Interested Article - Критий

Кри́тий ( др.-греч. Κριτίας ; родился, по разным версиям, не раньше 460, около 455 или 450 года до н. э. — погиб в мае 403 года до н. э., Мунихия , Аттика ) — древнегреческий государственный деятель, оратор и писатель , один из Тридцати тиранов , правивших Афинами в 404—403 годах до н. э.

Критий принадлежал к высшей афинской аристократии и состоял в родстве с Солоном (по классической версии, был его внучатым племянником). Как типичный представитель своего сословия, он преклонялся перед Спартой и был сторонником олигархического строя — сначала умеренным, а в конце жизни радикальным. Некоторое время Критий вместе со своим другом Алкивиадом принадлежал к окружению Сократа ; он был близок к софистам , так что его самого причисляют к младшей софистике. Предположительно в 411 году до н. э. Критий принял участие в перевороте Четырёхсот . Позже, в 407 году до н. э., его изгнали из Афин, и несколько лет он провёл в Фессалии . Вернувшись на родину после окончания Пелопоннесской войны (404 год до н. э.), Критий стал одним из членов коллегии Тридцати , в которой возглавил радикальное крыло. Ему удалось устранить вождя «умеренных» Ферамена и сосредоточить власть в своих руках. После этого режим Тридцати окончательно превратился в олигархическую тиранию, которая проводила политику террора, опираясь на спартанский гарнизон. Изгнанные из Аттики демократы во главе с Фрасибулом начали войну, в сражении с ними при Мунихии в 403 году до н. э. Критий потерпел поражение и погиб.

Критий был плодовитым писателем; правда, от его произведений сохранились только фрагменты. Он создал ряд историко-политических трактатов — политий (по одной из версий, Критий и придумал этот жанр), как минимум одну поэму, прозаические сочинения «Афоризмы», «Беседы», «О природе любви» и др., сатировскую драму « Сизиф ». Античные авторы цитируют его элегии . Опираясь на два не совсем ясных сообщения источников, многие антиковеды полагают, что три пьесы из тех, которые приписывают Еврипиду , в действительности были написаны Критием. Этот политик появляется в нескольких диалогах Платона , приходившегося ему племянником. Учёные спорят о том, является ли этот Критий либо его дед заглавным героем одного диалога , рассказывающим об Атлантиде .

Биография

Происхождение

Кодр (последний царь Афин и легендарный предок Крития). Краснофигурная роспись вазы из Болоньи

Критий принадлежал к одному из самых древних и влиятельных аристократических родов Афин. Он был Кодридом — потомком последнего афинского царя Кодра , жившего ещё в мифологическую эпоху и происходившего от царя мессенского Пилоса Нестора , Нелея и Посейдона . Диоген Лаэртский перечисляет ближайших предков Крития — , Крития-старшего и (отца, деда и прадеда соответственно). Последний, согласно этому автору, был братом Солона , знаменитого законодателя и одного из « семи мудрецов » Эллады . Учитывая хронологию, антиковеды полагают, что Диоген пропустил два поколения между Критием-старшим и Дропидом. Кроме того, Дропид и Солон, по-видимому, не были братьями : Платон в диалоге « Тимей » называет их просто родственниками и большими друзьями . Критий-старший фигурирует в источниках (в схолиях к Эсхилу ) как возлюбленный поэта Анакреонта , Каллесхр — как член афинского Совета четырёхсот в 411 году до н. э. Между 604/03 и 590/91 годами до н. э. должность архонта Афин занимал ещё один — предположительно член той же семьи .

В близком родстве с Критием состоял философ Платон. Он был сыном Аристона и Периктионы/Потоны, дочери Главкона — либо брата , либо дяди Крития. Соответственно Платон приходился Критию либо двоюродным, либо внучатым племянником . Сыном Главкона был Хармид , заглавный герой одного из платоновских диалогов и видный деятель олигархической «партии», погибший вместе с Критием. Близким родственником Крития был и Андокид — выдающийся оратор, получивший известность в связи с делом о гермокопидах : его бабка по отцу была родной сестрой жены Каллесхра (обе были дочерьми Тисандра) .

Критий принадлежал к филе Эрехтеиды и (предположительно ) к дему Фегунт . Его семья выделялась не только знатностью и политическим влиянием, но и богатством . Платон в диалоге « Хармид » вкладывает в уста Сократа слова о том, что потомков Дропида отличают «достойная душа» , «большой поэтический дар» , «красота, добродетель и другие так называемые дары богов» .

Ранние годы

Точная дата рождения Крития неизвестна. Существуют гипотезы в пользу 460 года до н. э. как наиболее ранней даты из возможных , в пользу примерно 455 и 450 годов до н. э. (последняя связана с тем, что в источниках Критий выглядит как ровесник Алкивиада ) . Сын Каллесхра получил типичное для афинского аристократа той эпохи воспитание и образование. Он занимался атлетикой и музыкой (в частности, учился играть на флейте ), учился красноречию у софистов , некоторое время был одним из многочисленных учеников Сократа , хотя особой близости с ним так и не достиг. Критий подружился с ещё одним учеником этого философа — Алкивиадом, и во многих источниках эти двое упоминаются вместе . Согласно Клавдию Элиану , именно из-за них была написана комедия « Облака »: Критий и Алкивиад пытались однажды уговорить Сократа пойти в театр послушать шутки комических актёров, тот «выказал только презрение к шуткам, дерзостям и дурачеству, принятым в комедии», и Аристофан , узнав об этом, решил высмеять Сократа в своей новой пьесе .

