Все против всех
- 1 year ago
- 0
- 0
«Все умру́т, а я остáнусь» — российский фильм о трёх подругах-девятиклассницах, снятый режиссёром Валерией Гай Германикой . Премьера состоялась в программе дебютных фильмов « Неделя критики » на Каннском кинофестивале 2008 года , где фильм получил специальный приз (диплом) конкурса « Золотая камера » (основной приз конкурса получил фильм « Голод ») . В российский прокат картина вышла 23 октября 2008 года.
Три подруги-девятиклассницы Жанна, Вика и Катя озабочены вопросами, как понравиться мальчикам, где достать алкоголь и как попасть на дискотеку. Однажды девушки демонстративно уходят с урока геометрии, а затем дают друг другу клятву дружбы. Преподавательница идёт домой к Катиным родителям, и девушка сбегает из дома. Из-за поведения Кати директор школы грозит отменить дискотеку.
Две подруги из компании — Жанна и Вика, испугавшись угроз десятиклассницы Насти, отправляют Катю к родителям, и на грядущую дискотеку Жанна уговаривает Вику идти вдвоём, чтобы не привлекать внимание окружающих. Тогда Катя ссорится с ними и находит себе новую «подругу» Лялю, с помощью которой планирует выбраться из дома.
Наступает день дискотеки. Жанна и Вика заходят в здание школы и идут в туалет, где десятиклассницы распивают вино, которое предлагают девочкам. Жанна остаётся со старшеклассницами, а Вика отправляется искать симпатичного ей парня Алекса. Вскоре на дискотеку приходит и Катя. Здесь девушка встречает того самого Алекса, который зовёт её с собой, это видит Вика. Алекс и Катя идут вместе в подвал, где занимаются сексом. После этого Катя идёт в школу, где встречает свою мать, которая при всех бьёт её по лицу за то, что она сбежала из дома. Катя бросается к Алексу, но он перед друзьями и своей девушкой Настей делает вид, что не знает Катю. Тем временем Жанна сильно напивается с десятиклассницами.
Вика в поисках Алекса бродит по району и наталкивается на компанию парней, которые предлагают ей покурить марихуану . Девушка соглашается и после этого целуется с парнем из этой компании, представляя на его месте Алекса. В то время Катя, убежав от матери, идёт к школе и там встречает Настю, которая жестоко избивает её на глазах у остальных школьников, заподозрив Катю в связи со своим парнем. Тем временем пьяную Жанну отец выносит на руках из школы.
После избиения, в крови и грязи, Катя возвращается домой, где родители организовали стол по поводу поминок по Катиной бабушке . Мать говорит Кате, что ей надо промыть раны, а отец предлагает ей на следующий день сходить в магазин за обновками, уверяя, что через год всё пройдёт. Катя нецензурно отвечает им и заявляет: «Все умрут, а я останусь», после чего уходит в свою комнату и плачет.
Фильм снимался в московском районе Строгино . Сценарий фильма неоднократно менялся, в том числе актрисе Полине Филоненко было позволено изменить её роль «так, как ей удобно было бы играть» . Агния Кузнецова была первой актрисой, утверждённой на роль. Исходным названием сценария было «КВЖ» — по именам героинь (Катя, Вика, Жанна), затем сценарий назывался «Три девочки» . Фильм был снят с минимальным применением операторских рельсов и прочего стабилизирующего камеру оборудования. По большей части камера была в руках оператора . Актрисы почти во всех сценах пили настоящий алкоголь. Драки в фильме также были настоящими; смягчена была только самая жестокая драка между героинями Полины Филоненко и Юлии Александровой, но и там были настоящие кровь и синяки . Режиссёр описывает фильм как историю о взрослении . По словам режиссёра, героини фильма, в частности Катя, повзрослели через опыт личного несчастья.
В фильме использованы песни «Дожди-пистолеты» и « Районы-кварталы » группы « Звери ».
По мнению Василия Корецкого ( Time Out ), после ранних документальных работ режиссёра её полнометражный фильм оказался «буквально выше всех ожиданий»: «По большому счёту ничего круче, живее, правдивее и расчётливей в российском кино не было и, кажется, никогда не будет» . Также он отметил, что фильм является «полнометражным и совсем уже ненормативным ремейком» документальной ленты «Девочки» . Роман Волобуев , поставив фильму 4 балла из 5, среди прочего отметил «чисто киношные достоинства — летучая камера лучшего на сегодня русского оператора Алишера Хамидходжаева, очень точный монтаж, не дающий фильму провалиться в самодеятельность и украшательство» . При этом он отметил, что «если „Девочки“ были всё-таки талантливой любительщиной, то „Все умрут…“ — не притворяющуюся документом, по-честному игровую вариацию на ту же тему» . Елена Фанайлова в качестве основных профессиональных достоинств картины также отметила операторскую работу Хамидходжаева и сильную сценарную основу . Юрий Гладильщиков оценил фильм как «полноценное, причем высокого качества, профессиональное кино» . Антон Долин назвал картину «одним из лучших отечественных фильмов года» и первым русским фильмом после « Груза 200 », «который впечатляет любого, хотя и не всем нравится, только здесь нет убийств, казней или обращений в праведную веру» .
Виталий Манский , оценив профессионализм «композиции, света, камеры, звука», указал при этом на отсутствие в фильме «естественности и правды повествования», характерных для документальных лент Германики . По признанию сценариста Натальи Рязанцевой , фильм её «ничем не задел» . Социолога Льва Гудкова смутило то, что «у автора, кажется, нет своей точки зрения, нет собственного отношения к происходящему на экране», он также отметил, что фильм «явно отстаёт от социальной науки », поскольку «всё показанное в фильме не ново» . Многие критики отмечали сходство фильма с работами Ларри Кларка , прежде всего с его картиной про подростков « Детки » .