Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинематограф Украины — киноискусство и киноиндустрия Украины . К нему в какой-то мере относятся ассоциация продюсеров Украины и система рейтингов Украинской киноассоциации .
Развитие украинского кино фактически началось ещё в 1893 году, когда инженер Иосиф Тимченко за два года до братьев Люмьер разработал аппарат «кинескоп», пригодный для киносъёмки и кинопроекции.
70 лет своей истории украинское кино было частью советского. В эти времена, несмотря на политику национализации, централизованного госуправления и цензуры кинематографа, украинское кино пережило несколько волн своего расцвета во времена ВУФКУ в 1920-х и «украинского поэтического кино» 1960-х.
Первые фильмы на территории современной Украины были показаны вскоре после изобретения кинематографа братьями Люмьер в 1895 году .
В 1893 году механик-конструктор Императорского Новороссийского университета Иосиф Тимченко создал аппарат для воспроизведения на экране непрерывного движения людей и предметов . Тогда же он совершил первые киносъёмки — всадников и метателей копий, которые демонстрировались в гостинице «Франция» ( Одесса ) с 7 ноября в 20 декабря 1893 года. 9 января 1894 г. изобретение демонстрировалось на 6-м заседании секции физики ІХ съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве. Сейчас съёмочный аппарат находится в фондах московского Политехнического музея .
В сентябре 1896 года в Харькове фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов. А уже в декабре — почти год в год с первым публичным киносеансом в Париже — Альфред Федецкий устроил киносеанс в Харьковском оперном театре . Во Львове 13 сентября 1896 начались регулярные киносеансы французских фильмов в Пассаже Гаусмана (проезд Кривая Липа), продолжавшиеся несколько дней.
Одним из пионеров украинского кинематографа был екатеринославский кинооператор и кинорежиссёр Даниил Сахненко . В 1911 году в пригороде Екатеринослава (в посёлке Лоцманская Каменка ) он снял полнометражный немой фильм « Запорожская Сечь », считающийся на Украине первым игровым фильмом национального производства .
Пионеры украинского кино начала 1900-х годов предпочитали экранизации популярных местных спектаклей, таких как «Наталка Полтавка» (с участием известной актрисы Марии Заньковецкой ), «Москаль-волшебник», «Служанка». Тогда же имела место попытка создать фильмы на украинскую историческую тематику, тоже на театральной основе («Богдан Хмельницкий» по пьесе Михаила Старицкого ). С дореволюционным кино на Украине связано творчество многих популярных актёров. Королевой экрана тех времен была Вера Холодная , которая родилась в Полтаве и много снималась в Одессе.
С 1919 года в УССР начинается тотальное огосударствление кино. 1922 году были основаны Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать Одесскую и Ялтинскую киностудию , а в 1928 году ввести в действие Киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию им. А.Довженко ) — одну из крупнейших и самых современных на то время в мире. Вместе с тем, игровое кино пыталось совместить революционную тематику с традиционной для предыдущего периода мелодрамой и приключенческими жанрам («Укразия» Пета Чардинина , « Сумка дипкурьера » и « Ягодка любви » Александра Довженко ). В это время на Украине появились также экранизации классических произведений национальной литературы — «Тарас Трясило», «Николай Джеря», «Борислав смеется» .
В Одессе проходили съёмки многих фильмов, которые ставили московские кинорежиссёры. В 1925 году на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна « Броненосец Потемкин », вошедший в десятку лучших фильмов мирового кинематографа и ставший визитной карточкой Одессы.
В конце 1920-х годов в украинском кинематографе все громче начало заявлять о себе новое модернистское течение, сформировавшееся в сотрудничестве режиссёра Леся Курбаса с писателями Майком Гервасиевичем Йогансеном и Юрием Яновским . Непроторённым пути преодолевал в кино самобытный режиссёр и сценарист, известный скульптор Иван Кавалеридзе («Ливень», «Перекоп»).
Особую роль в становлении украинского киноискусства сыграли фильмы Александра Довженко « Звенигора » (1928), « Арсенал » (1929), « Земля » (1930). Его творчество вывело украинский кинематограф на мировой уровень. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ( Бельгия ) в результате опроса, проведённого Бельгийской синематекой, среди 117 выдающихся критиков и киноведов из 26 стран мира, фильм «Земля» был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов.