Критий достаточно рано порвал с Сократом, так как счёл достигнутой свою цель — изучение практических приёмов достижения власти . Впрочем, Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» рассказывает альтернативную версию событий. По его словам, Критий влюбился в некоего Эвтидема и захотел «вступить с ним в такие отношения, какие бывают у людей, пользующихся телом для любовных наслаждений». Сократ долго отговаривал ученика и говорил, что его чувства недостойны благородного человека. Тот эти слова игнорировал. Тогда философ заявил однажды во всеуслышание, что у Крития «есть свинская наклонность: ему хочется тереться об Эвтидема, как поросята трутся о камни». С этого момента Критий ненавидел Сократа . С софистами его связывало более продолжительное общение: вместе с Алкивиадом он слушал лекции Протагора , Антифонта и Продика , а позже, в Фессалии , брал уроки у Горгия . Самого Крития часто относят к младшим софистам .

Бюст Сократа

Как типичный афинский аристократ, Критий ненавидел демократию и не скрывал этого. В одной из своих речей, согласно Ксенофонту, он сказал, обращаясь к другим проолигархически настроенным афинянам: «Для таких людей, как мы с вами, демократический строй, конечно, крайне тягостен и невыносим» . Идеалом государственного устройства для Крития была Спарта . Известно, что в молодости он был членом антидемократического тайного общества ( гетерии ) , в силу возраста не занимая в нём видных позиций. В 415 году до н. э. (это первый надёжно датированный пункт в его биографии) Критий оказался замешан в деле о повреждении герм и профанации мистерий. Его бросили в тюрьму по доносу Диоклида вместе с рядом родственников , и всем арестованным грозили пытки и казнь, но положение спас двоюродный племянник Крития Андокид. Он рассказал следствию, что гермы осквернили его товарищи по гетерии. После этого Крития и прочих отпустили ; однако сохраняется вероятность того, что и он, и Андокид, и многие другие мечтавшие об олигархическом строе аристократы были причастны к святотатству .

Начало политической деятельности

В первый раз возвыситься Критий мог благодаря участию в перевороте Четырёхсот . Этот переворот произошёл в 411 году до н. э.: в связи с поражениями в Пелопоннесской войне власть в Афинах захватила олигархическая группировка, так что установился строй, похожий на коллективную тиранию. Согласно Лисию , членом Совета четырёхсот, оказавшегося во главе полиса, был Каллесхр . Псевдо- Демосфен говорит о каком-то вооружённом отряде сторонников олигархии во главе с Критием, который планировал впустить спартанских военных в Эетионею (укрепление в Пирее ); отсюда некоторые антиковеды делают вывод, что Критий тоже входил в состав Четырёхсот, причём занимал в нём заметные позиции . Другие считают сообщение Псевдо-Демосфена малоинформативным .

По мнению германского исследователя Э. Диля, Критий в то время принадлежал к умеренному крылу олигархического движения. Именно этим можно объяснить тот факт, что после свержения Четырёхсот, которое произошло уже спустя несколько месяцев, Критий не был подвергнут репрессиям и даже смог продолжать политическую деятельность . В частности, по его инициативе народное собрание приняло постановление о посмертном преследовании Фриниха — одного из лидеров Четырёхсот. Фриниха осудили за государственную измену, его останки были выкопаны и выброшены за пределами Аттики . Согласно Плутарху , именно Критий предложил народному собранию восстановить в правах и заочно назначить стратегом (на равных правах с Фераменом и Фрасибулом ) Алкивиада, который со времён процесса гермокопидов был изгнанником. Это предложение тоже было принято, и позже Критий напомнил Алкивиаду об этой своей услуге в элегических стихах :

О возвращенье твоём говорил я открыто, пред всеми,
Речь произнёс, записал, дело твоё завершил…

Плутарх. Алкивиад, 33

Диодор Сицилийский и Корнелий Непот пишут, что Алкивиада вернул Ферамен . Версия Плутарха считается наиболее достоверной, так как она опирается на цитируемый источник — стихи самого Крития; версия с Фераменом могла появиться из-за того, что Критий заранее согласовал свою инициативу с этим политиком .

После свержения Четырёхсот началась радикализация афинской демократии. В 407 году до н. э., когда афиняне снова начали терпеть военные поражения от спартанцев, демагог Клеофонт предложил изгнать наиболее влиятельных сторонников олигархии . В списке оказался и Критий. Ему пришлось оставить родину и провести следующие несколько лет в Фессалии , причём и там Критий занимался политикой . По данным Флавия Филострата , он поддерживал местных олигархов : «власть немногих делал тягостнее, в беседах с власть имущими на всякое народоправство нападал, афинян же хулил как наипреступнейших из людей» . У Ксенофонта излагается совсем другая версия, противоречащая другим сообщениям о Критии. Изгнанник, по словам этого автора, перешёл в другой политический лагерь: он «был занят тем, что помогал устраивать демократический переворот и вооружал пенестов для борьбы со своими господами» . Впрочем, это цитата из речи Ферамена, направленной против Крития; возможно, это сознательное очернение, не опиравшееся на реальные факты. Когда Ксенофонт пишет о Критии от своего лица, он использует более туманные формулировки : изгнанник, по его словам, «вращался в обществе людей, склонных скорее к беззаконию, чем к справедливости» . К тому же в реальности Прометей (об этом политике почти ничего не известно) мог стремиться не к установлению демократии, а к захвату тиранической власти в одной из фессалийских общин. В этом случае он мог использовать пенестов как орудие , и говорить о повороте Крития к демократии не приходится . Советский антиковед Соломон Лурье предположил, что Критий действительно готовил пенестов к восстанию, выполняя таким образом секретное поручение афинских властей .

