Interested Article - Содружество актёров Таганки

«Содру́жество актёров Тага́нки» московский театр драмы и комедии , существовавший с 1993 по 2021 год. Основан 22 апреля 1993 года решением Московского городского Совета народных депутатов . В труппу театра вошли 36 актёров во главе с Николаем Губенко и часть сотрудников (11 чел.) Театра на Таганке Юрия Любимова .

История

Раскол Театра на Таганке

Театр на Таганке и театр «Содружество актёров Таганки», 2011 год

В 1984 году режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов после конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры уехал из страны и был лишён гражданства . Главным режиссёром назначили Анатолия Эфроса . Уже тогда в труппе театра наметился раскол. Несмотря на сильные постановки, труппа отказывалась сотрудничать с режиссёром, и последние спектакли были осуществлены через сопротивление актёров. В театре нарастал глубокий социально-нравственный конфликт « шестидесятников »: нарушался их главный принцип — единение, так как новый режиссёр не был близок по духу и настроению актёров . После смерти Эфроса в 1987 году художественным руководителем избрали Николая Губенко . Николай Губенко два года работал над возвращением Юрия Любимова в СССР и добился этого — режиссёр стал первым известным эмигрантом, которому позволили вернуться в страну и восстановить гражданство. Юрий Любимов снова возглавил театр и пообещал постоянно в нём работать, но основную часть времени по-прежнему проводил за границей и театром практически не занимался, так как должен был совмещать работу по ранее заключённым зарубежным контрактам. Между Любимовым и частью группы возник серьёзный конфликт. По мнению Николая Губенко, режиссёр сильно изменился во время эмиграции: если раньше Юрию Любимову было важно только творчество, то после возвращения в страну не требовалось ничего, «кроме тщеславия, долларов и скандальной славы» .

Театр на Таганке ждал возвращения вынужденно блудного отца, а увидел возвращение кризисного менеджера, как ни в чём не бывало приступившего к работе над возобновлением запрещённых спектаклей, как будто и не было пяти лет разлуки. Социолог и культуролог Алек Эпштейн

В декабре 1992 года Юрий Любимов решил приватизировать здание и существенно обновить труппу театра: перевести актёров на контрактную основу и уволить лишних. Испуганные перспективой остаться без работы, актёры создали группу оппозиции и попросили бывшего министра культуры СССР Николая Губенко её возглавить. Против Юрия Любимова почти в полном составе выступили участники премьерного состава спектакля Театра на Таганке « Добрый человек из Сезуана ». И без того не сложившиеся отношения Юрия Любимова и Николая Губенко постепенно обострялись . За полгода конфликт перерос в откровенную неприязнь, когда Юрий Любимов запретил Николаю Губенко участвовать в спектакле и приказал не пускать его в здание театра .

Конфликт Губенко и Любимова был не социальный, а личный: Любимов не пустил его на спектакль, это серьёзное оскорбление. И одновременно за спиной актёров начал решать, с кем он заключает контракт, а с кем нет. Вот тогда люди стали примыкать к Губенко, ставить на него: «Коля, спасай!» Он почувствовал свою ответственность и пошёл до конца. Мне показалось, что в этой ситуации надо быть с ним, невзирая на то, что в глазах большинства мы оказались врагами мэтра и чуть ли не предателями. История рассудила так, что победа осталась за Любимовым. Но я бы сегодня поступил так же. Даже несмотря на мой уход от Эфроса и последующее возвращение «под Любимова». Актёр и телеведущий Леонид Филатов

