smile». В результате, остальные участники группы стали более активно включаться в тонкости студийной работы. Итогом стал альбом « Smiley Smile », вышедший 18 сентября 1967 года. В него вошли четыре заново записанные песни из проекта «Smile». Из оригинальных записей со «Smile» в альбом вошла лишь « Good Vibrations », несмотря на то, что Брайан Уилсон принципиально не хотел её включать (лейбл же пытался таким образом раскрутить альбом). «Smiley Smile» занял 41-е место и вызвал шок у критиков, ожидавших с нетерпением в своё время «Smile» и ещё год назад провозгласивших Уилсона гением; репутация группы была серьёзно и надолго подорвана. На фоне психоделического рока, последних работ The Beatles, The Who и других, The Beach Boys были вконец списаны музыкальной индустрией как группа вчерашнего дня.
Спустя три месяца вышел новый альбом — « Wild Honey », — в котором Уилсон сместил акцент звучания в сторону нехарактерного для группы ритм-н-блюза (неслучайно поэтому в пластинку включена кавер-версия последнего в то время хита Стиви Уандера «I Was Made to Love Her»). Пластинка заняла 24-е место, а второй альбомный сингл «Darlin’» — 19-е место. В целом, «примитивный» стиль, взятый на вооружение группой, шёл вразрез с новыми веяниями в рок-музыке, и критики прохладно встретили альбом. «Wild Honey» стал первым альбомом The Beach Boys, на котором в качестве продюсера была указана вся группа, а не Брайан Уилсон.
Эстетику «Wild Honey» продолжил следующий альбом — « Friends », вышедший 24 июня 1968 года и ставший самой провальной пластинкой группы к тому времени — альбом занял 126-е место в США. В Великобритании же, где The Beach Boys продолжали пользоваться спросом, «Friends» достиг 13-го места. В создание материала каждый из членов группы внёс свой вклад: помимо песен Брайана Уилсона и Майка Лава, теперь появились композиции, написанные Деннисом Уилсоном и Аланом Джардином. Первая половина сессий «Friends» — в марте 1968 — проходила без Лава, который в это время жил в Индии в центре трансцендентной медитации Махариши Махеш Йоги . Учение Махариши оказало настолько глубокое воздействие на Лава, что по возвращении он предложил The Beach Boys пригласить индийского гуру на гастроли вместе с группой. Однако турне с Махариши, организованное после записи альбома, оказалось провальным: The Beach Boys зачастую собирали лишь четверть аудиторий; лекции Махариши, предварявшие выход музыкантов на сцену, были встречены негативно; в прессе продолжали публиковаться уничтожающие отзывы о группе. В довершение всего, после семи концертов Махариши отказался далее участвовать в турне; в результате, все последующие концерты пришлось отменить. Тем не менее, Майк Лав (как и Алан Джардин) на многие годы остался приверженцем учения Махариши, и пути членов The Beach Boys и индийского гуру не раз будут пересекаться.
В этот период Деннис Уилсон через уличных девушек познакомился с эксцентричным музыкантом Чарльзом Мэнсоном . Спустя некоторое время Мэнсон и его «семья» въехали в особняк Уилсона. Вскоре Мэнсон записал свой альбом в студии Брайана Уилсона, — он надеялся, что Брайан поможет ему со связями в музыкальных кругах. В сотрудничестве с Деннисом была написана песня «Never Learn Not To Love», которая была записана The Beach Boys и включена в следующий альбом « 20/20 ». Однако нередкие угрозы Мэнсона, бесцеремонность его окружения и большие расходы на их содержание вынудили Денниса Уилсона в августе переехать в другой город. Через год Мэнсон был осуждён как организатор массовых убийств в Голливуде .
Всё лето и осень проходили записи альбома « 20/20 » — 20-й долгоиграющей пластинки в дискографии ансамбля. «20/20» вышел 10 февраля 1969 года и занял 68-е место. Из альбомных синглов только «Do It Again» (июль 1968) и «I Can Hear Music» (март 1969) пользовались относительным успехом. После выхода «20/20» The Beach Boys по предложению Джардина перезаписали включённую в альбом кавер-версию Ледбелли « Cotton Fields ». Выйдя в апреле 1970 года на сингле, «Cotton Fields» пользовалась большой популярностью за рубежом (Великобритания, Австралия, Норвегия, Швеция и др.), однако в США сингл даже не попал в « горячую сотню » журнала «Биллборд».
