Interested Article - Диско

Внешние видеофайлы
Примеры диско
Зеркальный шар , украшающий потолки многих дискотек и ставший символом диско. ( 2015 в городе Фрайбург-им-Брайсгау
Светящийся танцпол, подобный показанному в фильме Лихорадка субботнего вечера

Ди́ско ( англ. disco , букв. « дискотека ») — один из основных жанров танцевальной музыки XX века, возникший в начале 1970-x годов.

Возникновение и развитие

Иногда диско считают танцевальной разновидностью фанка и соул , в которой ритм построен на одинаковом и частом такте ударных с доминирующей ролью клавишных и вокала . По мнению же С. Короткова , одним из прообразов диско стала сальса . Для музыки «диско» характерны яркие мелодии с подчеркнуто танцевальными ритмическими оборотами, непритязательные тексты, музыкальный размер 4/4 с акцентом на каждую из долей и темп около 120 ударов в минуту. Музыканты, исполняющие диско, обычно выступали в броских и ярких костюмах, а сами выступления сопровождались красочными световыми эффектами .

Название жанра произошло от слова « диск » либо как сокращение от французского слова discotheque ( дискотека ), которое изначально обозначало «хранилище дисков», а затем — заведения, где воспроизводилась музыка с грампластинок, в отличие от традиционных клубов, где исполнители играли вживую .

К раннему диско относят записи соул-исполнителей Айзека Хейза и Барри Уайта . В качестве претендента называться первым диско-треком разные источники [ какие? ] называют «Soul Makossa» Ману Дибанго (1972) ., «One Night Affair» Джерри Батлера (1972), «Rock The Boat» (1973), «Rock Your Baby» Джорджа Маккрея (1974) и «Kung Fu Fighting» (1974) от . Первая статья о диско в прессе появилась в сентябре 1973 в журнале Rolling Stone , а в 1974 запущено первое радиошоу, посвящённое этой музыке .

Пик популярности диско-музыки пришёлся на 1976—1981 годы. В 1976—1979 годах композиции в стиле «диско» составляли более 70 % музыкальных изданий и эфирного времени на радио . В этот период диско-музыка стала разнородной по своей структуре, появились такие поджанры, как «диско-фьюжн», «филадельфийский соул», «мюнхенское звучание», « итало-диско » и др. В дальнейшем, благодаря распространению электронных музыкальных инструментов , выделились такие подстили, как « евродиско » и « спейс-диско » [ источник не указан 2176 дней ] .

Колоссальную роль в популяризации «диско-культуры» сыграл голливудский фильм « Лихорадка субботнего вечера », вышедший в 1977 году , где заключительный танец Траволты из этого фильма стал символом стиля диско .

Диско почти одновременно развивалось в США и Европе . Для американского диско характерно звучание, близкое к фанку и соулу , в то время как европейское диско тесно переплеталось с традиционной эстрадой и общими тенденциями поп-музыки . В большинстве песен диско струнно-смычковые , духовые инструменты, электрическое пианино и электрические гитары создают сочное и отполированное звучание. Оркестровые инструменты, такие как флейта , часто используются в качестве солирующих инструментов, в отличие от электрогитары, солирующей в рок-музыке. С развитием технологий многие исполнители стали включать в аранжировку электронные инструменты, например, синтезаторы . [ источник не указан 2176 дней ]

Диско как музыкальное явление связывают с деятельностью ряда артистов, ансамблей и продюсеров, в числе которых - Глория Гейнор , Донна Саммер , Village People , Джорджо Мородер , Жан Моралли, Нил Богарт, , . Донна Саммер — первая певица, синглы которой в течение одного года четыре раза поднимались на вершину хит-парада « Billboard Hot 100 », пятикратная обладательница премии « Грэмми » - по праву носила титул «королевы диско» .

Продюсеры , работающие за кулисами, играли в развитии стиля диско равную с исполнителями, если даже не большую, роль в создании диско-музыки, так как они сочиняли песни и создавали инновационные методы производства, которые были частью звука диско [ источник не указан 2176 дней ] .

Из композиторов, сочинявших в жанре диско, можно отметить Джорджо Мородера , Дидье Маруани , Бебу Сильветти , .