Конфликт привёл к расколу: группа актёров решила создать новый театр и обратилась за содействием к президенту России Борису Ельцину . В резолюции от 23 сентября 1992 года президент ответил, что согласится с разделением, если решение о разделении будет принято на общем собрании театра тайным голосованием. Голосование проходило с 27 по 30 октября 1992 года — в последний день в 17 часов счётная комиссия вскрыла урну и сообщила результаты: «…выдано 185 бюллетеней, обнаружено — 182, недействительных — нет. За разделение театра проголосовало 146, против — 27 и воздержалось — 9» . 22 февраля 1993 года на заседании Моссовета обсуждался вопрос об учредителях театра «Содружество актёров Таганки» . Решением Моссовета театр был создан в апреле 1993-го. Основой труппы стали 36 актёров и несколько сотрудников Театра на Таганке . Художественным руководителем нового театра по просьбе коллектива назначили Николая Губенко . Общественность во время скандала поддержала Юрия Любимова , а Николая Губенко обвинила в предательстве, одновременно высказывая недовольство его работой в должности министра культуры . Создание «Содружества актёров Таганки» сопровождалось десятками судебных процессов о разделе сценических площадок, из которых два процесса прошли в Высшем арбитражном суде России . В итоге «Содружество актёров Таганки» получило новое театральное здание, а Театр на Таганке остался в старом, построенном в 1911 году. Сцену нового театра отделили от старой стеной с закрытыми переходными дверями .

«Содружество актёров Таганки» в 1993—2020 годы

Народный артист РСФСР Николай Губенко в спектакле театра «Содружество актёров Таганки» «Четыре тоста за Победу»

В 1994 году премьерным спектаклем нового театра стала « Чайка » Антона Чехова в постановке Сергея Соловьёва . Как вспоминал Николай Губенко: «Первый спектакль театра „ Чайка “ репетировался при свечах, потому что электричество вырубали „доброжелатели“. Друзья театра приносили свои личные деньги для постановок. Актёрам нечего было есть. Но никто не уходил» . Позднее в репертуаре театра появилось около десяти спектаклей. В 1998 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о перестройке Театра на Таганке в Международный экспериментальный театральный комплекс. Разработку проекта заказало Управление бюджетного планирования городского заказа правительства Москвы. Комплекс зданий Театра на Таганке и «Содружества актёров Таганки» должны были быть переделаны в одном архитектурном контексте .

В дальнейшем негативный взгляд на театр со стороны театральной критики сохранялся, а постановки оценивались в основном негативно. Также новый театр обвиняли в том, что он сдавался под прокат антрепризам и другим коллективам . По мнению журналиста и театрального критика Григория Заславского , к 2003 году «Содружество актёров Таганки» «давно уже стало пристанищем для самых непритязательных московских антреприз» . Причиной этому являлось то, что Николай Губенко не мог уделять театру необходимое количество времени из-за основной работы — он два созыва проработал депутатом в Госдуме и ещё три депутатом в Мосгордуме .

Николай Губенко в своих заявлениях и интервью отвергал все обвинения как в свой адрес, так и в адрес возглавляемого им театра, подчёркивая, что постановки востребованы зрителями. Так, в 2008 году в своём обращении к зрителям: «театр не просто назывался, но и был, и остаётся до сих пор — Содружеством. Наверное, именно поэтому в репертуаре так много музыкально-поэтических спектаклей, которые продолжают лучшие традиции старой Таганки. Потому что когда люди, друзья, единомышленники собираются вместе и когда между ними есть и тепло, и взаимопонимание — они часто поют под гитару. О том, о чём болит сердце. „Афган“, „ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)“, „Четыре тоста за Победу“ и сегодня играются, как в день премьеры. Потому что по-другому не споёшь о тех, кто по-другому не умел жить. А если нужно обратиться к зрительскому сердцу в прозе, то русский театр никогда не знал ничего лучше классики, и „Содружество актёров Таганки“ не исключение: в репертуаре спектакли по произведениям Антона Чехова , Михаила Салтыков-Щедрина , Николая Некрасова , Александра Островского . В творческой биографии театра есть и классическая зарубежная драматургия и современная, потому что, если театр живой, он дышит одним воздухом со своим зрителем» .

