Interested Article - Интердевочка (фильм)
- 2020-08-29
- 1
«Интерде́вочка» — двухсерийный художественный фильм Петра Тодоровского по одноимённой повести Владимира Кунина . Совместное производство СССР и Швеции . Один из самых популярных фильмов времён перестройки и лидер советского проката 1989 года . Удостоен премии Токийского международного кинофестиваля (1989).
Премьера состоялась в январе 1989 года.
Сюжет
1 серия
В Ленинграде молодая медсестра Таня Зайцева ведёт двойную жизнь: дежурит в больнице по графику «сутки через трое», а в выходные дни, точнее ночи, работает валютной проституткой . Работа «интердевочки» нелегка, ведь помимо необходимости «товарно» выглядеть, ей надо решать кучу сопутствующих задач, многие из которых приводят к нарушению административного и уголовного кодексов: проникнуть в интуристские гостиницы и остаться там позже определённого часа возможно лишь за постоянные взятки персоналу; полученную от иностранцев валюту необходимо сдать перекупщикам в обход официального курса, что грозит реальной судимостью. Однако Таня умеет себя правильно поставить и водит дружбу со всеми нужными людьми: швейцарами, официантами и дежурными по этажу. Её ближайшие подруги по ремеслу (бывшая спортсменка-волейболистка Сима-Гулливер, оборотистая красавица из Прибалтики по прозвищу «Кисуля» и роскошная дама Зина Мелейко) — элита «профсоюза» интердевочек. Даже со «спецурой» (спецотделом милиции, который занимается обеспечением безопасности иностранцев в СССР и надзирающим в том числе за деятельностью «интердевочек») у Тани ровные «взаимоуважительные» отношения.
Как и многие советские люди, у которых из-за начавшейся перестройки резко поменялись идеалы, Таня не считает своё занятие неправильным, она хочет по-максимуму заработать на своей молодости и красоте, но тщательно скрывает это от своей матери Аллы Сергеевны, скромной учительницы. Лишь соседка Зайцевых, юная девушка по имени Лялька, работающая санитаркой в одной больнице вместе с Таней, знает о скрытой части Таниной жизни и впоследствии сама становится проституткой.
Один из Таниных постоянных клиентов, шведский инженер Эдвард Ларсен, влюбляется в неё и делает ей предложение руки и сердца . Несмотря на насмешки своих коллег, например Гюнвальда, который тоже был её клиентом, Эдвард намерен жениться на девушке и увезти в Швецию.
Таня рада, однако в разговоре с матерью признаётся, что выходит замуж за шведа из расчёта, потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами», а если надо будет, она его полюбит. Своё поведение Таня оправдывает словами, что сейчас «все продают себя».
После предложения от Эдварда Таня решает покончить с занятиями проституцией. Она начинает готовить свой отъезд, занимаясь подготовкой финансового обеспечения мамы, а также сбором большого количества бумаг.
Ей с трудом удаётся получить характеристику на работе, решить проблемы матери с распоясавшимися учениками-хулиганами, по-доброму расстаться с коллегами. Камнем преткновения становится разрешение на выезд от отца: более 20 лет назад он бросил жену с грудным ребёнком и не давал о себе знать. Но Таня находит Николая Платоновича Зайцева, нищего вахтёра, отца двух маленьких детей от второй жены-инвалида. Николай Платонович жалок, болен, пьющий, вроде бы стыдится того, что бросил Аллу Сергеевну и Таню, однако, осознав важность своего согласия, требует за него 3 тысячи рублей . Ради этих денег Тане приходится с большим риском вернуться в проституцию. С помощью знакомого клиента из Японии Таня за несколько дней зарабатывает 750 долларов, обменивает их у своей подруги-проститутки Кисули на советские рубли и расплачивается ими со своим отцом.
Наконец, получив все документы и официально став женой Эдварда, Таня уезжает из СССР.
2 серия
Прошёл год с момента эмиграции Тани в Швецию.
Её жизнь внешне складывается очень благополучно и полностью соответствует её мечтам: все бытовые потребности удовлетворены — у неё дом в престижном районе, прекрасный гардероб, она делает покупки в супермаркетах, у неё личный автомобиль, а муж — Эдвард — всё это без возражений оплачивает и по-прежнему беззаветно любит.