С 30 мая по 30 июня 1969 года прошли гастроли по Европе (Великобритания, Нидерланды, Франция, Венгрия, ФРГ, ЧССР, Финляндия, Бельгия). В Чехословакии, помимо концертов в Праге и Брно, The Beach Boys выступили на Братиславском песенном фестивале, который транслировался через Евровидение . В это время контракт The Beach Boys с Capitol Records подходил к концу. Группа была рада избавится от опеки лейбла, который — по мнению Майка Лава — провалил раскрутку нового имиджа и музыки The Beach Boys после «Pet Sounds»: «В ’68 или ’69, они продолжали рекламировать нас как сёрф-группу номер один. Вот как это соотносилось с эпохой после „Good Vibrations“… Вьетнама и всего прочего?» При постоянных неудачах коллектива лейбл и сам не был заинтересован в продолжении сотрудничества. После выхода «20/20», группа была должна Capitol Records ещё один альбом, однако записи нового альбома было решено передать другой компании звукозаписи, — 18 ноября 1969 года The Beach Boys заключили контракт с Reprise Records (подразделение Warner Bros. Records ) после того, как, к удивлению группы, их отвергли такие компании как CBS , MGM , Polydor и Deutsche Grammophon . По условиям контракта Брайан Уилсон был обязан принимать участие в записях альбомов. Reprise Records было отведено место дистрибьюторов и промоутеров, в то время как права на музыкальный материал отныне принадлежали — лейблу, основанными членами The Beach Boys ещё в 1967 году. Чтобы окончательно выполнить свои контрактные обязательства перед Capitol Records, The Beach Boys согласились на выход концертного альбома « Live in London »; пластинка вышла в мае 1970 года только в Великобритании, так как по мнению лейбла в США у группы шансов на успех больше не было. Первым альбомом для Reprise Records стал « Sunflower », вышедший 31 августа 1970 года и полностью провалившийся (151-е место), несмотря на положительные рецензии в прессе. Из 4 синглов только первый — «Add Some Music to Your Day» (февраль 1970) — попал в хит-парад, дойдя до 64-го места.
Смена имиджа (1970—1973)
Члены группы были в замешательстве относительно провала « Sunflower » и своего дальнейшего пути. Несмотря на позитивный настрой их менеджера Фреда Вейла, «в себя, — по его словам, — The Beach Boys уже не верили» . Именно в этот момент в круге коллектива появился диск-жокей Джек Рили, у которого было чёткое видение нового имиджа группы. Его идеи увлекли группу, и в скором времени Рили стал новым менеджером ансамбля. Рили считал, что наследие подросткового сёрф-рока вкупе со слабыми новыми альбомами портило имидж The Beach Boys в эпоху социальных перемен. Первым делом, он запретил рубашки в полоску и единообразные костюмы, неуместные, по его мнению, в новом десятилетии; затем он объявил, что лидером ансамбля должен стать Карл Уилсон; главным же условием перемен Рили объявил написание социально-ориентированных композиций, вместо обычных любовных поп-песен . Новый менеджер также решил изменить формат концертной деятетельности.
Результатами нового курса Рили стали нехарактерные ранее благотворительные концерты, выступление на первомайской демонстрации в Вашингтоне в 1971 году и семнадцатый альбом « Surf’s Up », вышедший 30 августа 1971 года. Каждый из членов группы принял участие в написании песен альбома. Под давлением Рили Брайан Уилсон согласился доработать песню «Surf’s Up», написанную во время сессий к « Smile » в 1966 году. Сам Рили стал соавтором четырёх песен. Под конец работы над альбомом, в июне 1971 года, Деннис Уилсон случайно разбил себе руку о стекло, в результате чего он не смог играть на барабанах до конца 1974 года. «Surf’s Up» занял 29-е место и был положительно встречен критикой, однако ни один из синглов с него не вошёл в хит-парад.