Тридцать тиранов

Афинский Парфенон , главное святилище города

Изгнание Крития закончилось в 404 году до н. э., причём это стало прямым следствием поражения Афин в Пелопоннесской войне. Спартанцы разгромили афинский флот при Эгоспотамах (405 год до н. э.), потом осадили город с моря и с суши и навязали мирный договор, по которому Афинская морская держава распускалась, флот уничтожался, Длинные стены подлежали разрушению, Афины вступали в Пелопоннесский союз и признавали спартанскую гегемонию. Ещё одним условием было возвращение гражданских прав всем изгнанникам. Критий воспользовался этим, чтобы вернуться на родину и включиться в политическую жизнь; его целью явно было организовать олигархический переворот .

По образцу Спарты в Афинах был создан комитет из пяти эфоров , в который вошёл в том числе и Критий. Вскоре спартанцы, недовольные слишком медленным выполнением условий договора, потребовали ликвидации в городе демократического строя. Афиняне подчинились. Произошёл бескровный олигархический переворот: власть перешла к коллегии из тридцати человек , в которой одна треть была избрана народным собранием, вторая треть предложена Фераменом (он тогда занимал должность стратега и пользовался огромным влиянием), а третья — назначена гетериями. Критий принадлежал к третьей группе. В историографии его либо причисляют на этом этапе к влиятельным членам коллегии при бесспорном лидерстве Ферамена , либо включают в число двух лидеров наряду с Фераменом .

Коллегия Тридцати, управляя полисом, опиралась на спартанский гарнизон из семисот воинов, занявший Акрополь , и на конницу, в которой служили афинские аристократы. Коллегия заново сформировала Совет Пятисот, назначила должностных лиц и сосредоточила благодаря этому всю власть в своих руках; исследователи отмечают, что этот режим был ближе к корпоративной тирании, чем к олигархии. Впрочем, эта тенденция не очень явно проявлялась, пока фактическим лидером (или одним из лидеров) Тридцати был Ферамен. Сначала правящая коллегия взяла курс на стабилизацию в консервативном духе: был объявлен курс на «отеческое государственное устройство», началось упорядочение законов Солона, были казнены сикофанты . Однако постепенно усиливались позиции Крития и связанных с ним лаконофилов, которые считали необходимым полное копирование спартанского государственного строя. Критий, по-видимому, был уверен, что старые афинские порядки показали свою нежизнеспособность во время Пелопоннесской войны; теперь он задался целью радикально всё перестроить. Именно по его инициативе число полноправных граждан было уменьшено до трёх тысяч, причём список формировался не на основе имущественного ценза, а исходя из лояльности конкретного афинянина по отношению к режиму. Потерявших права разоружили, а потом изгнали из города. Их владения в сельской местности были конфискованы и переданы новым владельцам, но изгнанникам при этом запретили покидать Аттику. В историографии существует мнение, что этим людям была уготована роль илотов — бесправного населения Спарты, вынужденного трудиться на своих хозяев .

Такой режим мог держаться только за счёт террора. Аристотель упоминает «триста биченосцев», ставших опорой властью Тридцати , а Ксенофонт вложил в уста Крития такую реплику: «Если до нашего сведения доходит, что кто-либо враждебно относится к олигархическому правлению, мы принимаем все возможные меры для устранения таких лиц» . Многие сторонники демократии (в частности, Фрасибул и Анит ) были изгнаны, Алкивиада как потенциальный источник опасности тоже лишили гражданских прав, хотя он тогда находился за пределами Аттики (вскоре спартанец Лисандр и сатрап Фригии Фарнабаз по просьбе Тридцати организовали его убийство ). Нелояльных по отношению к Тридцати метэков убивали без суда и следствия, а их имущество забирали в казну, поскольку тираны нуждались в деньгах для содержания спартанского гарнизона. В общей сложности, по данным Аристотеля, этот режим погубил не менее полутора тысяч афинян . Ксенофонт пишет, что Тридцать «ради собственной прибыли убили за восемь месяцев чуть ли не больше афинян, чем всё пелопоннесское войско за десять лет войны» , но это явное риторическое преувеличение .