В ноябре 1930 года ВУФКУ было реорганизовано в «Украинафильм» и подчинено «Союзкино».
В 1930 на Украине появляется первый звуковой фильм — документальная лента Дзиги Вертова « Энтузиазм: Симфония Донбасса », а в следующем году зрители услышали голоса актёров в художественном фильме А. Соловьёва «Фронт».
В конце 1930-х тотальный террор в СССР сочетается с конъюнктурным возвращением к национально-исторической тематике. Фильмы « Щорс » (1939) Александра Довженко и « Богдан Хмельницкий » (1941) Игоря Савченко — удивительное сочетание и очевидной режиссёрской и актёрской одаренности. В 1938 году вышел первый украинский цветной фильм — «Сорочинская ярмарка» .
Украинское кино времен Второй мировой войны , частично эвакуировано на восток, было преимущественно подчинено идеологическим задачам военной поры. Вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры. К ним можно отнести фильм «Радуга» Марка Донского по сценарию Ванды Василевской , который с необыкновенной художественной силой передаёт трагедию оккупированного фашистами украинского села. Фильм получил ряд международных наград, но, несмотря на распространённые слухи, так и не получил «Оскар».
Сценарий Александра Довженко «Украина в огне», который Сталин сначала воспринял одобрительно, затем подвергся разгромной критике, а автор — шельмованию. Одной из причин этого, о чём Довженко намекнули, было то, что в сценарии ничего не было сказано о решающей роли Сталина в победе над врагом. Кроме того, в фильмах военных лет по указанию «вождя» пропагандировалась идея быстрой и легкой победы над фашизмом.
Украинские фильмы 1945—1953 годов подчинялись канонам «социалистического реализма», их большую ценность составляют высокий уровень актёрской игры (на экране в это время появляются Михаил Романов , Амвросий Бучма , Дмитрий Милютенко , Сергей Бондарчук ) и высокопрофессиональные работы кинооператоров (« Подвиг разведчика » (1947), режиссёр Борис Барнет , оператор Даниил Демуцкий ; « Тарас Шевченко » (1951), режиссёр Игорь Савченко , оператор Даниил Демуцкий, и другие).
Кинематографическую жизнь продолжалась на Украине и во время её оккупации Германией в годы Второй мировой войны. Его центром был Киев, где общество «Украина-фильм» на базе Киевской киностудии начало создавать пропагандистские документальные и хроникальные ленты. На студии в то время работало несколько известных кинематографистов, в частности операторы Николай Топчий и Юрий Тамарський. Также в Киеве действовало восемь кинотеатров.
Во времена политической «оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х годов стремительно растет украинская кинопродукция. Появляются фильмы, которые до сих пор пользуются большим зрительским успехом: « Весна на Заречной улице » (1956, режиссёры Марлен Хуциев и Феликс Миронер ), « Голубая стрела » (1958, Леонид Эстрин ), « Жажда » (1959, Евгений Ташков ), «Иванна» (1960, Виктор Ивченко ), « За двумя зайцами » (1961, режиссёр Виктор Иванов ), « Королева бензоколонки » (1962, режиссёры Алексей Мишурин и Николай Литус ), «Сон» (1964, Владимир Денисенко ).
Украинский кинематограф 1960—1970-х годов представлен именами мирового значения: режиссёры Сергей Параджанов , Юрий Ильенко , Леонид Осыка , Николай Мащенко , актёры Иван Миколайчук , Юрий Шумский, Гнат Юра , Константин Степанков , Николай Гринько , Богдан Ступка .
В это время появляются ленты, которые положили начало уникальному феномену «украинского поэтического кино»: « Тени забытых предков » Сергея Параджанова (1964), который получил вторую премию на 7 Международном кинофестивале в Аргентине; «Колодец для жаждущих» Юрия Ильенко (1965) « Каменный крест » Леонида Осыки (1968), «Верность» Петра Тодоровского (1965).
