Илья Муромец (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович , также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян ; Илия-змееборец ) — один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса . Богатырь , крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси , приехавший на службу в Киев к князю Владимиру ; возглавил оборону Древней Руси.
Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником , идолищем , жидовином , татарами и, наконец, окаменевает . Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком , мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре .
Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева , в некоторых былинах — как Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин . Образ Ильи Муромца широко представлен в литературе, музыке, живописи и кино.
«Я иду служить за веру
христианскую
,
И за землю русскую,
Да и за стольный
Киев
град,
За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,
А для собаки-то князя
Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба».
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». В былине « Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора ; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец .
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам ( финнам ), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея [ неавторитетный источник ] .
По данным филолога С. Н. Азбелева , насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1—15 по составленному Азбелевым указателю ).
По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.
Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами , а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих ). Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сначала «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру .
Психиатры интерпретируют невозможность ходить Ильи Муромца как явление астазии - абазии при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата . Подобные нарушения характерны для диссоциативных (конверсионных) расстройств (ранее называвшихся истерией ).
Согласно общепринятой версии, Илья Муромец родился в деревне Карачарово , неподалёку от Мурома ( Владимирская область ) .
Некоторые историки XIX века высказывали предположение , что его малой родиной мог быть Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области). Данное заключение основывается на возможности происхождения в народном эпосе образа Ильи Муромца от преподобного киевского инока Илии Печерского , а также на том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным . Однако, Моровийск, несмотря на близость к Киеву, впервые упомнянут в XII веке и был весьма невелик , тогда как Муром, впервые упомянут в летописи под 862 годом , когда ещё не существовал, но в период жизни Илии Печерского был относительно крупным городом. Кроме того, обсуждая это предположение, А. И. Соболевский отмечал, что Муром был известен в Киеве под искажённым названием Моров [ источник не указан 48 дней ] , что могло привести к упоминанию Ильи Муромца как «Моровца» в южнорусском фольклоре .
Илья Муромец как Илиас и царский сын упоминается в XIII веке в норвежской « Саге о Тидреке Бернском » (Þiðreks saga) и в немецкой поэме « Ортнит » .
За пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (сборник Кирши Данилова и С. Гуляева) известны лишь несколько былинных сюжетов с именем Ильи Муромца:
В центральных и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники («Илья Муромец и разбойники») или казаки («Илья Муромец на Соколе-корабле»), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.
Украинские легенды также не всегда совпадают с русскими былинами и сказаниями об этом богатыре .
Богатырь Илько Муровец (также иногда упоминается в украинской былинно-эпической традиции как Илья Муромец, Илья Моровлянин, Илья Мурин и т. п.) — персонаж украинских былин. По утверждениям украинского писателя Валерия Шевчука , Илья Муровец был крестьянского происхождения, и это связывает его с древним киевским богатырём Микулой Селяниновичем — образом Полянского племени, которому передал свою силу бог Святогор.
В украинском былинной традиции нет такого количества вариантов былин, как в северо-восточной, и всё же до нашего времени дошло значительное количество украинских былин про Илька Муровця. Согласно данным Шевчука, до нашего времени дошло как минимум четыре украинские былины о Ильке Муровце (где он фигурирует под разными именами, такие как Илья Мурин, Илья Швец и т. д.)
Илья Мурин (подаётся по изданию: Сказки и рассказы из Подолья. Киев, 1928. стр. 275—280. Былина записана в середине XIX веке украинским фольклористом Андрей Диминским)
Илья Муромец и Святогор (записано составителем книги, Валерием Шевчуком, с голоса кобзаря Зиновия Штокалка)
Илья Швец и Змей ((подаётся по изданию: малорусские народные предания и рассказы. Свод Драгоманова М — М., 1876. — С. 248—249)
Об Илье Муромце и Соловия (записано составителем книги, Валерием Шевчуком, с голоса кобзаря Зиновия Штокалка)
В XVIII веке Илью Муромца упоминает также и Иван Котляревский в своей «Энеиде».
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов .
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским ( нем. Ilias von Riuzen ) . Упоминания о нём за рубежом многочисленны, в том числе и в сагах .
Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» .
Согласно этой теории, Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. По другой версии, он погиб в 1203 году по время разорения Киева и лавры половцами князя Рюрика Ростиславича . Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января . Русские летописи не упоминают его имени. В конце жизни он постригся в Печерском монастыре под именем Илия.
Мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (кисть руки имеет сквозное повреждение, схожее на последствия ранения от копья ). Надгробная плита Илии Печерского расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Илии — средний палец левой руки — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был крупный и высокий мужчина, умерший в возрасте 40—45 лет от ранения в области сердца и перенёсший в юности паралич конечностей .
В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени , казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского , выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина .
|
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
|
Памятники
Географические объекты
Организации
Техника
Художественная литература
Современный фольклор
Живопись
Иллюстрации
Гравюры
Оперы
Симфонические произведения
Хоровая музыка
Рок-музыка
Отмечается 19 декабря (1 января) . Почитаемый в этот день святой Илья Муромский (Печерский) русскими смешивался с былинным богатырём Ильёй Муромцем .
Кроме того, Илью Муромца почитают 25 сентября (8 октября) .
Во многих губерниях Российской империи верили, что Илья Муромец ездит по небу «на шести конях», и именно этим объясняли раскаты грома. Во многих местностях, где, по преданию, конь Ильи Муромца выбивал копытом родники, поставлены часовни во имя святого Ильи. Связь с громом и родниками сближало былинного богатыря с Ильёй пророком , поэтому Илью Муромца вспоминали и в Ильин день .
Издания
Исследования
Популярные статьи
Энциклопедии