Однако у Тани не получается разделить ценности Эдварда: он начинает постепенно упрекать её за бесцеремонные манеры и лишние траты; кроме того, у Тани не получается забеременеть, и муж подозревает, что это связано с её занятием проституцией. Таня пытается устроиться на работу медсестрой, но везде получает отказы, поскольку советский диплом медсестры в Швеции недействителен. Коллеги Эдварда знают, как зарабатывала Таня у себя на Родине и при каких обстоятельствах она познакомилась с Эдвардом, а Гюнвальд даже пытается её изнасиловать. Вскоре Таня начинает чувствовать себя абсолютно чужой. Эмиграция в Швецию не приносит ей счастья.
Во время поисков работы Таня знакомится с Веркой — соотечественницей, также переехавшей в Швецию. В отличие от Тани, Верка уехала за рубеж через брак с человеком, который её не любил, а женился на ней фиктивно за вознаграждение, которое составили все заработанные Веркой деньги. После переезда и развода девушке приходится перебиваться случайными заработками и жить в нищете. Верка признаётся Тане, что ей поступило какое-то таинственное очень выгодное предложение, которое позволит ей решить все проблемы.
Неожиданно на стоянке недалеко от дома Таня замечает знакомый по Ленинграду грузовик « Совтрансавто » — тот самый, который в Ленинграде постоянно мешал ей подъезжать к дому. Так она знакомится с дальнобойщиком Виктором. Таня начинает пересылать через Виктора подарки своей матери в Ленинград. Когда Виктор встречается с Таниной матерью Аллой Сергеевной, к ним заходит Лялька. Она просит Виктора передать Тане, что у её матери дела пошли плохо — ей даже пришлось уйти с работы в школе, поскольку её дочь уехала из страны. Однако встречаясь с Таней, Виктор не может решиться передать ей слова Ляльки и вынужден соврать, что у её матери всё хорошо. Вскоре Таня понимает, что Виктор стал для неё не только каналом связи с мамой, но её первой настоящей за всю жизнь любовью.
Таня очень хочет навестить маму лично. Зная, что Эдвард собирается лететь в командировку в Ленинград, Таня упрашивает мужа взять её с собой. Но вскоре торжествующий Гюнвальд сообщает ей, что Эдварда исключили из международной делегации за то, что его жена занималась сомнительными видами заработка в СССР. Вскоре выясняется, что и Виктора отстранили от международных перевозок из-за провоза вещей от Тани — когда в Швецию в очередной раз прибывает грузовик, на котором ездил Виктор, за рулём вместо него оказывается другой водитель, причём совершенно неприветливый по отношению к Тане.
От тоски по маме, Виктору и душевного разлада Таня начинает пить. Вскоре из новостей она узнает, что Верка была арестована немецкой полицией за контрабанду наркотиков. После этого Таня осознаёт, что потеряла последнюю отдушину в чужой стране, и её депрессия ещё больше усиливается.
Но на этом неприятности для героини не заканчиваются: Тане звонит по телефону Сима-Гулливер и сообщает, что в СССР ей возвращаться теперь уже нельзя: Кисуля была арестована за валютную операцию и на допросе свалила всю вину на Таню. Якобы валюта, которую меняла Кисуля, была не её личной, а принадлежала Тане, которая просила обменять её на рубли для того, чтобы помочь её матери. Пытаясь отпроситься у мужа, Таня окончательно с ним ссорится, так как Эдвард, опасаясь за Таню, запрещает ей поездку в СССР и собирается аннулировать её визу. В ходе ссоры он кричит на Таню, переходя на шведский язык и запрещая ей разговаривать с ним по-русски. После ссоры Таня окончательно опустошена и разбита.
Следователи приходят к Алле Сергеевне и проводят обыск в её квартире, попутно открывая Алле тайную жизнь её дочери. Это известие повергает Аллу Сергеевну в шок, но она отказывается верить в это. Через некоторое время о том, что Таня была проституткой, становится известно всем окружающим, включая учеников школы, где работала Алла Сергеевна, которые начинают издеваться над педагогом. Морально сломленная Алла Сергеевна решает покончить с собой , отравившись газом . Её находит Лялька в тот момент, когда приводит домой своего кавалера-иностранца. Иностранец сбегает, не желая проблем, а Лялька, тщетно прося о помощи, стучится в двери соседских квартир.