По словам музыкального критика Пьеро Скаруффи , феномен диско-движения распространился необычайно быстро, потому что «коллективный экстаз» диско был освободительным и регенеративным , и привел к свободе слова и самовыражения. Многие исполнители других жанров записывали танцевальные диско-композиции в разгар популярности стиля.

Однако уже в начале 1980-х годов, в связи с развитием техники звукозаписи и звуковоспроизведения [ прояснить ] и снижением продаж грампластинок , диско стало терять популярность . На данный момент диско является последним массовым движением поп-музыки [ источник не указан 2173 дня ] .

Евродиско

Во второй половине 70-х годов в Европе под влиянием диско и поп-музыки возникает стиль евродиско . Согласно А. Шоу, истоки евродиско частично американские: в 1975 году гости на вечеринке у , владельца фирмы Casablanca Records , несколько раз просили повторить четырёхминутную запись имитации оргазма под музыку, сделанную в Мюнхене неизвестным тогда итальянским композитором Д. Мородером в сотрудничестве с негритянкой из Бостона Д. Саммер . Впечатлённый реакцией своих гостей, Богарт немедленно заказал более длинный вариант оргазма, и вскоре 17-минутная композиция англ. Love to Love You, Baby известила мир о появлении евродиско (и запустила карьеры Саммер и Мородера) .

Основным отличием новой музыки стала её примитивность, позволившая людям, не обладающим хорошими танцевальными навыками легко следовать ритму:

Главная проблема с американским ритм-н-блюзом до появления диско состояла в том, что необходимо было быть хорошим танцором, чтобы танцевать под эту музыку. Для большинства белых это было слишком сложно. И мы её упростили. Первым делом я спрямил басовую линию и сделал на ней максимальное ударение. Я думаю, что «Love to Love You, Baby» была первой песней, где большой барабан и бас на всем протяжении отбивали каждую долю : раз-два-три-четыре — и только.
Д. Мородер

Евродиско быстро стало доминировать как на европейском, так и на североамериканском рынках, уже к 1977 году диско в Америке стало напоминать европейское, а очевидная до того связь с ритм-н-блюзом исчезла . Проникли в Америку и другие отличия евродиско: фокус на продюсере при анонимности музыкантов , концентрация на внешности исполнителя, которая стала столь же важной, как и музыка, если не более . Примером может служить популярная группа Boney M. : продюсер сначала создал популярную песню, ещё не имея группы, и только потом начал подбирать «лица» к уже готовой музыке .

Представителями стиля являются Silver Convention , Boney M. , , и некоторые американские исполнители, как Донна Саммер . Одними из влиятельнейших продюсеров того времени признаны Джорджо Мородер , Фрэнк Фариан и , также отмечено влияние немецкой группы Kraftwerk . [ источник не указан 2176 дней ]

В Великобритании одним из первых диско-хитов стала композиция Карла Дугласа «Kung-Fu Fighting» (1974), за нею последовали «I’m On Fire» (1975) группы «5000 Volts» и «You Set My Heart On Fire» (1975) певицы Тины Чарльз. В Германии в стиле диско экспериментировала певица Gilla, выпустившая в 1975 году танцевальные композиции «Lieben Und Frei Sein» и «Tu' Es!» Однако, только благодаря германской группе Silver Convention стиль диско начал своё победоносное шествие по европейским танцполам; первой композицией Silver Convention была «Save Me» (1974), а композиция «Fly, Robin, Fly» (1975) стала № 1 в США.

Во Франции одним из первых диско-хитов стала песня « J’attendrai » (1975) в исполнении Далиды . В итоге во Франции была создана своя школа диско: в 1976 году появились группы Belle Epoque и Rockets, а в 1977 году — (наиболее известные композиции этой группы — «From East To West» (1977) и «Souvenirs» (1978)). Ещё одна французская группа «Chocolat’s» к 1977 году перешла в стиль латино-диско. Также во Франции записывалась звезда шведского диско Madleen Kane. В 1976 году в жанре диско начал писать французский композитор египетского происхождения . Костандинос написал ряд песен и делал аранжировку для первого музыкального альбома группы Cerrone «Love in C Minor», однако спустя год их пути разошлись. В 1977 году Костандинос создал свою диско-группу Love & Kisses . В Италии яркими представителями раннего диско 70-х были певица Amanda Lear и группы D.D.Sound и La Bionda, которые, впрочем, записывались в Германии.

