Безумный день, или Женитьба Фигаро
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жени́тьба. Соверше́нно невероя́тное собы́тие в двух де́йствиях » — пьеса Николая Васильевича Гоголя . Написана в 1833 — 1835 годах , опубликована в 1842 году .
Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально «Женихи», в 1833 г. В мае 1835 года он читал М. П. Погодину отрывки из пьесы «Провинциальный жених» (действие происходило в деревне, но уже были намечены основные герои и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия приобрела окончательное название «Женитьба», и её действие было перенесено в Петербург .
Осенью 1835 года и весной 1836 года Гоголь намеревался отдать её на сцену, однако, занявшись « Ревизором », передумал. Пьеса была закончена за границей в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 года (в Петербурге) и 5 февраля 1843 года (в Москве, в бенефис М. С. Щепкина ). Оба спектакля не имели успеха. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую манеру Островского .
Дворянин , надворный советник , экспедитор Иван Кузьмич Подколёсин намерен жениться. С этой целью он обращается к свахе Фёкле Ивановне. В то же время 26-летняя купеческая дочь Агафья Тихоновна Купердягина хочет выйти замуж. Но ей важно, чтобы жених был дворянином. Она тоже обращается к Фёкле Ивановне. Арина Пантелеймоновна, тётушка невесты (Агафья Тихоновна — сирота ) — против неравного брака и желает для племянницы жениха из купеческого сословия. Фёкла уговаривает жениха, но Подколёсин всё никак не может отважиться на решающий шаг и дальше разговоров не идёт.
Как-то к Подколёсину приходит его приятель, Илья Фомич Кочкарёв и, застав там сваху (Фёкла в своё время женила Кочкарёва ), догадывается о намерениях Ивана Кузьмича. Расспросив сваху о невесте, Кочкарёв отстраняет её и сам берётся за дело.
Тем временем обиженная сваха обегает всех своих клиентов, которые были у неё на примете в качестве женихов, и приводит их на смотрины к Агафье Тихоновне. Фёкла успела позвать четырёх женихов, но пришли только трое: коллежский асессор Иван Павлович Яичница, отставной пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин и отставной моряк, лейтенант Балтазар Балтазарович Жевакин. Кроме того, в этот день приходит ещё и намеченный тётушкой Агафьи Тихоновны жених: купец Алексей Дмитриевич Стариков. В результате смотрин женихи до того «исконфузили» Агафью Тихоновну, что та не выдержала и убежала. Чтобы замять происшествие, сваха приглашает женихов «ввечеру-де на чашку чая чтоб пожаловали». Женихи расходятся, а Стариков уходит совсем, не собираясь возвращаться. Кочкарёв предлагает Подколёсину воспользоваться моментом, «изъясниться и всё кончить», но тот боится соперничества и хочет, чтобы невеста сама выбрала. Кочкарёв берётся спровадить всех женихов за обещание Подколёсина после этого жениться.
Ближе к вечеру Агафья Тихоновна терзается, кого бы ей выбрать. Все вроде бы недурны и хороши, но у каждого есть и недостатки. В результате она пытается кинуть жребий, но её останавливает пришедший раньше всех и назвавшийся родственником Кочкарёв. Он наговаривает на других женихов и убеждает Агафью Тихоновну выбрать Подколёсина, а других женихов прогнать. В это время начинают приходить другие женихи, каждый хочет прийти немного пораньше, чтобы поговорить с невестой наедине, но в результате только друг другу мешают. В конце концов Агафья Тихоновна, загнанная в угол, решает воспользоваться советом Кочкарёва, прогоняет их («Пошли вон! Ах, боже мой! Что я такое сказала?») и сама убегает. Пришедший Кочкарёв под видом родственника рассказывает о ней различные неприятные вещи, такие как «Она дура», «За ней приданого никакого нет», «Она не знает по-французски ни бельмеса». Женихи сначала хотят проверить, но, когда приходит сваха, не выдерживают и вместо «строжайшего допроса» ругаются на неё и уходят, убеждённые, что Кочкарёв сказал правду. Остаётся один Жевакин, полный рыцарских идеалов, что милым рай и в шалаше. Его Кочкарёв просто обманывает и выставляет за дверь.
После этого Кочкарёв приводит Подколёсина, теперь уже единственного жениха, к Агафье Тихоновне и оставляет их вдвоём, чтобы Подколёсин сделал ей предложение. Но Подколёсин не решается, и после небольшой беседы ни о чём уходит. Кочкарёв в ужасе: ведь уже всё готово, нужно уже через час ехать в церковь. Они разругались, и Подколёсин уходит.
Тем временем Агафья Тихоновна мечтает о будущей замужней жизни и переживает, что это Подколёсин «так долго мешкается». Кочкарёву каким-то образом удаётся помириться с Подколёсиным, снова привести его к Агафье Тихоновне и почти заставить сделать предложение. Но Подколёсин в последнюю секунду передумывает, так что предложение за него делает Кочкарёв. Агафья Тихоновна бежит одеваться, чтобы ехать в церковь. Подколёсин на эмоциональном подъёме благодарит Кочкарёва. После этого Кочкарёв на несколько минут уходит проверить, всё ли убрано, на всякий случай забирая шляпу Подколёсина, чтобы тот не удрал. В одиночестве Подколёсин осознаёт непоправимость женитьбы («На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего — всё кончено, всё сделано») и решает как-нибудь уйти. Выполнить задуманное затруднительно, поскольку в доме везде стоят люди, а он их опасается («ну, спросят: зачем?») — и в результате он выпрыгивает в окно и уезжает домой.