Лента Киры Муратовой «Долгие проводы» (1971) оказалась под запретом. Драматическая судьба также постигла фильм Юрия Ильенко «Вечер на Ивана Купала» (1968), а вот его лента « Белая птица с чёрной отметиной » (1971) получила Золотую медаль Международного Московского фестиваля .
Впоследствии эстетика украинского поэтического кино стимулировала режиссёрский дебют актёра Ивана Миколайчука (« Вавилон XX » , 1979), а существенные элементы поэтического кино появляются в лентах Николая Мащенко «Комиссары» (1971) и « Как закалялась сталь » (1973).
В 1970-80-е годы настоящий расцвет переживало украинское неигровое кино. Киевская киностудия научно-популярных фильмов сняла огромный массив лент, среди которых встречались настоящие шедевры жанра («Язык животных», «Думают ли животные?», « Семь шагов за горизонт » режиссёра Феликса Соболева , « Захар Беркут » режиссёра Леонида Осыка и др.).
Чрезвычайно успешным был этот период и для украинского анимационного кино. Ленты режиссёров Владимира Дахно (сериал « Как казаки… », « Энеида »), Давида Черкасского (« Приключения капитана Врунгеля », « Доктор Айболит », « Остров сокровищ »), Ефрема Пружанского (« Алиса в Стране чудес », « Алиса в Зазеркалье »), Александра Викена («Как Петя Пяточкин слоников считал», « Отчаянный кот Васька ») и Бориса Храневича (« Капитошка ») прославили украинскую анимацию за пределами страны.
В годы « перестройки » создается много фильмов, посвящённых острой социальной проблематике — «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989) «Бич Божий» Олега Фиалко (1988), « Распад » Михаила Беликова (1990) и другие. Фильм Юрия Ильенко « Лебединое озеро. Зона » (1989) получил широкий международный успех, став своеобразной антитоталитарной киноэмблемою.
Регулирования государственной политики Украины по вопросам кино было утверждено 13 января 1998 года, когда Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О кинематографии».
В период независимости украинское кино характеризуется распадом киноиндустрии в 1990-х годах и попытками восстановить её в 2000—2010-х годах.
В 1990-х с распадом Советского Союза и экономическим кризисом украинское кино начинает переживать упадок. Количество зрителей в кинотеатрах уменьшается от 552 млн в год в 1990 году до 5 млн. — В 1999 году. В то же время постепенно растёт аудитория телеканалов. Количество художественных фильмов, снятых на Украине за год, уменьшается с 45 в 1992 году до 4 в 2000 году. Из 136 фильмов, снятых на Украине в 1990-х годах, 82 были сняты на русском языке. Украинское кино 1990-х пытается коммерциализироваться. Заказчиками и спонсорами фильмов часто становятся бизнес-структуры. Это обстоятельство влияет на содержание фильмов, их попытки иметь развлекательный характер, популярность приобретают криминальные драмы, приключенческие и эротические фильмы.
В начале 1990-х украинское телевидение начало активно снимать телесериалы, в частности популярность имели «Роксолана», режиссёр Борис Небиеридзе про Хюррем-султан, «Остров любви», режиссёр Олег Бийма . На рубеже 2000-х годов огромный успех имел фильм польского режиссёра Ежи Гофмана « Огнем и мечом », в котором украинский актёр Богдан Ступка сыграл роль запорожского гетмана Богдана Хмельницкого . Богдан Ступка становится главным гетманом украинского экрана — ему принадлежат также роли в историческом сериале «Чёрная рада» Николая Засеева-Руденко (2000) и фильме Юрия Ильенко « Молитва о гетмане Мазепе » (2001). В 2006 году состоялась также премьера первого украинского триллера «Штольня» (продюсер и оператор Алексей Хорошко, режиссёр Любомир Кобыльчук). В 2008 году вышел фильм « Иллюзия страха » украинского кинорежиссёра Александра Кириенко . Фильм снят по мотивам одноимённого произведения Александра Турчинова .
В 2010-х годах происходит постепенное увеличение объёмов кинопроизводства на Украине. Благодаря развитию технологий и уменьшению затрат значительно увеличивается количество короткометражных фильмов. В украинский кинематограф пришло новое поколение кинематографистов. Появляются коллективные проекты украинских режиссёров «Мудаки. Арабески», «Украина, Goodbye!», «Вавилонь13». Вместе с упадком централизованной киноиндустрии начинается развитие независимых киностудий, фирм-дистрибьюторов и сети кинотеатров.