В какой-то момент внутри коллегии произошёл раскол: «центристы» во главе с Фераменом выступили против радикалов, лидером которых был Критий . Об этом конфликте известно немногое. Сначала Ферамен пытался по-дружески убедить Крития в недопустимости тиранических методов управления; тот, по словам Ксенофонта, отвечал, что «честолюбивые люди должны стараться во что бы то ни было устранить тех, которые в состоянии им воспрепятствовать» . Опасаясь, что недовольные Тридцатью объединятся вокруг Ферамена, Критий решил его устранить. Сначала он добился принятия закона о возможности бессудной казни по решению коллегии для любого, кто не входил в число трёх тысяч полноправных граждан, а потом либо вычеркнул Ферамена из этого списка (согласно Ксенофонту ), либо предложил ещё один закон, об исключении из списка тех, кто участвовал в свержении Четырёхсот в 411 году до н. э., включая Ферамена (согласно Аристотелю). Булевтерий в момент обсуждения окружили вооружённые молодые люди, поддерживавшие тиранию, так что нужное Критию решение было принято. Ферамен попытался найти спасение у алтаря Гестии ; его оторвали от алтаря и заставили выпить цикуту . Ксенофонт пишет, что оставшееся на дне кубка осуждённый выплеснул на пол и сказал, как это было принято при застольной игре в коттаб : «Дарю это моему ненаглядному Критию!»

Гибель

Беотия и Аттика

После расправы над Фераменом Критий в течение нескольких месяцев правил Афинами практически единолично . Однако в это самое время в соседних Фивах собиралась с силами оппозиция во главе с Фрасибулом. Зимой 404/403 годов до н. э. отряд, включавший примерно семьдесят человек, вошёл в Аттику и занял укреплённый пункт Фила ; первая атака войска Тридцати была отбита, и после этого силы сторонников демократии начали быстро расти. Уже через несколько дней в Филе было семьсот человек. Понимая серьёзность ситуации, Критий предложил Фрасибулу мир и членство в коллегии Тридцати, но тот ответил отказом — было слишком очевидно, что тиранический режим очень непопулярен и слаб. Тогда тираны решили создать убежище на случай поражения. Для этого они арестовали и вывезли в Афины всех жителей Элевсина , провели формальный судебный процесс над ними, обвинив их в связях с демократами, и всех казнили .

К маю 403 года до н. э. войско Фрасибула выросло до тысячи человек. Оно заняло Пирей , и Критию пришлось двинуться на врага со всеми силами — с гоплитами , конницей и спартанским гарнизоном акрополя. Демократы заняли гору Мунихия . В их боевом порядке насчитывалось всего десять щитов в глубину против пятидесяти у Крития, но зато в войске Фрасибула было много метателей дротиков и камней, набранных из числа местных жителей. В бою при Мунихии армия Тридцати потерпела поражение, и сам Критий погиб в схватке, причём сражался он очень доблестно . Вскоре после этого режим Тридцати тиранов пал .

Интеллектуальные занятия

Литература

Критий был очень плодовитым и разносторонним литератором, писавшим и стихи, и прозу . В частности, в числе его произведений поэма, написанная гексаметром и, очевидно, рассказывавшая о древних поэтах (в тексте «Пира мудрецов» Афинея сохранился фрагмент этого произведения, посвящённый Анакреонту ), элегии , одна из которых посвящена Алкивиаду . Платон в трактате « Государство » говорит о человеке, восхищавшемся его братьями, Главконом и Адимантом, и посвятившем им элегию со словами «Славного Аристона божественный род — его дети…» . В историографии существует предположение, что этот поэт — Критий .

Важное место в творчестве Крития занимают историко-политические трактаты, политии , — и прозаические, и стихотворные . Некоторые исследователи полагают, что именно Критий создал этот жанр и что ему подражали Ксенофонт (автор « Лакедемонской политии ») и Аристотель (автор « Афинской политии »). Из произведений Крития в этом жанре фрагментарно сохранилась только «Лакедемонская полития», и в дошедшем до нас отрывке восхваляется умеренность спартанцев в еде и питье, упоминается спартанский мудрец Хилон , воспевается спартанская система воспитания. Этот фрагмент имеет лексическое сходство с «Афинской политией» Псевдо-Ксенофонта . Поэтому существует гипотеза, что Критий написал и последнюю тоже . В прозе были написаны «Афинская полития», «Фессалийская полития» и «Лакедемонская полития», а также другие сочинения разнообразной тематики — «Афоризмы» (или «Определения», в двух книгах), «Беседы» (в двух книгах) , «О природе любви, или О добродетелях», пособие по риторике «Ораторские введения» (в нём Критий выступал как подражатель Антифонта , автора «Введений» и «Эпилогов»). «Беседы», возможно, были первым в истории литературы прозаическим произведением в диалогической форме; в этом случае Критий повлиял на Платона, оформившего все свои трактаты в виде диалогов .

Критий писал ещё и пьесы. Какие-то его драматические произведения цитируются в антологии Стобея , а Секст Эмпирик приводит 42 ямбических стиха из его сатировской драмы « Сизиф ». В этом фрагменте идёт речь о мудреце, который в глубокой древности придумал богов, чтобы страх перед ними заставлял плохих людей подчиняться законам . Возможно, Критий написал ещё несколько пьес, которые позже начали приписывать Еврипиду. Основания для такой гипотезы дают два сообщения античных источников. Афиней, цитируя трагедию « Пирифой », уточняет, что автор пьесы — «либо Еврипид, либо тиран Критий» , а автор «Жизнеописания Еврипида» называет «подложными» три пьесы своего героя — «Пирифой», « Тенн » и « Радамант ». Исходя из этих данных, германский исследователь Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф первым предположил, что все эти пьесы были написаны Критием. В антиковедении можно встретить разные мнения на этот счёт: одни учёные согласны с аргументами Виламовица-Мёллендорфа, другие считают их недостаточно убедительными и либо предлагают свои, либо приписывают спорные пьесы Еврипиду. Есть и противоположная по смыслу гипотеза, по которой процитированный Секстом Эмпириком «Сизиф» — это пьеса Еврипида, необоснованно приписанная Критию .