Тем временем Агафья Тихоновна с Фёклой и Ариной Пантелеймоновной не могут понять, куда делся Подколёсин. Прибежавший Кочкарёв тоже поражён исчезновению друга. Дворовая девка Дуняшка рассказывает, что «оне-с выпрыгнули в окошко…» Женитьба расстроена, тётушка, ругая дворян и, в частности, Кочкарёва, уводит Агафью Тихоновну, а Фёкла мстительно отчитывает Кочкарёва и прогоняет. Оставшись одна, Фёкла ехидно замечает: «Ещё если бы в двери выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто моё почтение!»
Гоголь в своих произведениях часто описывает персонажей, которые сами не появляются и не участвуют в действии, однако наделены яркими чертами. Примерами могут служить учитель по исторической части в « Ревизоре », про которого жалуется Городничий («Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»), или некий чиновник из « Шинели », пошутивший над Акакием Акакиевичем и после этого совершенно преобразившийся.
В «Женитьбе» тоже имеются подобные персонажи:
В «Женитьбе» упоминаются персонажи, которые были выдуманы другими персонажами:
Впервые
пьеса «Женитьба» была поставлена
9 декабря
1842 года
в
Александринском театре
: Агафья Тихоновна —
Сосницкая
, Арина Пантелеймоновна —
Бормотова
, Фёкла —
Гусева
, Подколёсин —
Мартынов
, Кочкарёв —
Сосницкий
, Яичница —
П. Г. Григорьев
, Анучкин —
, Жевакин —
П. И. Григорьев
, Степан —
.
Исполнители последующих постановок Александринского театра: (1864, 1892, 1901, 1909 и др.):
,
Линская
,
Савина
(Агафья Тихоновна);
Стрельская
(Фёкла);
Давыдов
,
Свободин
(Подколёсин);
Варламов
(Яичница);
П. В. Васильев
,
,
Сазонов
,
К. Яковлев
(Кочкарёв).
В Москве пьеса впервые была поставлена в
Малом театре
5 февраля
1843 года
, в
бенефис
Щепкина
, на сцене
Большого театра
: (
Агафья Тихоновна
—
Орлова
,
Арина Пантелеймоновна
—
Сабурова 1-я
,
Фёкла
—
Кавалерова
,
Подколёсин
—
Щепкин
(затем
П. Садовский
),
Кочкарёв
—
В. Живокини
(затем
Щепкин
),
Яичница
—
П. Степанов
,
Анучкин
—
П. Садовский
,
Жевакин
— Орлов,
Стариков
—
,
Степан
— Шуберт).
Последующие постановки: (1848, 1867, 1893, 1909):
Никулина
,
Рыжова
(Агафья Тихоновна);
Акимова
,
О. Садовская
,
Турчанинова
(Фёкла);
В. И. Живокини
,
Макшеев
,
Падарин
,
Рыбаков
(Подколёсин);
Правдин
,
Шумский
,
К. Н. Яковлев
(Кочкарёв);
,
Парамонов
(Яичница);
И. Рыжов
,
Худолеев
(Анучкин);
Горев
,
Н. Музиль
,
Лебедев
(Жевакин).
С 1882 года — в театре Корша , среди исполнителей: В. С. Аренцвари, Мартынова (Агафья Тихоновна); Бурдина (Арина Пантелеймоновна), М. М. Блюменталь-Тамарина (Фёкла); Дуван-Торцов , Загорянский (Подколёсин), Борисов, , Кригер (Кочкарёв); Пельтцер , Сашин (Жевакин).
«Женитьбу» многократно ставили многие провинциальные театры Российской империи: в Казани , Самаре , Нижнем Новгороде , Минске , Киеве , Харькове , Одессе , Иркутске , Ноябрьске . Часто пьеса использовалась и в учебных постановках, например, в 1886 году в Тифлисской частной гимназии роль Агафьи Тихоновны исполнял Котэ Марджанишвили .
«Женитьбу» Гоголя используют И. Ильф и Е. Петров в сюжете романа « Двенадцать стульев » — пьесу ставит театр «Колумб» на стихи М. Шершеляфамова.
В 1868 году на сюжет пьесы Модест Мусоргский написал первое действие оперы с одноимённым названием , носила экспериментальный характер. Опера была не окончена. К 1931 году Михаил Ипполитов-Иванов сделал инструментовку и завершил оперу, дописав к ней три акта.
В 1946 году Александр Гречанинов написал одноимённую одноактную оперу в трёх картинах. Опера была написана в эмиграции и долгое время не ставилась на родине композитора. Только в 2009, в честь двухсотлетнего юбилея Гоголя , состоялась её российская премьера, оперу поставил Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац , где она идёт по настоящее время.