Осенью 2008 года театр из негосударственной некоммерческой организации стал государственным бюджетным учреждением .

Противостояние театров завершилось в 2011 году: в июне Юрий Любимов после очередного конфликта с труппой уволился из Театра на Таганке , а 15 ноября новый худрук Валерий Золотухин встретился с худруком «Содружества актёров Таганки» Николаем Губенко, в результате чего стороны договорились о сотрудничестве и обмене площадками и артистами . Руководитель «Содружества актёров Таганки» отзывался, что после встречи «Таганская стена» рухнула .

22 апреля 2018 года театру исполнилось 25 лет. Юбилейный вечер прошёл в формате семейного праздника с традиционным капустником . К этому времени большую часть труппы составляли молодые актёры .

Воссоединение

29 декабря 2020 года директором театра была назначена Ирина Апексимова , также руководившая на тот момент Театром на Таганке . Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями, которые раньше являлись одним целым, с общими коммуникациями .

30 сентября 2021 года артисты двух трупп выступили в одном спектакле «Земляничная поляна» — в день рождения основателя театра Юрия Любимова . Спектакль стал символом объединения двух коллективов. «Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом, — заявила Апексимова. — Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны вместе идти вперёд, помогая и поддерживая друг друга» .

8 октября 2021 года Ирина Апексимова объявила о воссоединении «Театра на Таганке» и «Содружества актёров Таганки» . 13 октября того же года состоялась первая встреча рабочей группы объединённого «Театра на Таганке» с главным архитектором здания Александром Анисимовым. Эта встреча — первый шаг на пути «физического» воссоединения двух театров, последние тридцать лет разделённых закрытыми проходами и дверями. Благодаря воссоединению театров встала задача восстановить все созданные когда-то коммуникации внутри и между театрами, вернув изначальный замысел архитектора и функциональное назначение уникального здания-памятника эпохи конструктивизма .

Труппа

По состоянию на декабрь 2020 года в труппе театра — 67 артистов.

Заслуженные артисты

Артисты

  • Александр Алёшкин
  • Павел Афонькин
  • Владимир Базынков
  • Анастасия Балякина
  • Дмитрий Белоцерковский
  • Ольга Битюцкая
  • Баин Бовальдинов
  • Евгений Бодяков
  • Надежда Бодякова
  • Ирина Бондарева
  • Надежда Бондарь
  • Виталий Вашедский
  • Кристина Грубник
  • Анна Данькова
  • Мария Добржинская
  • Олег Евтеев
  • Алексей Елизаветский
  • Алексей Емцов
  • Денис Ермошкин
  • Александр Зарядин
  • Игорь Иванов
  • Владимир Игнатюк
  • Станислав Кабешев
  • Андрей Кайков
  • Дмитрий Карпеев
  • Ирина Клабукова
  • Елена Корнилова
  • Николай Коробов
  • Екатерина Королёва
  • Виталий Лойко
  • Татьяна Лукьянова
  • Диана Максимова
  • Дарья Михайличенко
  • Анна Мохова
  • Денис Муляр
  • Ольга Никанорова
  • Евгений Осокин
  • Яна Островская
  • Андрей Перов
  • Кирилл Петров
  • Александр Плентайтис
  • Николай Рябков
  • Мария Рябкова
  • Нико Саладзе
  • Роман Серков
  • Дарья Сивова
  • Евгения Стегний
  • Дмитрий Трусов
  • Алексей Финаев-Николотов
  • Полина Фокина
  • Виктория Шашкова
  • Евгений Яковлев

Художественный руководитель

Директора

Репертуар

Взрослые спектакли

Детские спектакли

Архивные спектакли

Награды

  • Почётная грамота Московской городской думы (19 декабря 2018 года) — за заслуги перед городским сообществом .