В Швеции Таня, сердцем чувствуя, что случилось что-то страшное, тайком от мужа садится в машину и едет в аэропорт под проливным дождём с намерением улететь в Ленинград, но по дороге погибает в автокатастрофе.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Елена Яковлева | Таня Зайцева, медсестра, валютная проститутка |
Эдвард Ларсен, шведский инженер, муж Тани (озвучивает Александр Белявский ) | |
Лариса Малеванная | Алла Сергеевна, педагог, мать Тани |
Анастасия Немоляева | Лялька, соседка Тани, медсестра-практикантка, ставшая валютной проституткой |
Ингеборга Дапкунайте | Кисуля, валютная проститутка |
Любовь Полищук | Зина (Зинаида Васильевна Мелейко), разнорабочая, валютная проститутка |
Ирина Розанова | Сима-Гулливер (Серафима Аркадьевна), валютная проститутка |
Мартиньш Вилсонс | Виктор, водитель-дальнобойщик |
Гюнвальд, коллега Эдварда | |
Всеволод Шиловский | Николай Платонович Зайцев, отец Тани |
Зиновий Гердт | Борис Семёнович, главврач |
Володя, врач | |
Анатолий Андреевич Кудрявцев, капитан милиции | |
Геннадий Сидоров | Женя (Евгений Алексеевич), лейтенант милиции |
Татьяна Агафонова | Вера Густавсон, «Верка-москвичка», бывшая проститутка, наркодилер |
Мария Виноградова | Сергеевна, медсестра |
Игорь Сидоренко | Юрка Козлов, ученик Аллы Сергеевны |
Сергей Бехтерев | официант |
Луиджи | |
Марина Гайзидорская | Нефёдова |
мама Ляльки | |
Игорь Ефимов | швейцар |
Сергей Кошонин | таксист |
Ментай Утепбергенов | японец (озвучивает Алексей Золотницкий ) |
Анна Фроловцева | офицер ОВИРа |
Наталья Щукина | «Наташка-школьница», старшеклассница, дочь профессора-африкановеда, валютная проститутка |
Всеволод Ларионов | текст от автора |
Съёмочная группа
Работа | Имя |
---|---|
Сценарист | Владимир Кунин , Пётр Тодоровский |
Режиссёр-постановщик | Пётр Тодоровский |
Оператор | Валерий Шувалов |
Художник | Валентин Коновалов |
Композитор | Пётр Тодоровский |
Аранжировщик | Игорь Кантюков |
Режиссёр | Борис Вельшер |
История создания
Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Владимира Кунина «Интердевочка» в журнале « Аврора » в 1988 году . Писатель провёл серьёзное исследование профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц .
Рабочее название повести было «Проститутка» . Редакция не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком, и Кунин сначала заменил его на «Фрекен Танька» (и именно под таким названием сценарий был запущен в производство) , а позднее сменил на эвфемизм «интердевочка». Впоследствии этот неологизм прочно вошёл в русский язык .
Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех. Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести , и материал произвёл на неё впечатление. Она уговорила мужа — Петра Тодоровского снять фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Пётр Тодоровский , бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссёра с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом; сначала он наотрез отказывался снимать фильм на тему проституции , но жена его уговорила .
Картина «Интердевочка» — один из первых примеров советского фильма, который снимался не на государственные деньги . Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера — новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра — Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия « Мосфильм » .
Подбор актёров
Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Главным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева — именно «под неё» писал сценарий Кунин . Но ни она, ни Наталья Андрейченко режиссёра не устроили. Приглашение на роль послали даже польской актрисе Катажине Фигуре , но договориться с ней не удалось. После полугода подбора кандидаток выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой .
Как считает театральный режиссёр Андрей Житинкин , Елена Яковлева прежде всего произвела впечатление своей ролью в Театре имени Ермоловой в его спектакле «Снег недалёко от тюрьмы», по пьесе Н. Климонтовича : она играла проститутку - лимитчицу , похожую на будущий образ Тани Зайцевой.
Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке — прежде всего, по внешним данным (по словам Миры Тодоровской, он упорно считал, что эти девушки должны быть «грудастыми и задастыми», а у Яковлевой — «ни там, ни тут») . Чтобы подчеркнуть фигуру, пришлось подложить актрисе под платье поролон . После кинопроб режиссёр удостоверился в правильности своего выбора.
Съёмки
Картина снималась в Ленинграде (в гостинице « Прибалтийская ») , Москве и Швеции (в гостинице «Stockholm Plaza Hotel») . Съёмки прошли в течение трёх месяцев летом 1988 года.
Создатели картины, имея валютный бюджет, позволили себе использовать киноплёнку « Kodak », что в советское время было прерогативой избранных режиссёров. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции . Тем не менее, костюмеры фильма не стремились изобразить советских валютных проституток того времени со стопроцентной точностью.
Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнажённом виде , и съёмочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему раскованной сцены (например, сцена попытки Гюнвальда изнасиловать главную героиню). Ирина Розанова в одном из съемочных дублей обнажила свою грудь «для бытовой достоверности», и это наиболее заметная нагота во всём фильме. Так, в ключевой сцене, где Таня вынуждена отработать у своего давнего японского клиента сумму, недостающую ей для выезда в Швецию (750 дол.), снимали с участием почти всего мужского состава съёмочной группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. При этом голова героини моталась из стороны в сторону; её лицо было смазано глицерином , что создавало впечатление пота. Самого же японца (артиста Ментая Утепбергенова ) в кадре не было . Сам Утепбергенов вспоминал, что во время съёмок постельной сцены находился на съёмках фильма Частный детектив, или Операция «Кооперация» .
Финал
Шведские партнёры не хотели трагичной концовки, и для них режиссёр снял другой, счастливый финал картины: Таня Зайцева садится в самолёт и улетает обратно в СССР. Однако кинематографическое руководство настояло на том, чтобы оставить трагический конец с гибелью главной героини, поскольку у фильма должна была быть мораль: вот к чему приводит «красивая западная жизнь». Зато картину с тем финалом, который задумал Пётр Тодоровский, купили в Японии , Германии и Канаде .
Также для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал — героиня уезжает на машине в неизвестность . Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, потому что шведский партнёр « Мосфильма » — Filmstallet AB обанкротился .
Критика и значение
Картина стала одной из первых в СССР , где были затронуты табуированные темы. Хотя фильм в итоге получился достаточно целомудренным, вызов существующей системе прозвучал отчётливо . Сценарий эксплуатирует сюжет , ставший впоследствии стереотипным для советского и российского кинематографа. По мнению критика Александра Фёдорова (журнал «Видео-Асс Экспресс»), «Интердевочка» наглядно демонстрирует то, что эротика на отечественном экране так никогда и не стала самостоятельным жанром , выполняя вспомогательную роль, и всегда несла некую идеологическую и социальную нагрузку . Фильм внёс свою лепту в формирование нового женского образа на экране. Главная героиня — не мать и не любимая, а скорее эмансипированный образ женщины, которая сама распоряжается своей судьбой и профессией .
В фильме эффектно противопоставлены два мира: разлагающийся советский мир неустроенности, дефицита, зависти, семейных скандалов, нагловатых подростков и разбитых надежд и стабильный, комфортный западный мир. Но в то же время этот контраст имеет и обратную сторону: несмотря на бытовую неустроенность советского общества, его представители более искренни, открыты и человечны. На Западе же повсюду царят цинизм, эгоизм, лицемерие и холодный расчёт, и человеческие отношения напоминают контрактно-рыночные (особенно это выражается в сцене, где один из бывших клиентов Таньки требует, чтобы она снова оказала ему сексуальные услуги, а получив отказ, добропорядочный семьянин пытается её изнасиловать; а также в сцене, где итальянец-клиент Ляльки в панике уезжает на своем BMW, несмотря на её крики о помощи). На границе этих двух миров живут валютные проститутки.
Несмотря на неоднозначную мораль, фильм внёс свой вклад в мифологизирование профессии валютной проститутки .
Несмотря на сложность затронутой темы, Тодоровскому удалось снять фильм как вневременную и не привязанную к конкретным обстоятельствам драму. Героиня любой ценой хочет вырваться из среды, где она вынуждена совмещать очень противоречивые профессии — медсестры и проститутки. Но оторваться полностью от привычной среды оказывается невозможно .