Сохранившихся фрагментов произведений для исследователей достаточно, чтобы делать определённые выводы о мировоззрении Крития. Последний явно не верил в разумность коллектива (это неверие он мог воспринять от Сократа), считал оправданными насилие и ложь, если они исходят от мудрого индивида и направлены на благо общества. Занимаясь натурфилософией , Критий полагал, что Хронос (время) обладает космогоническими функциями, но эта идея явно неоригинальна .

Ораторское искусство

При жизни Критий снискал славу оратора. Его отличал строгий и лаконичный стиль , из-за чего один из поздних источников, ошибившись с эпохой, причислил его к аттикизму . Пергамские филологи, составившие во II веке до н. э. канонический список десяти афинских ораторов, не включили в этот список Крития, имя которого тогда было в забвении. Однако позже, во II—III веках н. э., этот оратор стал образцом для представителя «второй софистики» Герода Аттика и удостоился похвал от Флавия Филострата. По словам последнего, Критий был особенно хорош в торжественных речах, отличался сдержанным и естественным стилем, сочетал мудрые мысли и обиходные слова, умел опровергать аргументы своих противников. «Приступать к новому разделу речи без перехода — прелесть Крития; нежданное задумать и нежданно изречь — сила Крития; а вот одушевления речам его недоставало, хотя были они сладостны и легки, словно дуновение Зефира » .

О красноречии Крития пишет и Марк Туллий Цицерон в своём трактате « Об ораторе » (он читал несколько речей). Здесь Критий, Ферамен и Лисий упомянуты как последователи Перикла , Алкивиада и Фукидида ; «все они ещё сохраняли сочность Перикла, хотя вся ткань их речи была пышнее» . При этом в другой главе того же трактата Цицерон пишет, что своим «несомненным красноречием» Критий обязан беседам с Сократом . Псевдо-Плутарх называет Крития последователем Антифонта, Дионисий Галикарнасский причисляет его к аттикизму и оценивает очень высоко — наряду с Лисием и Андокидом .

Оценки личности и деятельности

В античной культуре

Платон — младший родственник Крития, сделавший его героем ряда своих диалогов. Римская копия статуи, стоявшей в афинской Академии

Режим Тридцати пал вскоре после сражения при Мунихии. В официальной пропаганде демократических Афин деятельность этой коллегии в целом и Крития в частности безусловно осуждалась как тираническая, а борцов против Тридцати ставили в один ряд с Гармодием и Аристогитоном и почитали за доблесть . Напротив, Сократа осудили в 399 году на смерть во многом из-за того, что он был учителем Крития . Достаточно рано появилось определение «Тридцать тиранов» — явно негативное и даже позорное. Первым его употребил, по данным Аристотеля, , литературная деятельность которого пришлась на начало IV века до н. э.; в дальнейшем это определение стало общеупотребимым, хотя Платон и Аристотель всё-таки называли Тридцать «олигархией» . Враги демократии какое-то время сохраняли добрую память о Критии. Об этом говорит тот факт, что над могилой политика появился памятник, «Олигархия, держащая факел и поджигающая Демократию», с надписью :

Памятник это мужей благородных, которые хоть ненадолго
Спесь смогли укротить афинян народа проклятого.

Схолии к Эсхину , I, 39

Исследователи насчитали в общей сложности сорок два античных источника, в которых упоминается Критий . Многие из этих источников созданы современниками Крития, которые были с ним знакомы. В частности, Ксенофонт был ещё одним учеником Сократа и, по-видимому, свидетелем многих событий , описанных в его « Греческой истории ». Во второй книге этого труда Критий выступает в качестве одного из главных героев; Ксенофонт его безусловно осуждает, солидаризуясь с его противником Фераменом . Конфликт этих двух политиков в изображении Ксенофонта выглядит как столкновение даже не двух течений внутри олигархического движения, а тиранического и полисного принципов. Писатель, являвшийся убеждённым сторонником аристократической республики без крайностей, открыто называет правление Тридцати тираническим — и устами Ферамена, и в авторской речи .

Как ученик философа Критий появляется и в другом произведении Ксенофонта — « Воспоминаниях о Сократе », причём и там оказывается отрицательным героем. По словам писателя, Критий и его друг Алкивиад не думали о нравственном самосовершенствовании, но использовали своего учителя, чтобы подготовиться к политической карьере : «как только они почувствовали своё превосходство над товарищами, они сейчас же отпрянули от Сократа» . Этот ранний уход во многом определил судьбу этих честолюбцев, готовых ради власти и славы нарушить аристократический кодекс чести . «При таких обстоятельствах, величаясь родом, превозносясь богатством, надменные благодаря своему влиянию, испорченные многими лицами и сверх всего этого давно уже оставившие Сократа, что мудрёного, что они стали высокомерными?» — спрашивает Ксенофонт .

