Interested Article - Красный цвет папоротника

«Красный цвет папоротника» ( польск. Przeprawa ) — советско-польский телевизионный фильм 1988 года режиссёра Виктора Турова . Телевизионный вариант художественного фильма «Переправа». Картина посвящена событиям 1944 года, связанным с освобождением Польши в ходе Второй мировой войны.

Сюжет

Во Второй мировой войне наступил перелом. Советское войска наступают на западе, линия фронта приближается к Польше . Одновременно на польскую территорию проникают советские партизаны. Но здесь действуют свои силы сопротивления, причём не особо жалующие друг друга: Армия Людова (отряды, ориентирующиеся в борьбе с немцами на сотрудничество с Москвой ) и Армия Крайова (отряды, сохранявшие верность польскому правительству в изгнании , в Лондоне ). Герои картины долго и мучительно пытаются найти компромисс. Поляки очень хорошо помнят, как в сентябре 1939 года, выполняя тайные договорённости , в страну вторглись не только части Вермахта , но и РККА , причём, на той территории, которая была оккупирована Красной армией, немедленно начались репрессии и депортации . Кроме того, многие польские офицеры мечтают о настоящей независимости и не желают менять гитлеровскую оккупацию на сталинскую диктатуру.

Основная часть картины — это диалоги с выяснением отношений, припоминанием прошлых обид и пафосными речами. Присутствует любовная линия в интернациональном ключе.

Кульминация картины — начало немецкой операции по уничтожению партизанских отрядов в Яновских лесах. Советский командир (в исполнении Бориса Невзорова ) настойчиво рекомендует полякам отступить. Но гордый майор Бжезина (Ежи Мольга), командир одного из отрядов Армии Крайовой, отвергает этот план. Он хочет со своими людьми дать отпор немцам и принимает неравный бой.

В ролях

О фильме

Фильм был отмечен медалью Войска Польского .

Польский киновед Мариуш Гузек так отозвался о фильме: «В „Переправе“ Туров показал, что его как режиссёра интересует нечто большее, чем только реконструкция». Он также написал, что фильм нельзя трактовать однозначно».

Для Виктрра Турова, пережившего в детстве оккупацию, гибель отца, заключение в концлагере, тема войны связана с судьбой его и его семьи. За его плечами к моменту начала работы над «Переправой» были такие картины, как « Через кладбище », « Я родом из детства », « Война под крышами », « Сыновья уходят в бой ». Начиная с фильма «Я родом из детства» в его картинах звучали песни из «военного цикла» Владимира Высоцкого . Песня Высоцкого « Нейтральная полоса » исполняется в начале «Переправы» .

Фильм снимался в годы Перестройки, когда уже можно было высказываться на ранее запретные темы, однако он остался, пожалуй, единственным, где поднимались острые вопросы: коллаборационизма (деятельность Калмыцкого корпуса ), непростых отношений между Красной армией и советскими партизанами с одной стороны и Армии Крайовой , которой руководило правительство Польши в изгнании, с другой . Автор обзора фильма в « Спутнике кинозрителя », что даже на момент выхода фильма мало кто из советских исследователей обращался в своих работах к событиям марта-июня 1944 года: «Здесь сказалась весьма распространённая болезнь наших историков: если какое-либо событие не укладывается в рамки стереотипов — лучше обойти его молчанием». Как результат, не только молодёжь, но и люди пожилого возраста не имели понятия о разногласиях между советскими воинами и частью сил польского Сопротивления .

Литература

  • Mariusz Guzek . Jak w Polsce umieralo kino partyzanckie? Przypadek filmu Wiktora Turowa Prżeprawa (1988)
  • Переправа (Худож. фильм «Беларусьфильма» и Польши, реж. Виктор Туров) // Спутник кинозрителя . — 1988. — № 7. — с. 9.
  • Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. 2020, № 2 (16). стр. 141

Примечания

  1. Шадурский Виктор Геннадьевич . Культурные связи Беларуси со странами Центральной и Западной Европы в 1945—1990-е годы. 2000
  2. Переправа (Худож. фильм «Беларусьфильма» и Польши, реж. Виктор Туров) // Спутник кинозрителя . — 1988. — № 7. — с. 9.
  3. Ворошилова Н., Толмачева А., Стеблинский А. Визуальная репрезентация образа коллаборационизма в Советском кинематографе //Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. 2020, № 2 (16). стр. 141

Ссылки


Источник —

Same as Красный цвет папоротника