В феврале 1972 года по предложению Карла Уилсона в состав группы вошли два дополнительных члена: барабанщик Рики Фатаар (род. 1952) и гитарист Блонди Чаплин (род. 1951) — оба из южноафриканской группы The Flame, которая годом ранее играла на разогреве у The Beach Boys. Деннис Уилсон теперь на концертах лишь пел. Через два месяца, 10 апреля The Beach Boys покинул Брюс Джонстон. Следом, 15 мая, вышел альбом « Carl and the Passions — „So Tough“ », вяло встреченный критикой и занявший 50-е место. К тому времени шли приготовления к записи нового альбома, которая должна была состояться в Нидерландах. Ради этого в деревне Баамбрюгге была специально собрана новая студия из присланных из США материалов. Идея записываться в Нидерландах пришла Рили во время гастролей группы в этой стране в марте того же года. Записи проходили с 3 июня по 2 августа. Выпущенный 8 января 1973 года альбом, названный « Holland » был благосклонно встречен критикой и занял 36-е место (20-е место в Великобритании), однако ни одного хита группе он не принёс.
4 июня 1973 года умер отец Уилсонов Мюррей, что сильно подействовало на Брайана Уилсона: он погрузился в глубочайшую депрессию и на протяжении последующих двух с половиной лет почти не выходил из своей спальни. Деннис Уилсон также отдалился от своих коллег, затягиваясь, как и его брат, во всё более большую зависимость от алкоголя и наркотиков. The Beach Boys продолжали активно гастролировать по Америке и за рубежом, но к регулярной работе в студии не возвращались более трёх лет. В виду бесперспективности появления нового материала, был выпущен двойной концертный альбом « The Beach Boys in Concert »; он пользовался успехом в отличие от студийных работ последних шести лет, заняв 25-е место. В октябре 1973 года Джек Рили был уволен группой с должности менеджера: теперь им стал брат Майка Лава Стив. С самого начала между ним и Блонди Чаплином возникли трения, которые достигли своей кульминации на концерте в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке 19 декабря 1973 года. После того, как Стив Лав в результате спора ударил Чаплина, тот навсегда покинул группу.
Возврат к истокам (1974—1983)
24 июня 1974 года Capitol Records выпустили двойной сборник ранних хитов « Endless Summer », который неожиданно занял 1-место и оставался в американском хит-параде в течение 155 недель. Именно эта пластинка вернула внимание широких масс к музыке The Beach Boys. Последовали переиздания старых альбомов и синглов, интервью, выступления на телевидении. В условиях вернувшейся популярности концерты группы теперь стали также пользоваться большим спросом, особенно среди молодой публики. C 9 по 31 июля по Америке прошли гастроли вместе с группой Crosby, Stills, Nash & Young . Через год — с 2 мая по 6 июля 1975 года — The Beach Boys повторили этот опыт — на этот раз с группой Chicago , чей менеджер Джеймс Гершио с начала 1974 годы выполнял обязанности второго менеджера The Beach Boys. В конце 1974 года Рики Фатаар заявил о своём уходе; место за барабанами вновь занял Деннис Уилсон. 23 декабря 1974 года был выпущен рождественский сингл «Child of Winter»; однако из-за позднего выхода — за два дня до праздника, — он прошёл совершенно незамеченным.
В 1975 году The Beach Boys продолжили пожинать плоды популярности. Capitol выпустили ещё один сборник — « Spirit of America », который занял 8-е место. 21 июня 1975 года группа выступила в рамках поп-фестиваля на лондонском стадионе «Уэмбли», хедлайнером которого был Элтон Джон ; выступление вызвало восторженные отзывы в британской прессе. В сентябре 1975 года по предложению своей жены Брайан Уилсон обратился к услугам психотерапевта Юджина Лэнди. Спорные методы Лэнди вывели Уилсона из затворничества, оздоровили его диету и общее психическое состояние. В итоге, Уилсон согласился принять полноценное участие в записи нового альбома The Beach Boys. Неожиданная востребованность среди ностальгически настроенной публики, равно как и истощение видения дальнейшего направления, заставили группу пересмотреть свои музыкальные принципы и вернуться к простому рок-н-ролльному формату. Было решено записать альбом, состоящий наполовину из кавер-версий хитов 50-60-х гг., и наполовину из нового материал. Записи под руководством Брайана Уилсона проходили с 30 января по 15 мая 1976 года. Уилсон настаивал на упрощённых методах работы в студии, предпочитая минимальное количество дублей. Остальные члены группы, не будучи уверенными в полной дееспособности Уилсона, вынуждены были по ночам в студии дописывать вокальный аккомпанемент в отсутствие своего продюсера . Карл и Деннис Уилсоны выступали против идеи выпуска альбома кавер-версий, считая такой шаг регрессом, который нанесёт урон авторитету группы, сформированному в начале 1970-х гг. Альбом « 15 Big Ones » вышел 5 июля 1976 года и занял 8-е место; ему предшествовал хит-сингл « Rock and Roll Music » (5-е место). Выйдя на фоне развернувшейся в музыкальных СМИ кампании под лозунгом «Брайан вернулся», альбом вызвал смешанную реакцию среди критиков и поклонников группы.