Критий занял важное место в жизни и творчестве своего родственника Платона (ещё одного представителя сократовского окружения), которому на момент гибели двоюродного дяди или двоюродного деда было двадцать три года. Уже в конце жизни Платон рассказал в одном из своих писем, что в юности хотел посвятить себя политике, но правление Тридцати заставило его круто поменять свои планы. «Я думал, что они, управляя государством, отвлекут его от неправой жизни и поведут путём справедливости, — пишет Платон о членах коллегии, — и я зорко следил за тем, что они делают. Но я увидел, что при этих людях вскоре даже предшествующее правление показалось золотым веком… Я пришёл в возмущение и отвратился от царящего тогда зла» . Тем не менее лично Крития Платон характеризует скорее положительно, хотя и в сдержанной манере: тот появляется в ряде его диалогов как один из ключевых участников беседы и выглядит как человек весьма достойный . Это может быть связано с родством, которое связывало писателя и его героя, а также с определённой симпатией Платона по отношению к тираническому строю (в том случае, если тиран обладает политической мудростью) . Критий у Платона играет важную роль в одноимённом диалоге и « Тимее » — именно он рассказывает об острове Атлантида , который Посейдон населил когда-то своими детьми. Правда, начиная с 1920-х годов в науке существует влиятельное мнение, что рассказчик — Критий-старший, сын Дропида. В пользу этой гипотезы говорят соображения, связанные с хронологией: Критий из диалога был, по его словам, 10-летним мальчиком в эпоху Солона, закончившуюся в 561/560 году до н. э.

Аристотель, рассказывая в «Афинской политии» о гражданских смутах в Афинах конца V века до н. э., удивительным образом не упоминает Крития, хотя теоретически тот мог вызывать у него симпатию как у консерватора . В «Риторике» философ пишет следующее: «Факты, всем известные, нужно только напоминать; поэтому для большинства таких случаев рассказ вовсе не нужен, например, если желаешь восхвалять Ахилла , так как его подвиги всем известны и ими нужно только воспользоваться. А если [ты хочешь восхвалять] Крития, то рассказ необходим, потому что немногие знают о нём» . Антиковеды делают из этого пассажа два вывода: во-первых, к концу IV века до н. э. о Критии почти забыли, и его биография была плохо известна даже образованной публике , а во-вторых, желание «восхвалять Крития» всё-таки могло появляться у греческих интеллектуалов, несмотря на плохую репутацию «Тридцати тиранов» .

Забвение продолжалось до эпохи «греческого возрождения» при Антонинах (II век н. э.). Интерес к Критию постарался возродить представитель второй софистики Герод Аттик , который, по словам Флавия Филострата, «усердно занимался всеми древними авторами, особенно же сильно он был привязан к Критию и ввёл его, дотоле находившегося в пренебрежении и не пользовавшегося вниманием, в общее употребление эллинов» . Сам Флавий Филострат создал небольшую биографию Крития, которую включил в сборник «Жизнеописания софистов». Эта биография не очень большая и представляет собой компиляцию из других источников, которые к тому же в основном сохранились . Здесь Критий характеризуется максимально негативно: автору он «из всех, сделавших себе имя злодеяниями, кажется наихудшим» .

Оценивая отношение древних к Критию, антиковеды констатируют, что оно было скорее отрицательным . Крития считали тираном, властолюбцем и жестоким человеком, а к тому же безбожником (аргументом в пользу последней характеристики были история гибели Ферамена, пытавшегося найти убежище у алтаря, и пьеса «Сизиф», в которой рассказывается, что религия — всего лишь вымысел, необходимый для установления контроля над обществом). При этом встречались мнения о том, что однозначные оценки невозможны: даже признавая пагубность политики Крития для Афин, нужно отдавать должное его талантам писателя и мыслителя .

В историографии

Мраморная статуя воина в шлеме аттического типа, V век до н. э. Археологический музей в Спарте

Антиковеды считают Крития так же, как его друга Алкивиада, личностью типичной для конца V века до н. э., когда начинался кризис греческой полисной системы. Демократические государства оказались обескровлены затяжными войнами, и в них появился спрос на политиков, которые бы захватили единоличную власть и повели родину к спасению. Теоретическую основу для этого создали софисты с их культом индивидуализма и уверенностью в том, что «сильному от природы надлежит властвовать». Уникальность софиста Крития в этом контексте в том, что он сначала интересовался феноменом неограниченной власти как интеллектуал, а потом эту власть получил; от Алкивиада его отличает последовательность, с которой он шёл к тирании .

В целом в историографии преобладают неоднозначные оценки личности и деятельности Крития. Многие антиковеды пишут о том, что он был очень сложной и многогранной личностью, и противопоставляют Крития-писателя Критию-политику; звучат термины «двуликость», «раздвоенность» ( Doppelnatur , Doppelgesichtigkeit ). В частности, исследователь У. Моррисон пишет, что причастность Крития к событиям 404—403 годов до н. э., «одного из самых тёмных, кровавых моментов в афинской истории, привела к затмению его литературного и философского творчества, но Критий вовсе не был заурядным деспотом-головорезом. Отпрыск одной из самых знатных афинских семей, высоко образованный и культурный человек, писатель, подвизавшийся как в поэзии, так и в прозе, сильный оратор, мужественный воин, Критий сам был, возможно, величайшей трагедией, когда-либо порождённой афинским городом». Учёные, несогласные с такими суждениями, заявляют, что это романтизация злодея и что в действительности никакой «двуликости» нет: и в политике, и в литературе Критий отстаивал одни и те же идеи .