Примечания

  1. . РИА Новости (2023-29-04). Дата обращения: 2024-18-02.
  2. . РИА Новости (11 января 2016). Дата обращения: 18 ноября 2011. 2 июля 2020 года.
  3. Татьяна Шабалина. . Энциклопедия «Кругосвет» (2016). Дата обращения: 18 июня 2018. 31 мая 2017 года.
  4. . РИА Новости (6 марта 2010). Дата обращения: 29 ноября 2018. 26 декабря 2018 года.
  5. .
  6. Сатурн Петрович. . Лента.Ру (13 октября 2014). Дата обращения: 18 июня 2018. 17 января 2015 года.
  7. , с. 587.
  8. . Официальный сайт театра (2008). Дата обращения: 12 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  9. , с. 257.
  10. .
  11. , с. 296.
  12. . Культура.рф (11 января 2016). Дата обращения: 18 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  13. Елена Булова. . Вечерняя Москва (23 апреля 2018). Дата обращения: 18 июня 2018. 29 июня 2018 года.
  14. .
  15. .
  16. .
  17. , с. 3.
  18. Виктория Пешкова. . Труд (18 апреля 2014). Дата обращения: 18 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  19. , с. 246.
  20. Григорий Заславский. . Независимая газета (12 сентября 2003). Дата обращения: 18 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  21. . Актуальная Москва (2008). Дата обращения: 18 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  22. , с. 42.
  23. . lenta.ru (18 ноября 2011). Дата обращения: 21 ноября 2018. 25 июля 2021 года.
  24. . РИА Новости (17 ноября 2011). Дата обращения: 28 июня 2020. 30 июня 2020 года.
  25. . Известия (24 апреля 2018). Дата обращения: 18 июня 2018. 8 июля 2018 года.
  26. . mos.ru (29 декабря 2020). Дата обращения: 2 января 2021. 5 марта 2021 года.
  27. . mos.ru (8 октября 2021). Дата обращения: 14 января 2023. 28 января 2022 года.
  28. . Дата обращения: 9 октября 2021. 9 октября 2021 года.
  29. . Interfax.ru (8 октября 2021). Дата обращения: 14 января 2023. 30 декабря 2021 года.
  30. . taganka-sat.ru (21 октября 2021).
  31. (недоступная ссылка)

Литература

  • Вислова А. . — М. : Университетская книга, 2009. — 288 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-98699-050-7 .
  • Вострышев М. / под ред. Т. И. Маршковой. — М. : Алгоритм, 2011. — 734 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9 .
  • Громов Е. . — М. : Алгоритм, 2002. — 288 с. — 3000 экз. ISBN 5-9265-0067-2 .
  • Золотухин В. И. . — М. : Алгоритм, 1999. — 544 с. — 12 000 экз. ISBN 5-88878-028-6 .
  • Золотухин В. С. Таганский дневник. книга 2. — М. , 2004. — 346 с. — 5000 экз. ISBN 5-224-03178-8 , 5-224-03283-0.
  • Любимов Ю. П. . — М. : Новости, 2001. — 576 с. — 15 000 экз. ISBN 5-7020-1128-7 .
  • // Вестник правительства Москвы : журнал. — 2010. — № 1(2053) . — С. 42 .
  • Раззаков Ф. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений. — М. : Эксмо-Пресс, 1998. — 746 с. — 25 000 экз. ISBN 5-04-001567-4 .
  • Русский драматический театр. Энциклопедия. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1996. — 632 с. — 7000 экз. ISBN 5-85270-167-X .
  • Смехов В. Б. . — М. : Вагриус, 2001. — 480 с. — 7000 экз. — ISBN -264-00599-0.
  • Станцо В. В. . — М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1996. — 252 с.
  • Фарада С. Л. . — М. : Рутена, 1999. — 288 с. — 10 000 экз. ISBN 5-8261-0002-8 .

Ссылки


Ошибка в сносках ? : Для существующих тегов <ref> группы «lower-alpha» не найдено соответствующего тега <references group="lower-alpha"/>

Источник —

Same as Содружество актёров Таганки