Следующий альбом Брайан Уилсон решил записать исключительно из своих песен; кроме того, им самолично были записаны большинство инструментов и вокальных партий , благодаря чему новый альбом, — « The Beach Boys Love You » — вышедший 11 апреля 1977 года, можно отчасти рассматривать как сольную пластинку Брайана Уилсона. Warner Brothers , кому принадлежал Reprise Records , были мало заинтересованы в раскрутке альбома, так как группа уже вела переговоры с другим лейблом; к тому же участившиеся трения в группе способствовали утверждению в компании мнения, что альбом станет последней работой в карьере The Beach Boys. В результате альбом достиг лишь 53-го места, а единственный альбомный сингл — «Honkin' Down the Highway» — вообще не вошёл в хит-парад.
Схожие условия обставляли создание « M.I.U. Album », записанного в Международном университете Махариши в городе Ферфилд, шт. Айова, с осени 1977 по весну 1978 года. К тому времени психическое состояние Брайана Уилсона ухудшилось, и продюсерами альбома выступили гитарист группы Алан Джардин и композитор Рон Альтбах. Критики холодно встретили альбом, считая музыку и тематику песен вымученной. Том Карсон писал в журнале « Роллинг Стоун »: «На протяжении всего альбома вялая игра и пение обладают оттенком некой меланхолии, словно The Beach Boys и сами понимают, что они выросли из такого рода подростковой фантазии, но не знают, куда им ещё идти» . Альбом также ожидал провал с коммерческой точки зрения, дойдя лишь до 151-го места в хит-параде (единственный сингл — « Peggy Sue » — занял 59-е место). Этим альбомом The Beach Boys выполнили свои контрактные обязательства перед Warner Brothers; новым лейблом-дистрибьютором группы стал Caribou Records (филиал CBS Records ).
Брайан Уилсон был не в состоянии участвовать в новых записях, поэтому в июле 1978 года — перед началом работы над следующим альбомом — в группу был обратно приглашён Брюс Джонстон , ушедший в 1972 году. Записанный под его руководством « L.A. (Light Album) » не улучшил общую ситуацию: выйдя 19 марта 1979 года пластинка заняла 100-е место, несмотря на то, что интерес к выходу альбома был подогрет информацией о том, что на нём будет первый ремикс The Beach Boys в стиле диско — «Here Comes the Night» (в оригинале песня вышла в 1967 году в альбоме « Wild Honey »; новая версия вышла на сингле 19 февраля 1979 года и заняла 40-е место). Холодно отзывались об альбоме и критики, считавшие, что художественный рост группы закончился на альбоме « Holland » (1973) . Дейв Марш в своей рецензии писал в журнале « Роллинг Стоун », что «пластинка не просто ужасна, она — неуместна» . Сингл «Lady Lynda», написанный Аланом Джардином по мотивам хорала Иоганна Себастьяна Баха, стал хитом в Великобритании (6-е место), однако в США он прошёл абсолютно незамеченным. В августе 1979 года группа отправилась на гастроли по Японии.
Джонстон также продюсировал следующий, двадцать четвёртый студийный альбом « Keepin’ the Summer Alive » (вышел 24 марта 1980 года). Несмотря на то, что он оказался немного более успешным, нежели « L.A. (Light Album) » (75-е место), восприятие критики не изменилось. Уильям Рульманн в обзоре альбома на AllMusic.com называет его «недостойным моментом» в творчестве коллектива, отметив, что Джонстон создал «альбом, имитирующий стиль The Beach Boys при участии самой же группы и ещё 22 сессионных музыкантов» .
« Keepin’ the Summer Alive » стал последним «регулярным» студийным альбомом The Beach Boys: с этого момента группа записывает и выпускает новый материал лишь эпизодически. К тому времени в группе накопилось множество проблем личного и профессионального характера. Через год после выхода альбома Карл Уилсон вышел из состава The Beach Boys, считая, что превращение The Beach Boys в ностальгическую концертную машину вкупе с неубедительным новым стилем остановило дальнейшее творческое развитие; им были выпущены два сольных альбома, после чего в мае 1982 года он вернулся в состав коллектива. Майк Лав также выпустил сольные работы, одновременно гастролируя со своей собственной группой. Деннис Уилсон также теперь редко участвовал в работе The Beach Boys. В конце 1981 года прошли гастроли по ЮАР .