Один из важных частных моментов в историографии — гипотетический атеизм Крития. Основываясь на сообщениях источников о том, что этот политик приказал казнить Ферамена, искавшего спасение у алтаря, и на тексте из пьесы «Сизиф» об изобретении религии, многие учёные пишут, что Критий был циником и безбожником. С этим не согласен, в частности, российский антиковед И. Суриков , отметивший небесспорность авторства Крития в связи с «Сизифом» и определённые психологические особенности: по его мнению, Критий, аристократ, консерватор, лаконофил, был «не циником-оппортунистом, а в полном смысле слова человеком идеи» .

В современном искусстве

Критий стал одним из персонажей романа южноафриканской писательницы Мэри Рено « Последние капли вина » (1956 год). Он появляется в повествовании накануне отправки Сицилийской экспедиции , то есть в 415 году до н. э. Рено вкладывает в уста главного героя романа, Алексия, такую характеристику Крития: «Тогда ему было немногим больше тридцати, но он уже изображал себя философом, ходил в мантии и с бородой. Лицо его казалось каким-то изголодавшимся, кожа туго обтягивала скулы, но, за исключением этой худобы, вид у него был довольно приятный — только глаза слишком светлые, а кожа вокруг них слишком тёмная. Он входил в гетерию с недавнего времени и считался ценным приобретением в силу своего самого благородного происхождения, богатства и остроумия» . В конце романа именно Алексий убивает Крития в сражении при Мунихии ударом меча в горло .

В советском фильме « Сократ » 1991 года (режиссёр Виктор Соколов ) Крития сыграл Борис Клюев .

Примечания

  1. , III, 1.
  2. , с. 244—245.
  3. , Тимей, 20e.
  4. .
  5. , s. 592.
  6. , kol. 1901.
  7. .
  8. , kol. 1902.
  9. , Хармид, прим. 4.
  10. , с. 245.
  11. , О мистериях, 47.
  12. , s. 592—593.
  13. , с. 234.
  14. , Хармид, 154e.
  15. , Хармид, 155a.
  16. , Хармид, 157—158.
  17. , с. 244.
  18. .
  19. , IV, 184d.
  20. , I, 39.
  21. , Воспоминания о Сократе, I, 2, 29.
  22. Лурье С. Я. / Вступительная статья Д. И. Рублёва. — второе, дополненное. — М. : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. — С. 48. — 168 с. — (Размышляя об анархизме). — ISBN 978-5-397-00752-8 . 7 июня 2021 года.
  23. , kol. 1902—1903.
  24. , с. 234—235.
  25. , Греческая история, II, 3, 25.
  26. , с. 246.
  27. , с. 238.
  28. , s. 593.
  29. , Против Эратосфена, 66.
  30. , с. 248—249.
  31. , с. 245—246.
  32. , kol. 1903.
  33. , с. 249.
  34. , Алкивиад, 33.
  35. , kol. 1906.
  36. , XIII, 38, 2.
  37. , Алкивиад, 5.
  38. , с. 251.
  39. , с. 253—254.
  40. , kol. 1903—1904.
  41. , с. 249—250.
  42. , I, 16.
  43. , Греческая история, II, 3, 36.
  44. , с. 260—261.
  45. , Воспоминания о Сократе, I, 2, 24.
  46. , с. 350.
  47. , с. 250.
  48. , с. 464.
  49. , с. 259—261.
  50. , с. 262.
  51. , с. 30.
  52. , с. 263—266.
  53. , Афинская полития, 35, 1.
  54. , с. 28.
  55. , Греческая история, II, 3, 26.
  56. , с. 206.
  57. , с. 203.
  58. , Афинская полития, 35, 3.
  59. , Греческая история, II, 4, 21.
  60. , с. 266—268.
  61. , с. 30; 33.
  62. , Греческая история, II, 3, 16.
  63. , Греческая история, II, 3, 51.
  64. , с. 269—271.
  65. , kol. 1904.
  66. , с. 54.
  67. , Греческая история, II, 3, 56.
  68. , с. 273.
  69. , XIV, 32, 5—6.
  70. , с. 276—279.
  71. , kol. 1904—1905.
  72. , Греческая история, II, 4, 10—19.
  73. , с. 279.
  74. , с. 253.
  75. , kol. 1905.
  76. , XIII, 600e.
  77. , с. 254—255.
  78. , Государство, II, 367e.
  79. , kol. 1908.
  80. , с. 257.
  81. , kol. 1909.
  82. , с. 254—257.
  83. , с. 255—256.
  84. , с. 365.
  85. , XI, 496b.
  86. , с. 144—148.
  87. , kol. 1906—1907.
  88. , с. 35.
  89. , I, 16, прим. 142.
  90. , Об ораторе, II, 93.
  91. , Об ораторе, III, 138.
  92. , kol. 1910.
  93. , с. 275.
  94. , с. 32—33.
  95. , с. 254.
  96. , I, 16, прим. 104.
  97. , с. 53.
  98. , с. 237.
  99. , с. 251—253.
  100. , Воспоминания о Сократе, I, 2, 12.
  101. , с. 245—246.
  102. , Воспоминания о Сократе, I, 2, 25.
  103. , с. 27—28.
  104. , с. 233—234.
  105. , с. 239—240.
  106. , Тимей, прим.
  107. , с. 136—137.
  108. , с. 238.
  109. , Риторика, II, 16.
  110. , с. 153.
  111. , II, 1, 14.
  112. , с. 231.
  113. , с. 243.
  114. , с. 227—228.
  115. , kol. 1911.
  116. , с. 243—244.
  117. , с. 236.
  118. Рено М. Последние капли вина. М., Центрполиграф, 2000. Глава третья
  119. Рено М. Последние капли вина. М., Центрполиграф, 2000. Глава двадцать седьмая
  120. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Источники и литература