Владимир Кунин считал свою книгу довольно посредственной, а трактовка Тодоровским его сценария и картина в целом ему не понравились. По мнению писателя, она оказалась слишком затянутой и с неправильно расставленными акцентами. Рассорившись с режиссёром, он покинул съёмки картины.
Фильм «Интердевочка» пользовался успехом у советских зрителей (свыше 40 млн зрителей в 1989 году), был продан для проката за рубеж. Был отмечен на советских и международных кинофестивалях . По итогам опроса читателей журнала « Советский экран » «Интердевочка» заняла первое место среди советских фильмов, которые были показаны в 1989 году, а Яковлева за роль в фильме была названа лучшей актрисой года .
Критик журнала « Киноведческие записки » Леонид Козлов так отозвался о фильме (декабрь 1989 года ):
Этот несовершенный фильм, фильм со множеством изъянов, провалов, слабостей, натяжек и т. п. — я тем не менее оцениваю как явление очень серьёзное и симптоматичное . И мне кажется необходимым разглядеть то лучшее, что в данной картине есть. Не только потому, что успех этого фильма во многом определяется убеждающей работой прекрасной актрисы, но главным образом потому, что в этом фильме есть большой внутренний заряд элементарного, глубоко прочувствованного человеческого отношения к предмету изображения — к человеку на экране — и к человеку в зрительном зале.
— Киноведческие записки
Призы и премии
- 1989 — Елена Яковлева — лучшая актриса года по версии журнала « Советский экран » .
- 1989 — премия « Ника » лучшей актрисе (Елена Яковлева).
-
1989 — премия Токийского кинофестиваля.
- лучшей актрисе (Елена Яковлева).
- специальный приз жюри фестиваля (Пётр Тодоровский) .
VHS и DVD-диск
В России и СНГ в 1990-е фильм выпускался на видеокассетах VHS кинообъединением «Крупный план» в системе PAL. В Швеции фильм распространялся с шведским одноголосым закадровым переводом на «пиратских» VHS. В Японии фильм с дубляжем и субтитрами выпущен на VHS и Laserdisc .
В 2001 году фильм был выпущен на DVD дистрибьютором «Russian Cinema Council» в России, СНГ, Европе и Азии в системах PAL и NTSC; в США и Канаде — только в системе NTSC.
Также в России фильм выпускался на DVD кинообъединением «Крупный план» .
Примечания
- от 28 декабря 2008 на Wayback Machine // Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. — М. : ОГИ, 1997. — 464 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-900241-33-5 . (Дата обращения: 3 июня 2013)
- ↑ Марина Мурзина. Аргументы и факты : газета. — 2014. — № 4 (1733) за 22 января . — С. 35 . 25 сентября 2015 года. //
- Максимов В. И. от 6 октября 2011 на Wayback Machine // gramota.ru. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 9 апреля 2009 на Wayback Machine . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- ↑ от 26 февраля 2009 на Wayback Machine . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 17 июля 2009 на Wayback Machine // Радио Свобода. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- ↑ Мария Ческис. от 1 марта 2009 на Wayback Machine // Версия.ру. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- Наталия Грачёва. // Комсомольская правда . — 2004. — № за 1 июля . 18 сентября 2009 года. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- ↑ от 1 декабря 2010 на Wayback Machine . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- Александр Фёдоров. // Видео-Асс Экспресс. — 1995. — № 32 . — С. 60—61 . 10 мая 2009 года. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- Ростова А. В. от 16 октября 2014 на Wayback Machine . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- Почепцов Г. Г. (недоступная ссылка) . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 12 сентября 2008 на Wayback Machine // TV канал «Россия I». (Дата обращения: 27 апреля 2010)
- Читатели журнала о фильмах 1989 года // Советский экран. — 1990. — № 8 . — С. 2—5 .
- от 6 апреля 2016 на Wayback Machine // Киноведческие записки. — Декабрь 1989. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 15 декабря 2009 на Wayback Machine на сайте rusactors.ru. (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 1 февраля 2009 на Wayback Machine on imdb.com . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
- от 7 июля 2010 на Wayback Machine на ozon.ru . (Дата обращения: 13 сентября 2009)
Ссылки
- 2020-08-29
- 1