На 4 июля 1983 года было запланировано выступление на концерте, организованному по случаю Дня независимости на Национальной аллее в Вашингтоне (с 1980 года группа ежегодно принимала в нём участие), однако из-за распоряжения министра внутренних дел Джеймса Уотта, The Beach Boys было отказано в участии. Это вызвало общественный скандал; в итоге, вице-президент Джордж Буш позже пригласил группу в Белый Дом . 28 декабря 1983 года во время ныряния в бухте Марина-дель-Рей в нетрезвом виде Деннис Уилсон утонул. Тело музыканта, по особому разрешению, было похоронено в море.
Годы 1984—1998
Несмотря на отсутствие регулярного студийного материала и новых хитов, The Beach Boys продолжали активную гастрольную деятельность. 10 июня 1985 года — спустя пять лет после последней новой долгоиграющей пластинки — вышел альбом « The Beach Boys », в записи которого участвовали Бой Джордж , Стиви Уандер , Ринго Старр и Гэри Мур . Альбом записывался с июня 1984 по март 1985 года в студиях Лондона и Лос-Анджелеса под руководством Стива Левина — британского продюсера, работавшего в то время с Culture Club . Записи впервые для группы велись на цифровом оборудовании с привлечением секвенсеров и драм-машин . Альбом занял 52-е место. Относительным успехом пользовался предваривший его сингл «Getcha Back» (26-е место). В сентябре 1986 года вышел сингл « California Dreamin’ » — кавер-версия песни The Mamas & the Papas , в её записи принимал участие из The Byrds .
В июле 1987 года The Beach Boys выпустили сингл «Wipe Out», интерес к которому был вызван фактом участия негритянской рэп-группы Fat Boys. В итоге, песня заняла 12-е место. Но ещё больший, неожиданный успех к The Beach Boys пришёл через год, когда их новая песня «Kokomo» из фильма « Коктейль » возглавила американский хит-парад. До того последней песней, занявшей 1-е место, была « Good Vibrations » (1966). В том же 1988 году The Beach Boys были приняты в Зал славы рок-н-ролла . Успех «Wipe Out» и «Kokomo» послужил толчком к выпуску альбома « Still Cruisin’ », состоящему из новых и старых записей, которых объединяло то, что все они были использованы в качестве саундтреков к фильмам второй половины 1980-х гг. « Still Cruisin’ » вышел 28 августа 1989 года и занял 46-е место. В 1990 году Capitol Records осуществили программу переиздания альбомов группы на компакт-дисках : были выпущены расширенные версии всех альбомов 1962—1970 гг. (по два альбома на диск).
Следующей работой стал альбом « Summer in Paradise » (вып. 3 августа 1992), ставший попыткой The Beach Boys записать альбом в своём раннем стиле сёрф-рока . Это единственный альбом The Beach Boys, к созданию и записи которого Брайан Уилсон совершенно был непричастен ; кроме того, это также единственный студийный альбом группы, не попавший в американский хит-парад . 29 июня 1993 года в формате бокс-сета из четырёх дисков вышла антология группы «Good Vibrations: Thirty Years of The Beach Boys», включавшая множество редких и ранее неизданных записей; несмотря на то, что она не попала в хит-парад, несколько месяцев спустя она была сертифицирована « ».
19 августа 1996 года вышел « Stars and Stripes Volume 1 », который лишь условно можно было назвать альбомом The Beach Boys: члены группы, включая Брайана Уилсона, выступили в качестве вокальных аккомпаниаторов других исполнителей ( Вилли Нельсон , ), перепевших старые хиты The Beach Boys в стиле кантри . Эта пластинка стала последней работой Карла Уилсона: в начале 1997 года у него был обнаружен рак мозга и лёгких. Лечение не помогло, и 2 февраля 1998 года Карл Уилсон скончался. В то же время группу покинул Алан Джардин, выступавший теперь со своей группой Endless Summer Band; таким образом, в составе The Beach Boys остались лишь Майк Лав и Брюс Джонстон.