Источники

  1. Андокид . Речи, или История святотатцев. — СПб. : Алетейя , 1996. — 256 с. — ISBN 5-85233-003-26.
  2. Аристотель . Афинская полития . — М. Л. : Государственное социально-экономическое издательство , 1936. — 198 с.
  3. Аристотель. Риторика. Поэтика. — М. : Лабиринт , 2000. — 224 с. — ISBN 5-87604-080-0 .
  4. Афиней . Пир мудрецов. Книги 1—8. — М. : Наука , 2004. — 656 с. — ISBN 5-02-010237-7 .
  5. Афиней. Пир мудрецов. Книги 9—15. — М. : Наука, 2010. — 597 с. — ISBN 978-5-02-037384-6 .
  6. Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М. : Мысль, 1986. — 571 с.
  7. Диодор Сицилийский . . Сайт «Симпосий». Дата обращения: 4 апреля 2020.
  8. Клавдий Элиан . Пёстрые рассказы . — М. : Наука, 1963. — 186 с.
  9. Корнелий Непот. . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 10 апреля 2020.
  10. Ксенофонт . Греческая история . — СПб. : Алетейя, 2000. — 448 с. — ISBN 5-89239-202-2 .
  11. Ксенофонт . Сократические сочинения. Киропедия . — М. : АСТ , Ладомир , 2003. — 757 с. — ISBN 5-17-012490-2 .
  12. Лисий . Речи. — М. : Ладомир, 1994. — 373 с. — ISBN 5-86218-124-5 .
  13. Платон . Государство. — М. : Академический проект , 2019. — 398 с. — ISBN 978-5-8291-2434-2 .
  14. Платон. Диалоги. — М. : Мысль, 1986. — 607 с.
  15. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. — М. : Мысль, 1994. — 654 с. — ISBN 5-244-00385-2 .
  16. Плутарх . Сравнительные жизнеописания . — М. : Наука, 1994. — Т. 2. — 672 с. — ISBN 5-02-011570-3 .
  17. Марк Туллий Цицерон . Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М. : Ладомир, 1994. — С. 75—272. — ISBN 5-86218-097-4 .
  18. Флавий Филострат . Жизни софистов. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2017. — 536 с. — ISBN 978-5-91244-200-1 .

Литература

  1. Берве Г. Тираны Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с. — ISBN 5-222-00368-X .
  2. Бузескул В. История афинской демократии. — СПб. : Типография М. М. Стасюлевича , 1909. — 468 с.
  3. Дандамаев М. Политическая история ахеменидской державы. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1985. — 319 с.
  4. Жебелёв С. О «тирании Тридцати» в Афинах // Вестник древней истории . — М. : Наука, 1940. — № 1 . — С. 27—33 .
  5. Зайцев А. И. // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М. : Мысль , 2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  6. Лурье С. История Греции / редакция и вступительная статья Э. Д. Фролова . — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета , 1993. — 680 с. — ISBN 5-288-00645-8 .
  7. Меньшикова Л. Герод Аттик и «греческое возрождение» // Античный мир и археология . — 1977. — № 3 . — С. 30—45 .
  8. Панченко Д. Еврипид или Критий? // Вестник древней истории. — М. : Наука, 1980. — № 1 . — С. 144—162 .
  9. Панченко Д. Платон и Атлантида: Платон и Афины. — Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1990. — 187 с.
  10. Суриков И. // Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. — М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4 .
  11. Фролов Э. Критий, сын Каллесхра, афинянин — софист и тиран // Парадоксы истории-парадоксы античности. — СПб. : Издат. дом СПбГУ, 2004. — 420 с. — ISBN 5-288-03475-3 .
  12. Фролов Э. Ферамен и Критий: игра в коттаб на пороге смерти // Политическая интрига и судебный процесс в античном мире. — 2015. — С. 101—108 .
  13. Diehl E. Kritias 5 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttg. : J.B. Metzler, 1922. — Bd. XI. — Kol. 1901—1912.
  14. Kirchner J. Kritias 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttg. : J.B. Metzler, 1922. — Bd. XI. — Kol. 1901.
  15. Kirchner J. Prosopographia Attica. 1. — B. : Nobel Press, 2012. — 634 с. — ISBN 978-5-88328-727-4 .
  16. Miller J. Kritias 2 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttg. : J.B. Metzler, 1922. — Bd. XI. — Kol. 1901—1912.
Источник —

Same as Критий