В 2003 году в основном конкурсе Берлинале получил « Серебряного медведя » фильм украинского аниматора Степана Коваля « Шёл трамвай девятый номер ». В 2005 году лента «Попутчики» молодого украинского режиссёра Игоря Стрембицкого получила « Золотую пальмовую ветвь » Каннского кинофестиваля . В 2007 году в конкурсной программе Международного кинофестиваля в Роттердаме состоялась мировая премьера фильма « Менины » режиссёра Игоря Подольчака . Позже фильм участвовал в 27 международных кинофестивалях, в 10 из них в программе, в других — в официальной селекции. В 2011 году Марина Врода получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за короткометражный фильм «Кросс». В 2014 году полнометражный фильм Мирослава Слабошпицкого « Племя » участвовал в конкурсной программе «Неделя критики» «Каннского кинофестиваля» и получил сразу три награды — приз фонда Ган, приз Открытие и Гран-при. В 2017 году украинский документальный фильм « Dustards » режиссёра Станислава Гуренко стал одним из платиновых победителей кинопремии International Independent Film Awards в номинации «Документальный фильм».
По состоянию на 2015 год на Украине по данным Украинской киноассоциации насчитывается около 169 кинотеатров, в которых размещены около 464 экранов .
По состоянию на 2016 год на Украине по данным Государственного агентства Украины по вопросам кино насчитывается 105 юридических лиц-компаний в сфере кинопроката, а также 13 физических лиц . Из этих 107 предприятий кинопроката, четверо кинопрокатчиков занимают более 90 % рынка (по выручке), а именно , UFD, Kinomania и MMD.
№ | Название | Рынок в 2010 | Рынок в 2011 | Рынок в 2012 | Рынок в 2013 | Рынок в 2014 | Рынок в 2015 |
1 | 43,2% | 51,0% | 48,9% | 49,1% | 41,4% | 55,7% | |
2 | 20,5% | 22,1% | 21,5% | 14,3% | 26,0% | 22,8% | |
3 | 15,9% | 13,4% | 9,6% | 15,0% | 16,0% | 8,5% | |
4 | 2,6% | 4,7% | 3,4% | 7,8% | 3,6% | 3,80% | |
5 | - | 4,7% | 4,4% | 7,6% | 2,5% | - | |
- | Оставшаяся часть | 18% | 4,2% | 12,2% | 6,4% | 10,5% | 9,3% |
- | Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Центральным орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере кинематографии является Государственное агентство Украины по вопросам кино.
Национальный союз кинематографистов Украины — общественная организация, целью которой является содействие развитию украинских экранных искусств как органической составляющей национальной и мировой культуры, участие в создании концепций развития и сотрудничества киноотрасли и телевидеопростору, защита творчески профессиональных, авторских и социальных прав членов Союза.
Сохранением, восстановлением, реставрацией украинского архивного кино занимается Национальный центр Александра Довженко — государственный киноархив художественных фильмов Украины, единственный Ассоциированный член Международной федерации киноархивов (FIAF) на Украине. Также включает в себя государственную кинокопировальную лабораторию. Осуществляет научные исследования в отрасли кинематографии, издаёт справочную литературу по истории кино, специализированные киноиздания, занимается популяризацией украинского и мирового кино.
На хранении в Центре Довженко находится свыше 50 000 единиц хранения киноматериалов (более 7 000 наименований кинопроизведений) — художественных, анимационных, документальных и научно-популярных фильмов по большей части украинского производства. Большинство из них представлены на исходных материалах — негативах и дубль-негативах, часть также — на позитивных плёнках и цифровых носителях. В Центре Довженко хранятся исходные материалы всех украинских фильмов, созданных после 1992 года. Материалы фильмов советского периода по большей части представлены на дубль-негативах или позитивных плёнках.
Значительную часть украинских неигровых и телевизионных фильмов сохраняет Центральный государственный кинофотофоноархив Украины имени Г. С. Пшеничного.