В странах Восточной Европы в жанре диско отметились немногие, но довольно яркие коллективы и певцы. В Венгрии песни диско исполняли Юдит Сюч , Кати Ковач , группи Neoton Família и Kati és a kerek perec ; в Чехословакии Михал Давид , группы Kroky, Talisman, Elan; в Польше — трио Dwa Plus Jeden ; в СССР Алла Пугачёва , а также ВИА « Здравствуй, песня », « Красные маки », « Верасы » и другие.

Итало-диско

Этот жанр возник в Италии в начале 1980-х годов.

Спейс-диско

Ещё один поджанр, возникший под влиянием диско на спейс-рок второй половины 1970-х во Франции и Германии [ источник не указан 1348 дней ] . Выражается танцевальной интонацией евродиско (от 100 до 120 ударов в минуту), чаще синтезированной драмбоксом 808, на который накладывается тяжёлая Moog синтезация с периодическим участием пианино, саксофона или электрической гитары. Вокалы редки и большую часть времени передаются через вокодер (характеристика, позднее присущая итало-диско и нью-вейв движению). Больше всего представлен группами Space и Zodiac. [ источник не указан 1348 дней ] Признан наиболее известным поджанром диско в СССР и ОВД [ источник не указан 1348 дней ] .

В культуре

Литература

на русском языке :

  • Шестаков Г. Ю. . — М. : Музыка, 1986. — С. 42−57. — 126 с. — 5000 экз.
  • Синеокий, О. В. Феномен диско-коммуникации: социально-экономическая природа, психологический механизм, политико-географическая структура, информационно-правовые тренды. // Теоретическая и прикладная экономика. — 2012. — № 1 . — С. 154—293 . — doi : .
  • Синеокий, О. В. Дуализм диско в культурно-коммуникативной ретроспективе. // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 4 . — С. 336—341 .
  • Царева, А. Ю. Стилевое направление диско в популярной музыке 1970—1980-х гг. // Национальная культура глазами молодых. — 2016. — С. 1294−12981 .
  • Билл Брюстер, Фрэнк Броутон. = Last Night A DJ Saved My Life. — Москва: Белое Яблоко, 2020. — С. 640. — ISBN 978-5-6043701-0-0 .
  • Тим Лоуренс . = Love Saves the Day: A History of American Dance Music Culture, 1970-79. — Москва: Белое Яблоко, 2023. — 432 с. — ISBN 978-5-6048272-4-6 .

на английском языке :

  • (англ.) . (англ.) // (англ.) : magazine. — (англ.) : ABC Leisure Magazines, Inc., 1979. — August ( vol. 29 , no. 8 ). — P. 105 . — ISSN . 18 мая 2023 года.
  • Wright II, Jeffrey Marsh. (англ.) . — Diss. — The University of North Carolina at Chapel Hill, 2007.

Ссылки

  • Билл Брюстер. // Mixmag. — 2017. — 8 августа. — Дата обращения: 03.03.2018.

Примечания

  1. Бондаренко, В. В. Энциклопедия популярной музыки / В. В. Бондаренко, Ю. В. Дроздов. — Минск: Экономпресс, 2002. — С. 16. — 416 с.
  2. С. Коротков. История Современной Музыки. — К. : Продюсерский Центр «LAV-Studio», 1996. — С. 292. — 300 экз.
  3. , с. 1295.
  4. .
  5. Краснощёков В. А. // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 4. С. 431—437. DOI:10.25281/2072-3156-2017-14-4-431-437 / от 18 ноября 2021 на Wayback Machine
  6. // The New York Times. — December 10, 2002. 6 ноября 2015 года.
  7. , с. 338.
  8. , с. 42.
  9. Германов В. Г. . — М. : АСТА, 2009. — С. 156. — 440 с. — ISBN 5990159110 .
  10. Козлов, Алексей. . — М. : Синкопа, 2000. — 192 с. 6 мая 2015 года.
  11. , с. 55.
  12. , с. 7.
  13. , с. 6.
  14. , с. 7—8.
Источник —

Same as Диско