2000-е годы
В 2000 году Capitol Records заново отремастировали альбомы группы 1962—1985 гг. и выпустили их в парах на компакт-дисках . Кроме того, в 2000-е гг. Capitol стали выпускать сборники хитов, отличительной особенностью которых стало наличие заново сведённых миксов известных песен. Самым успешным из них является «Sounds of Summer» (2003), который занял 13-е место и приобрёл дважды платиновый статус. В 2001 году The Beach Boys получили награду « Грэмми » в категории «Lifetime Achievement». 1 ноября 2011 года были впервые официально изданы записи с сессий альбома « Smile » под названием «The Smile Sessions», до того циркулировавшие исключительно на бутлегах. К тому времени « Stars and Stripes Volume 1 » давно считался концом творчества The Beach Boys, однако тогда же, в конце 2011 года, было объявлено о записи нового альбома с участием всех участников группы, включая Брайана Уилсона и Дэвида Маркса, который не записывался с группой с 1963 года. 29-й студийный альбом The Beach Boys, названный « That’s Why God Made the Radio », вышел 5 июня 2012 года на фоне празднования пятидесятилетия группы, в рамках которого с мая по август 2012 года также прошло мировое турне . Пластинка заняла 3-е место; выше него студийный альбом The Beach Boys поднимался в последний раз лишь в 1965 году (« Summer Days (And Summer Nights!!) »).
Участники группы
- Также в английском разделе см. про .
Текущий состав
|
Бывшие участники
|
Временная шкала
Дискография
У The Beach Boys вышло более семидесяти синглов (последний новый сингл вышел в 2012 году), из них четыре занимали 1-е место в американском хит-параде: «I Get Around» (1964), «Help Me, Rhonda» (1965), « Good Vibrations » (1966), «Kokomo» (1988); 30 студийных альбомов (последний вышел в 2012 году); 4 концертных альбома и несколько десятков сборников, включая четыре бокс-сета . Два альбома — « Beach Boys Concert » (1964) и « Endless Summer » (1974) — заняли 1-е места.
Примечания
- «Бич Бойз» / 7300 // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия , 1991. — ISBN 5-85270-160-2 .
- . Megabook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия . М. : Компания «Кирилл и Мефодий» . Дата обращения: 10 декабря 2018. 23 октября 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 26 апреля 2012. 30 апреля 2010 года.
- Badman, p. 10.
- ↑ Badman, p. 15.
- ↑ Badman, p. 16.
- ↑ Badman, p. 17.
- Badman, p. 25.
- Bacon, Tony, ed. Classic Tracks: Back to Back Singles. San Diego, CA: Thunder Bay Press, 2008. P. 62. — ISBN 978-1-59223-872-9
- Badman, p. 52.
- Badman, p. 54.
- Badman, p. 71.
- Badman, p. 89.
- Badman, p. 98.
- ↑ Badman, p. 104.
- ↑ Badman, p. 114.
- Badman, p. 115.
- Badman, p. 134.
- Badman, p. 135.
- . Дата обращения: 18 декабря 2009. 23 января 2011 года.
- Badman, p. 142.
- Badman, p. 149.
- ↑ Badman, p. 163.
- Badman, p. 188.
- Badman, p. 185.
- Badman, p. 187.
- Badman, p. 189.
- Tobler, p. 50.
- Badman, p. 275.
- Badman, p. 277.
- Badman, p. 358
- Badman, p. 368.
- Badman, p. 369.
- Дата обращения: 29 сентября 2017. 5 января 2018 года.
- Badman, p. 372.
- ↑ Дата обращения: 29 сентября 2017. 4 января 2018 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 5 января 2018 года.
- . Дата обращения: 11 августа 2012. 2 декабря 2020 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 августа 2012. 10 января 2015 года.
- ↑ Badman, p. 375.
- . Дата обращения: 17 декабря 2011. 8 января 2012 года.
Литература
- Beach Boys // Американа : Англо-русский лингвострановедческий словарь (Americana : English-Russian encyclopedic dictionary) / под ред. и общ. рук. Г. В. Чернова . — Смоленск : Полиграмма, 1996. — С. 80. — ISBN 5-87264-040-4 .
- Badman, Keith. The Beach Boys. The Definitive Diary of America’s Greatest Band: On Stage and in the Studio. San Francisco, California: Backbeat Books, 2004. — ISBN 0-87930-818-4 .
- Tobler, John. The Beach Boys. London: Phoebus, 1978. — ISBN 0-89009-174-9 .
Ссылки
- — официальный сайт The Beach Boys
- 2021-02-26
- 1